На главную   Работы М. Будая   Биография и особенностях статей М. О. Будая 

Карачаевцы/балкарцы

ближайшие наследники амазонок-воительниц

Мухаммад Будай 2010г

 

             Амазонки! О них слагают легенды и мифы. Издревле амазонки являют собой загадку и правда о них столь тонка и прозрачна, что порою кажется не реальной. Кто же они свирепые могучие воительницы, не ведающие ни жалости ни любви, или же прекрасные девы наделённые тонким умом, чутким сердцем, стальной рукой и железной волей? Кто они- бездушные варвары или воины Родины своей? Эта завеса тайны опущена на грани реальности и фантазий.

Но правда в том, что все они были женщинами, и думаю мы сумеем приподнять эту завесу, что бы отдать дань уважения их истории.

Для начала обратимся к истокам легенд о них и ознакомимся с тем, что они повествуют о амазонках. В греческой мифологии говорится о них как о  племени женщин-воительниц. Пентесилея- дочь греческого бога войны  Ареса, была царицей амазонок.

Древние греки верили, что эти свирепые красавицы в определенное время года вступали в брак с мужчинами из других племен.  Рожденных мальчиков они отдавали отцам или убивали, а девочек воспитывали в воинственном духе. Они незнакомы с законом, не признают никаких царей, даже великих, своим имуществом считают то, что взяли с поля боя, а в душе не имеют ничего, кроме дерзости и жестокости. Они мастера метать дротики и добивать противников короткими мечами.

Споры о реальности их существования и сегодня не дают покоя учёным умам. Кто они- миф или реальность? И какова в действительности их сущность?

               В пользу версии  существования амазонок говорит тот факт, что они присутствуют на множестве античных изображений, причем как вместе с мифическими, так и с реальными, историческими персонажами. Многие историки считают, что опровержению факта существования амазонок поспособствовали лишь огромное количество мифов, которыми окружили их.

То есть получается, что реальность их существования смазана мифическими персонажами.

Но наша задача докопаться до истины, которая поможет нам очистить реальность их существования от мифической шелухи. И в её поисках мы для начала можем сослаться на труды греческого историка Ксетия (около 400 г. до Р. X.), который пользовался для своих хроник царскими архивами персов. Он называет скифские племена, с которыми воевал Кир, саками и войско их исчисляет в 300 тыс. мужчин и 200 тыс. женщин. Это и есть повторение легенды Геродота об амазонках.

Тут невольно задаешься вопросом:  Кто они  «саки» с которыми воевал король Кир?

Древнегреческие легенды много говорят о сакских и массагетских женщинах, участвовавших в походах и о царицах этих народов, которые удивляли всех военною опытностью и отвагою. (Отметим, что имя "саха" более древняя форма слова "сака" сохранилось в качестве самоназвания  у современных сибирских тюрок, известных русским как якуты.)

В пользу реальности существования амазонка свидетельствуют многочисленные археологические находки.

Например: На юге России и в других местах, где предположительно жили амазонки не так давно были найдены захоронения женщин, в которых покоились мечи, копья и прочее оружие, однозначно указывающее на род занятий тех кому принадлежали эти останки. Так же при раскопках скифских курганов на смежных территориях России и Казахстана  нашли, в числе прочего, захоронения женщин с доспехами и боевым оружием. Такие же захоронения находили на Кавказе и в северном Причерноморье, где женщины были похоронены с оружием и даже с конской сбруей.
Весной 1997 года., на восточной окраине Волгограда близ села Покровка обнаружено около сотни древних курганов, отнесённых ко времени проживания на этой территории сарматских племён, а именно к периоду от IV до III веков до н.э. При раскопках было вскрыто захоронение юной сарматки примерно 14 лет; останки были обложены большим количеством бронзовых наконечников от дротиков, колчанами, луками и другим оружием. Характерная изогнутость ног скелета красноречиво свидетельствовала, что погребённая большую часть своего, видимо, не очень радужного детства провела на спинах лошадей. Причиной её гибели, по заключению археологов, стал каменный осколок от наконечника копья, обнаруженный в грудной клетке погибшей. Следы неоднократных ранений говорили о том, что до своей гибели юная всадница уже не раз побывала в боях.

    По характеру наконечника историки определили, что он был от длинного копья македонского типа, из чего, видимо, следовало, что последнее сражение отважной амазонки произошло в далёком краю, откуда её привезли для погребения в наши заволжские степи.  Однако, несмотря на воинственность этих отважных сарматских женщин, "слабости" женского пола, видимо, им не были чужды: среди находок есть бусы, браслеты, парфюмерные "коробочки" из раковин, тарелочки для румян...

Складывается впечатление, что жили женщины не отдельным племенем (по крайней мере - в наших местах), а вместе с мужским населением, лишь выделившись в отдельные отряды, подобно нашим современным воинским частям, расположенным у населённых пунктов.

На территории Приуралья захоронение сарматских женщин составляет 36 проц., в Поволжье – 23 проц., от общего числа погребений с оружием. Следы женщин – воительниц найдены и в степных курганах Донбасса.

Одна из них была ранена, а потом убита мечом и нашла последнее пристанище в кургане возле села Каменного. И.А. Писларий в своей книге «Тайны степных курганов» упоминает о том, что ещё в 1901году Е.П. Трифильев раскопал сарматское погребение женщины в степном кургане у Сватово-Лучки (Луганская область). Сарматские погребения исследованы в курганах у сёл Нещеретово (в 15 километрах от Старобельска) и Нижняя Дуванка в селе Новокиевка Краснодонского района в посёлке Фрунзе  Славяносербского района  (Луганская обл. Украина) и других местах. Подобных захоронений множество, но даже приведённых тут примеров достаточно, что бы доказать реальность  существования амазонок.

Ни что ни вечно в этом мире, вот и амазонки ушли в прошлое. Однако слава амазонок  и сегодня будоражит умы и  память о них мы возродим из склепов истории.

         Как известно поиск без вести  пропавших  начинается  с места их последнего пребывания.   Итак, где в последний раз были замечены  женщины – воительницы амазонки?

Словно  невидимая нить протянулась сквозь время и потревожила сонную память о них. И услышал я голос: «мы пали, тут защищая границы Карачая*, последнюю частицу нашей великой Родины». (Карачай- центральная корневая область, последовательно сменявших друг друга древних и средневековых сармато-алано-хазарских государственных образований между  Каспийскими и Черными морями)

Обоснованны ли наши высказывания или мы слагаем очередной миф покажет следующий аргумент.

      В предании, сообщенном Райнегсом о женщинах воительницах (т. I, стр. 238), которое правдолюбец Ян Потоцкий дал себе труд проверить говорится:

   «В те времена, когда наши предки, рассказывают кабардинцы, жили на берегах Черного моря, они часто воевали против эммечей, народа женщин, который занимал горный район между Черкесией и Сванетией вплоть до нынешней маленькой территории Кабарды».

Интересно знать, о какой Черкессии  ведут тут речь кабардинцы,  и кто в ней жил? Как известно Яков Рейнегс  сообщил это предание в 1782 году. (другой вариант написания фамилии- Рейнеггс). Но за девять лет до сообщения Рейнегса,  И.Гюльденштенд  уже в 1773 году под Черкессией подразумевал Бештау – Пятигорье. Вот, что он пишет  О границах Базиании и басианцах  (балкарцах): «Она занимает часть высокого снежного хребта около Малки, Терека, Аргудана или Аргуена до самой Кубани, и граничит к востоку с Осетинской областью, к югу с Грузией, и именно с Имеретинской и Сванской провинциями, а к северу с Черкесией»[1].

А к северу от балкарцев находится, как известно Бештау (Пятигорье),  называемый И.Гюльденштедом  Черкессией.

Эти черкесы не имеют отношение к кабардинцам, так как из придания видно, что сами кабардинцы признают факт маленькой территории Кабарды, а о Черкессии рассказывают как о чужой стране и чужом народе. Амазонки же жили в горном районе  между Черкессией и Сванетией. А это ни что иное как места традиционного проживания Карачаевцев/Балкарцев.

Об этом Волкова Н. Г. пишет: «Карачаево-Балкарцы жили в горной местности по обе стороны Водораздельного хребта, тянувшегося от Эльбруса до Пятигорья» [2].

Это предание о существовании эммечей подтверждается фактом, который сообщает П. Ламберти: "...В его времена Дадиан, ведший войну против высокогорных народностей в районе к за­паду от Эльбруса, обнаружил среди мертвых противников боль­шое число женщин, вооруженных и одетых в латы. Дадиан предлагал большую награду тому, кто приведет живьем одну из этих воительниц".

После этой битвы свет памяти о этих воительницах  канул во мрак неведения. Поэтому будет целесообразным начать поиск  амазонок с последнего места их пребывания  в памяти карачаевского народа, земля которого окропилась кровью последней амазонки.

 

След амазонок в культурном наследии Карачая

Амазонки – прекрасные  таинственные воительницы о отваге которых слагались легенды. Кто они и на сколько реально было их существование? Над этой тайной ломают голову ученые мира тысячи лет, но история ревностно охраняет эту тайну. Однако порой разгадки даже самых  казалось бы глубоких тайн истории бывают так просты и очевидны. И разгадки этих тайн скрываются в обычаях и культурных наследиях народов как строки на листе бумаги в ожидании, когда их прочтут. И то, что мы вам расскажем в данной работе, есть ключ к открытию завесы этой тайны.

Были ли амазонки безгрудые?

На наш взгляд амазонки не отрезали груди как это рассказывают легенды. Они просто нашли способ завуалировать её так, что складывалось ощущение, что они безгрудые.

До относительно недавних времён в карачаевском народе  существовал обычай надевать на грудь девочки 10 – 12 лет кожаную утяжку «Чубур», которая останавливала развитие молочных желёз у неё. Такое  обстоятельство открывала перед девушками максимальные возможности   владения боевыми искусствами и беспрепятственного использования различных типов  оружия.

Полагаю, что именно этот способ использовали амазонки для вуаляции  груди. Чужие народы не знакомые с этим обычаем были уверенны, что они были безгрудыми. Согласно карачаевским обычаям право снять чубур – предоставлялось только жениху в брачную ночь. В те времена снятие чубура символизировало отход девушки от боевых дел и начало её семейной жизни, где освобождённая грудь вскоре приобретала обычную женскую форму. Однако это  не освобождала их от участия в защите своей Родины в случае необходимости.  И так как женская грудь принявшая свою обычную форму  препятствует свободному обращению с оружием, карачаевцами был придуман   «кюбе тюб» компенсирующий этот нюанс у женщины воительницы. "Кюбетюб" - сложное слово состоящее из "кюбе" и "тюб". Слово «кюбе» на карачаевском языке означает «панцирь, латы», а «кюбетюб» - "подлатник/подпанцирник, т.е. то что носят под панцырем/латами". А это в свою очередь говорит о том, что карачаевские женщины в древности носили латы (панцырь). А её надо полагать одевали не на свадьбу, а на войну. Это дает нам право заявлять, что именно карачаевские женщины и были амазонками.  Именно карачаевский «кюбетюб» был прародителем современных лифчиков и бюстгальтеров.  

 

Къама/кама - короткий меч

общий для амазонок и карачайбалкар

Что же относительно коротких мечей, которыми амазонки добивали своих врагов, то эти короткие мечи на карачаевском языке называются «къама»  (кинжал).  Они на сегодняшний день составляют неотъемлемую часть украшений в ансамбле карачаевского костюма.  Карачаево-балкарское слово "къама" (по-русски  "кама")  присутствует в словаре соседей карачаевцев/балкарцев  у адыгов "къамэ" и  у осетин "хьама"".  Представители  адыгов и осетин ошибочно считают данное слово и соответственно изделие его обозначающее исконно своим. (Даже в Wikipedia указали, что "кама"  адыгское слово). Чтобы раз и навсегда покончить с разногласиями в этом вопросе, хочу внести некоторую ясность в этот спор.  У адыгов слово «къама» произносится «къамэ», у осетин " хьама" и имеет лишь одно значение – кинжал. А в Карачаево-Балкарском языке это слово имеет множество значений. Приведу некоторые из них, которые непосредственно касаются нашей темы:

 «къама» -  общее название для всех видов кинжалов;

 «къара къама» - кинжал с чехлом для ножен из чёрного сафьяна, предназначенный только для битвы.

 «кюмюш къама» - кинжал с полной серебряной отделкой, одевался на праздник или торжество;

«думада къама» - тренировочный  не металлический  кинжал, предназначенный  для обучения детей технике боя;

То есть карачаевцы/балкарцы   имели четкое отличие между боевыми, тренировочными и праздничными «къама» кинжалами. А это говорит о том, что корень слова «къама» глубже  именно в карачаево-балкарском  языке.

Более того исходным корнем слова "къама" является - прототюркское  слово "къам/кам"  со значением -"капля, вода".  Река Кубань начинается у древнейшего карачаевского села Учкулан слиянием двух рек Уллу Кам и Махар. (Здесь Уллу Кам- Большой Кам) . В подтвеждение того, что кам/къам древнейшее прототюркское слово добавим, что в Татарстане течет река Кама. В Сибири, в другое тюркской республике Тыва имеется много рек имеющих в своем названии слова "Хам/Хем", например Хам Сыра,  Кызыл Хем итд. Здесь слова "кам, къам, хам" являются разными вариантами произношения одного и того же слова. Таким образом древнейшее  значение слова  "къама/кама"  является "стекать, капать/стекая, капая (о жидкости).." 3. Становится очевидным почему слово "къама" закрепилось за кинжалом. Кинжал как хозяйственно-бытовое орудие более часто, чем колюще-резущее оружие,  использовалось древнейшими охотниками и животноводами  для разделки туш животных в повседневной жизни. Одной из видимых следствий использования кинжала (къама) является стекание крови по клинку. Также неслучайно, что слово "кама" в значении колюще-режущего оружия подобного короткой косе имеется в японском языке. Японский язык входит совместно с тюркскими языками в алтайскую языковую семью, т.е. имеет единый общий корень.

Слово "къама" кроме  двух исходных  значений   "1.кинжал и 2. стекать/капать"  имеет следующие значения:

3. слепить (глаза)

4. затупиться ( о всех режущих предметах)

5. набивать оскомину (о зубах при невозможности кушать)

6. устыдиться

Приведённые  лингвистические и топонимические  факты ясно указывают  на карачаевцев/балкарцев, как на  первосоздателей  короткого меча "къама/кама", впоследствии заимствованного адыгами и осетинами . Короткий меч (кинжал) "къама/кама" карачайбалкар по своему функциональному назначению соответствует короткому мечу древних амазонок и тем самым сближают карачаевцев/балкарцев с амазонками.

Любопытно, что общего между кинжалом и стыдом, и почему карачаевцы/балкарцы используют одно и то же слово?

На эту загадку свет проливает один из интересных обычаев карачаевцев/балкарцев (карачайбалкар). Если в силу  каких-то обстоятельств  мужчина и женщина оказывались наедине  под одной крышей, а женщина не хотела интимной близости с этим мужчиной, то ночью она клала «къама - кинжал" между собой и мужчиной. «Къама» - кинжал  символизировал в такой ситуации  слово «устыдись». Да и другие значения слова "къама" -  "невозможно кушать, затупиться, слепнуть" несут в себе ассоциативно-смысловой запрет на близость.  И джигит всегда понимал этот яркий и точный язык символов.

Тут возникает справедливый вопрос: какая необходимость была вооружённым мужчине и женщине оставаться под общей крышей? Ответ на него однозначный – эта женщина была амазонкой, которую военная ситуация вынудила находиться в обществе мужчины под общей крышей.  Это ещё раз доказывает этническое родство карачаевцев/балкарцев и амазонок и связанное с этим близость их обычаев.

 

 След амазонок в традициях карачаевцев/балкарцев

Как правило обычаи и традиции того или иного общества создаются согласно его характеру и укладу жизни.

На наш взгляд обществу, породившему амазонок, должно сопутствовать два характерных отличия.

А) Воинственность;

Б) Уважение к женщине.

Воинственность. О неоценимых качествах карачаевского народа об их храбрости и ловкости, неутомимости, и искусстве верховой езды по склонам гор и скалам, об охотничьем искусстве и искусстве стрельбы рассказывают множество историков и путешественников. 

«Карачаевцы - смелые и неутомимые наездники, в искусстве езды по крутым склонам гор и скалистым ущельям своей родины они превосходят даже соседних кабардинцев, считающихся лучшими наездниками на Кавказе»4....

«Карачаевцы по преимуществу перед всеми другими горцами обладают неоценимыми качествами для горных охот. Острое зрение, поразительная находчивость, способность ориентироваться в горах, даже во время тумана... Ходоки или, точнее сказать, лазуны они все - и старые, и малые... Всем известна пресловутая ловкость и неустрашимость швейцарских охотников за сернами, но с карачаевцами их не сравнишь..., карачаевец бьёт наверняка, не иначе как по месту, ни на авось, ни зря стрелять не станет»5.

Карачаевцы  слыли храбрыми и непобедимыми воинами. По этому когда Россия покорила карачаевцев она сочла это для себя большим успехом, о чём свидетельствует рапорт командующего войсками кавказской линии и черномории Г.А. Эмануэля военному министру А.И. Чернышеву о взятии карачая:  «Спешу Вашему сиятельству донесть, что Термопилы Северного Кавказа взяты нашими войсками, и оплот Карачаева, у подошвы Эльбруса, для всех горских народов, враждебных против России, помощью божиею и храбростью войск под личным моим предводительством, разрушен»6.

 Об успехе царских войск в отношение карачаевцев, было даже написано в столичной газете «Северная пчела»: «Блистательный успех предполагает путь к успокоению всего края Кавказского… Пример покорения сего народа, почитавшегося у всех горских жителей самым непобедимым, дает прочим подумать о возможности повторить с ними такое же происшествие»7.

В другом архивном документе сказано: «Карачаевцы составляли прежде сильный и воинственный народ. Обширные пастбища, хорошие породы лошадей, отличное вооружение и преданность своим князьям давали им большой вес между горскими народами. Российское правительство после многолетней борьбы умело упрочить власть над этим сильным народом»8.  «Карачай был завоеван при самом упорном сопротивлении гордых карачаевцев, дотоле никем еще не побежденных»9, - писал Голицын, биограф А. Емануеля.

Эти качества карачаевцы унаследовали от далёких воинствующих предков, чьи навыки ковало тяжёлое время и инстинкт победителя.

И действительно  весь механизм карачаевского общества основан на военных навыках.

 Например, когда карачаевец просил кого-то запереть дверь, то  это звучало так «къылычны эшик артына ат» что в переводе «меч закинь за дверь». Ещё относительно недавно у Карачаево – Балкарцев существовал обычай дверь запирать «къылычом» (мечом),  который опускали в скобы в дверях.  Суть в том, что при отпирании двери меч вынимался из скоб и хозяин, таким образом, встречал пришедшего  уже  вооружённым. Это давало преимущество на случай внезапного визита врага. Надо заметить, что  дверь могли открыть как мужчина, так и женщина. Это показатель того, что карачаевские женщины владели  мечом, что само по себе уже является доказательством тому, что они были воительницами - амазонками.

Военные навыки карачаевцев прослеживаются как в поведении дома, так и на улице. Они со временем переросли в национальный этикет, который был перенят многими народами Кавказа. В заимствовании,  чьих - то традиций себе ничего постыдного нет, но постыдно и мерзко после этого заявлять перенявшим, что это их исконные обычаи. Нюанс состоит в том, что перенявшие могут описать саму традицию, но обосновать  причины её возникновение в обществе никто, кроме действительных  её прародителей,  не сумеет.

Например, согласно карачаевскому этикету, когда двое идут по улице, младший  должен быть слева для того что бы правая сторона старшего, обязанного в случае опасности принять бой первым, оставалась свободной.

 А когда группа состоит до четырёх человек, порядок построения идущих меняется. Что бы  читатель мог визуально представить себе картину, мы предлагаем следующий пример. Допустим, по улице идут старший  и три его приятеля в возрасте 24, 22 и 20 лет. 20 летний  идёт справа от самого старшего. 24 летний  идёт с его левой стороны , а 22летний последним слева. Такой порядок построения объясняется тем, что в случае опасности старший становится командующим, а самый младший курьером. Именно по этому, младший должен быть под правой рукой командира.

После ухода курьера его место занимает 22 летний приятель.   А если и он летний вынужден будет уйти с поручением, оставшиеся двое уже не меняют порядок построения, так как младший как выше сказано идёт с левой стороны.

Такой порядок построения заинтересовал даже французского писателя  Александра Дюма настолько, что он выстроил героев своего знаменитого романа «Три мушкетёра» именно в этом (карачаевском) порядке построения. Да, именно в карачаевском порядке, так как он был хорошо знаком с обычаями народов Кавказа, где именно карачаевцы вызывали его восхищение.

Поэтому он писал: «Хвалёная Грузия и славная Кабарда недостойны изумительных  народных обычаев Карачая».10

«Древо амазонок» могло произрасти  только в таком обществе, где женщины пользовались бы большим уважением и признанием их мужской половиной этого общества.

 

Б) Уважение к женщине. Все историки, путешественники, учёные ознакомившиеся с обычаями Карачая, отмечали их уважительное отношение к женщине. 

Бларамберг Иоган пишет: «В отличие от других горцев, они (карачаевцы) питают большую привязанность и человечно относятся к своим женам. По своему положению жена у них, как и у нас, подруга жизни, а отнюдь не рабыня…»

 Г.Клапрот пишет: «Обычно они берут лишь одну жену некоторые, однако, имеют двух или трёх, с которыми они живут очень мирно, и с которыми, в противоположность другим народам, они обращаются очень человечно и внимательно, так что жена у них, как и у европейцев, подруга, а не служанка у своего мужа».11

К.Хетагуров пишет: «А что карачаевцы никогда не обидят женщин, по народным традициям, это не подлежит никакому сомнению».12

В.ТЕПЦОВ пишет: «Уважение старших - это основной закон карачаевского нравственного кодекса...Положение женщин в Карачае гораздо лучше, чем у остальных горцев»13.

Уважительное отношение к женщине  у карачаевцев начинается не со времён посещения этих мест европейскими авторами. Это их национальное отличие, истоки которого уходят в  древнее прошлое.

На сегодняшний день широкое распространение среди народов Кавказа имеет обычай, где женщина может остановить кровопролитие своим платком, брошенным на землю между противниками.

Тому, что этот обычай берет своё начало от Карачаевцев, имеются два свидетельства:

а) европейские авторы, разновременно посетившие Кавказ только у карачаевцев отмечали уважительное отношение к женщинам.

б) только  в карачаево-балкарском языке можно найти объяснение тому, почему кровопролитие мог остановить именно платок, а не какая-то другая часть одежды. 

"Платок"  на карачаево-балкарском языке звучит  как «джаулукъ». То же самое слово "джаулукъ" означает и вражду от слова "джау"- враг. Брошенный платок между врагами это своего рода шифрованное  повеление женщины прекратить   враждебные отношения. В языке  других кавказских народов отсутствует подобная связь между словами "платок и вражда".

Как известно карачаевские женщины надевали платок только после замужества. Это один из элементов традиций амазонок, у которых платок на голове означал отход от ратных дел и переход к семейной жизни. Сегодняшние обычаи, когда женщина бросает платок на землю  это «угроза потомков амазонки», что она  вступит в бой. Вчерашний страх перед боем амазонки, преобразовался в сегодняшнее уважение к её платку.

У карачаевцев существует поговорка – «къатын  урушха  къан дауланмайды», что в переводе «за сражение женщины не мстят (не объявляют мести)». Это так же указывает на то, что карачаевские женщины владели оружием и при надобности вели смертельную битву.  И никто за это не таил кровной мести. Именно по этому мужчина спрятавшийся за спиной женщины спасал свою жизнь, потому, что ни кто не сумел пробраться к мужчине под защитой женщины. Поэтому и родилась поговорка «къатын  артына букъма- не прячься за женской спиной». Сегодня это расценивается как уважение к слабому полу. Но карачаевские женщины (потомки амазонок )  завоевали это уважение.

Приведённые выше свидетельства из языка и обычаев карачаевцев/балкарцев, из описаний карачаевцев/балкарцев  средневековыми европейцами и древними греками , доказательств в пользу создания предками карачаевцев/балкарцев   короткого меча позволяют сделать вывод о том, что  карачаевцы/балкарцы  напрямую связаны с амазонками- воительницами.

 

Источники-сылки:

[1]  Адыги, балкарцы  и  карачаевцы  в  известиях  европейских  авторов  XIII XIX вв. Нальчик,  1974.  С.206.  

 2 Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – началеXX века. М., 1974. С. 94.

3 Ахмад Сылпагъар, "Аланхазар сыры ...", г.Невиномысск, 2010г. стр.174

4  В.Новицкий В горах Кавказа.С-Пб,1903,т.39,вып.IV,с.95.

5 А.АТР Жур. "Охота". М., 1883, с.34.

6 Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии 1985. Ростов С.39.

7 См. Тебуев Р., Хатуев Р. Очерки истории карачаево-балкарцев. Москва-Ставрополь, 2002.  С.106.

8  ЦГА КБАССР, ф.16, оп. 1, ед. хр. 362, лл. 6-8.

9  Голицын Н. Б. Жизнеописание генерала от кавалерии Емануеля, сочиненное князем Н.Б. Голицыным. СПб.:  В типографии Н. Греча. 1851.

10  Урусов. К.С-Б «Высказывания о карачаевцах, евреи о евреях». стр.18.

11 Адыги, балкарцы, карачаевцы в  известиях европейских авторов 13-19 вв. Нальчик 1974 г. стр.247.

12  К.Хетагуров  Собрание сочинений, т.3, М., изд-во "Художественная литература",1974, с.144

13 В.Тепцов  Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Тифлис, 1892, т. XIV, с.96,107

 

Примечание: редакторская правка и корректировка текста- Ахмад Салпагаров



Сайт управляется системой uCoz