На главную   Работы М. Будая   О биографии и особенностях статей М. О. Будая

КАРАЧАЕВО-БАЛКАРЦЫ! ЕДИНЫЙ ИЛИ ДВА РАЗНЫХ НАРОДА?

М.О. БУДАЙ 2003

Угодил ли А. Катчиев в ловушку, расставленную В. Коковым и С. Беппаевым или же он действует согласованно с ними, об этом знает только сам А. Катчиев, ведущий в г. Черкесске сомнительный "объединительный съезд", состоявшийся 6 января 2001 г.?
А на сколько нам известно, план этого съезда В. Коков и С. Беппаев подготовили еще 3 года назад, с целью после того, как задушили балкарцев, поставить на колени карачаевцев. Это было опубликовано даже в СМИ в 1998 г.
Конечно же, им хотелось бы видеть в КЧР главу, который подписал согласие на расселение десятками тысяч адыгской диаспоры в местности от Лабы до Адыгеи. Это не догадки и не предположение. Это факт, подтвержденный следующим.
1. Письмо, адресованное М.С. Горбачеву от черкесской диаспоры, с просьбой дать согласие на возвращение черкесской диаспоры в 1989 году - не для кого не секрет.
2. Межпарламентский договор между Адыгеей, КЧР и КБР - так же не составляет секрета.
3. Не представляет секрета и обращение, посланное генеральным секретарем не представленных народов ООН г-н Васт ван Праагай председателю Совета Федерации РФ Егору Строеву от 23 апреля 1997 г. (заметьте, что Валерий Коков является заместителем председателя Совета Федерации РФ Е. Строева).
4. Ни для кого не секрет, что президент Адыгеи г-н Джаримов обратился с просьбой к губернатору Краснодара уступить Адыгее территорию, расположенную между КЧР и Адыгеей. Для чего? Надеюсь, догадаться не сложно. Для образования соединительного территориального моста между КЧР и Адыгеей.
5. Не забыли телезрители и день, когда по местному телевидению, прервав передачу на карачаевском языке, выступил профессор из Адыгеи в 1999 г. В своем выступлении он обратился к жителям КЧР с просьбой не препятствовать возвращению адыгской диаспоры.
Все сказанное выше говорит о том, что остался всего один шаг, и это Президент КЧР, который готов подписать вместе с В. Коковым и Джа-римовым согласие на возвращение сюда адыгской диаспоры.
Съезд, состоявшийся 6 января 2001 г. в г. Черкесске, якобы, под руководством А. Катчиева, ни что иное как спектакль, сыгранный по сценарию, составленному в 1998 г.
Они дожидались лишь удобного момента и подходящего "актера" на "главную роль", чтобы "премьера", наконец, состоялась.
В 1998 г. время премьеры спектакля еще не подошло, т.к. важнее было на тот момент усадить С.Э. Дерева в президентское кресло.
В 1999 г. время опять таки не подошло, т.к. помнится, ситуация в КЧР была на грани срыва.
Большую часть 2000 г. А. Катчиев входил в структуру власти. А.С. Беппаева в Карачае не признавали. Однако, 28 октября 2000 г. состоялась встреча А. Катчиева с С. Беппаевым. Со слов лиц из близкого окружения В.М. Семенова известно, что президент был категорически против какой-либо связи с С. Беппаевым, т.к. знал конечную цель этой сомнительной связи, и настоятельно просил А. Катчиева прекратить отношения с С. Беппаевым. Но он отказался, после чего и был уволен - спустя несколько недель со структуры власти. Через некоторое время А. Катчиев проводил этот сомнительный "объединительный" съезд.
В доказательство тому, что данный съезд был запланирован в г. Нальчике три года назад, мы приведем небольшие цитаты из газеты "Тёре (февраль 1998 г.):
"...Третьей задачей этой организации "Малкъар ауазы", как убеждены те же аналитики, является ее "запуск" в межрегиональную политику, в т.ч. и в первую очередь, на максимальное вовлечение карачаевского народа в реализацию не воспринимаемого им межпарламентского договора между Адыгеей, Карачаево-Черкесией и Кабардино-Балкарией, придавая этому процессу вид и характер "народной дипломатии между двумя братскими народами. Кстати, официальные СМИ КБР уже давно ведут эту работу на балкарском языке.
"... на местном ТВ появилась передача "Круглый стол", посвященная дню депортации балкарского народа! В качестве "гвоздя программы" выступал небезызвестный Суфиян Беппаев, который заявил, что намерен поехать в Карачай с большой группой единомышленников и принять участие на предполагаемом там съезде...".
Это является неоспоримым доказательством тому, что данный съезд был запланирован 3 года назад в г. Нальчике, а г-н А. Катчиев, возможно (нам так кажется), не разобравшись в ситуации, попал просто в ловушку, расставленную С. Беппаевым и А. Коковым. Удивительно, три года назад г-н С. Беппаев заявил за "круглым столом" о своем намерении поехать в Кара-чай с "большой группой единомышленников". Это оказалось не пустословием, численность делегатов из Балкарии на данном съезде в 2 раза превышала численность хозяев.
И сегодня А. Катчиев кричит, что карачаевцы и балкарцы - два самостоятельных народа.
Совсем недавно X. Халкечев принес в редакцию "Карачай" статью, в которой научно доказывается, что карачаево-балкарский народ - это единый народ, а не два самостоятельных, как пытаются внушить всем А. Катчиев и А. Хубиев. Однако, редактор газеты "Карачай" Д. Айбазов и зам. редактора А. Хубиев, заявив, мол, нет сомнений в том, что карачаевцы и балкарцы два разных народа до сих пор так и не опубликовали ее.
Выходит, что для поливания грязью карачаевского народа заказным журналистам ворота газеты "Карачай" всегда открыты, а для правдивой, обоснованной информации, извините, двери закрыты.
Может ли такая газета носить имя нашего народа - "Карачай"?
Многие читатели спрашивают о том, что пора бы редакции газеты "Карачай" уйти на отдых и уступить место молодым кадрам. Кстати, их там достаточно и весьма опытных.
Мы считаем своим долгом поставить в известность своих читателей о том, что составлен план, свести на "нет" в истории карачаево-балкарский народ.
План состоит из следующих пунктов.
1. Представить карачаево-балкарский народ как два самостоятельных народа.
Этот заказ дан молодому доктору наук К.М. (карачаевец), получившему недавно в Москве 2-комнатную квартиру в престижном районе, и который выдал Москве много дезинформации о народах КБР и КЧР в пользу адыгов.
2. Представить карачаевцев как сборную нацию.
Над этим работает академик профессор Л.К. (карачаевец). Свидетельствует об этом его последняя книга. А в последнее время к нему хоть и, смущаясь, присоединился и X.А. (карачаевец), о чем свидетельствует его статья; опубликованная в газете "Карачай" от 16 февраля 2001 г.
3. Разрушить единство карачаевского народа изнутри (развязать клановую рознь).
Над этим работает Т.К. (карачаевец), член международной адыгской академии.
4. Разбить единую цель, будущее, судьбу карачаево-балкарского народа.
Над этим недавно начала свою работу О.Л. в газете "Большой Карачай".
5. Подвергнуть злостной критике историков, пытающихся реставрировать истинную историю Карачая от векового слоя лжи и грязи, покрывшего ее, таких, как Кагиева Назифат, У.3. Байрамуков, Н. Байрамкулов, И. Мизиев и М.О. Будай.
"Специалист" у нас по этому вопросу - академик, доктор наук, профессор Б.С. (карачаевец). Недавно к нему присоединился автор заметки в "Горских ведомостях" "Бред не обсуждается".
6. Представить карачаевский народ как совсем молодой, сборный, безземельный.
Над этим работает доктор, академик, профессор Ш.И. (карачаевец). Унизительная ложь в энциклопедиях о нашем народе преподносится такими горе-учеными. Недавно к ним присоединился X.А.
7. Дискриминировать героев карачаевского народа, приклеить им клеймо "бандитов".
Над этим работают большинство перечисленных ранее лиц.
Таким образом, "гнилая интеллигенция" карачаевского народа, носящая такие титулы как академик, профессор, доктор и т.д. является исполнителями "чужого заказа", т.е. пытается вышвырнуть карачаево-балкарский народ из истории, дабы расчистить путь для "Великой Черкесии" в грязных сапогах.
А г-н А. Катчиев, к которому ранее у нас претензий не было, оказался жертвой грязных политических интриг, и которого мы, из уважения к его прекрасному прошлому просим: "Избавься Ахмат от них. Мы знаем тебя как человека сильного и мужественного. А самое большое мужество - это уметь признавать свои ошибки. И это лучше, поверь, чем идти по ложному пути.
В карачаевском народе людей, честно работающих на благо своего народа, мало. Вы были одним из них. Мы не хотим, чтобы на ваше имя в истории осела "серая пыль". Так помогите нам сохранить уважение к вам".
* * *
Итак. А. Катчиев на старости лет возомнил себя ученым-историком. Написал огромную статью, где сам едва ли понял, что написал, где нет ни содержания, ни смысла, ни сюжета, ни развязки и т.д.
Читая ее, ловишь себя на мысли, что ее написал какой-то незадачливый журналист, который проходя по рыночному ряду, забыл выключить диктофон и записал гул бессвязных сумбурных сплетен, тде шофера-механики, сапожники., вязальщицы и т.д., трактуют историю на свой лад в зависимости от своего мировоззрения или умозаключения.
Придя в редакцию "со столь ценными" записями, бедолага опубликовал их как есть в газете "Карачай" и в газете "День республики". А если это не так, то как тогда можно понять слова А. Катчиева?
"...Ему (М. Будаю) хочется видеть единый карачаево-балкарский народ, он и величает их в своих опусах карачаево-балкарцами. И как видно до фени самозваному профессору, что так сложилась историческая судьба Карачая и Балкарии, что некогда единый этнос сегодня представляет два самостоятельных народа. Это исторический и научный факт, но "горе-политику и научному деятелю" наплевать и на историю, и на науку.
Ну что ж.
Есть определенные признаки, указывающие на общую единую принадлежность народов.
1. Единая историческая территория.
2. Единый общий язык.
3. Единая общая религия.
4. Единая раса.
5. Единая культура, обычаи и быт.
К вашему великому сожалению, все эти признаки у нас есть. В таком случае, простите, на каком основании мы считаемся двумя разными народами?
Я хочу сказать г-ну А. Катчиеву и вторящим ему заказным журналистам: "Возьмите в руки книгу "Народы Кавказа" т. 1 издание "Академия наук СССР. Москва 1960 г. стр. 28, где написано о карачаевцах и балкарцах следующее:
"Карачаевцы и балкарцы. Характерные представители кавкасионского типа. Несмотря на их принадлежность к тюркской языковой семье, в их антропологическом типе не найдены хотя бы незначительные следы примесей монголоидной расы".
Адыгейцы. Преобладает понтийский тип, в особенности на западе. Впрочем, отдельные локальные группы, например, адыгейцы Лазаревского района Краснодарского края отличаются более темной пигментацией и несколько менее высоким ростом, в чем они морфологически сближаются с представителями каспийского типа. В восточных этнографических группах адыгейцев наблюдается примесь кавкасионских элементов. Головной указатель несколько выше, чем на западе. Лицо шире.
Кабардинцы, черкесы и абазины.
Черты кавкасионского типа (круглоголовость, значительная ширина лица) выражены в еще более сильной мере, чем у восточных групп адыгейцев. В общем они занимают промежуточное положение между характерными представителями пантийского и кавкасионского типов.
Вот о чем говорит наука, г-н А. Катчиев: и о нас, и о наших соседях.
Несмотря на то, что наши соседи являются представителями разных рас, согласно слову науки, а карачаево-балкарцы представители одной расы и одного типа (кавкасионского) Б. Акбашев, а вместе с ним вся адыгская интеллигенция заявляет, что они единый народ, а вы г-н А. Катчиев со своим заказными журналистами антинаучно заявляете наперекор истории, что мы два самостоятельные народа. Как отсюда видно, плюю на историю не я, г-н А. Катчиев, а вы.
Г-н А. Катчиев, обратите свой взор к журналу "Живая Старина-3" от 1993 г. на стр. 118. Там пишется следующее:
"В значительной части Кавказа и западного Закавказья, заселенного так недавно десятками народцев, слывших под именем черкесов, существовал общий для них международный язык, принятый только для взаимных сношений, но не имевший места во внутренней жизни ни одного из них. Он был мертвым языком, подобно тому, как латинский язык еще употребляется медиками и немногими учеными теперешнего цивилизованного мира. Но общечеркесский язык служил насущной потребности каждого горца, желавшего перейти за узкие пределы своей родины, и потому имел широкое распространение. Джигит не мог перейти на правый берег р. Мдзымты, не зная или языка азгинцев или общечеркесского; он не мог направиться далее 25 верст к северо-востоку по берегу Черного моря, не зная убыхского языка, если не говорил на общечеркесском. Представители этих народцев не могли поехать далее в окрестности, например, в Туапсе, не говоря на языке нижних шапсугов, если бы не знали общечеркесского. Представителю любого горского племени, не знающего общечеркесского языка, пришлось бы говорить по-ха-кучински, отправившись между Сочи и Туапсе глубже в горы в ущелья главного хребта, в окрестностях Новороссийска пришлось бы говорить по-натухайски, в землях абазинских племен на абхазском языке или его наречиях; в земле абадзехов и других народов северного склона опять на других языках. Но общечеркесский спасал от необходимости знать целое вавилонское смешение языков и наречий, сгруппированных на относительно столь небольшом пространстве".
Несмотря на то, что наши соседи общались на десятках разных непонятных друг другу языках, сегодня они считают себя единым народом с единым языком. А вы, г-н А. Катчиев, несмотря на то, что карачаевцы и балкарцы изъясняются на одном и том же языке, заявляете, что мы два разных народа, да еще и призываете в свидетели этому науку и историю.
Это относительно науки. Что же касается истории, то и она гласит, что карачаевцы и балкарцы - один народ.
Я могу привести примеры многих авторов, и вероятно, ваше окружение знакомо с их трудами. Но самая правдивая и ценная история - это память народа.
То, что в памяти народа сохранилось по этому вопросу. Не знаю, в какой семье росли и воспитывались вы, но я рос и воспитывался в доме Юсуфа Будая, который являлся лидером карачаевской диаспоры в Сирии на протяжении полувека. На смертном одре в последние часы, отец мой обратился к дедушке со словами: "Отец, скажи "Аллах ты умираешь". На это умирающий старец собрав остаток сил ответил: "Взаимоотношении мои с Аллахом - это мои личные дела, оставьте это мне самому. Выслушайте мое завещание.
Я умираю на чужбине, как собака. Не умирайте вы, как бездомные собаки, возвращайтесь на Родину. Мы выходцы из "малого" Карачая - Баксана. Поместье Будаевых – местность Чилмас. Я не надеюсь на то, что вы похороните мои останки там, но если когда-нибудь будет возможность у вас, захороните хотя бы одну мою кость в Чилмасе, она горсточкой сольется с родной землей. Если и это невозможно, то возьмите горсть земли с моей могилы и отвезите в Чилмас - тогда душа моя обретет покой. Дружите с русскими, это добрый и честный народ, и не доверяйте другим. Они не гнали нас, наоборот, уговаривали остаться. И поняв, что мы неколебимы в своем решении, оказали нам помощь и материальную и медицинскую".
Все это не фантазия. Это было на самом деле. И я действительно привез в Чилмас горстку земли с могилы моего дедушки. Отец мой, вспоминая завещание своего отца, назвал двух дочерей своих (рожденных после его смерти) русскими именами - Ляна и Лиза. Брат моего отца, следуя примеру моего отца, дал русские имена своим двум сыновьям - Царь (Кайсар - арабский диалект) и Александр (Скандр - арабский диалект). Я же в свою очередь назвал своих двух старших сыновей - Эльбрус и Нальчик. Брат моего отца Дия-Альдин умер неожиданно, накануне переезда на Кавказ. На смертном одре он сожалел только об одном, что умирает не на Кавказе. Умирая, он просил меня об одном: "Вероятно ты все же сможешь вернуться на Родину. Если у тебя родится сын на Родине, назови его моим именем - Дия-Альдин. Видно не судьба была телу моему лечь в родной земле. Пусть имя мое бегает и играет на улице моей Родины".
Сегодня маленький Дия-Альдим (мой младший сынок), которому 6 лет, бегает и играет, являясь напоминаем моего дяди. На сегодня отец мой болен тяжелым недугом и просит он только об одном: "Я хочу умереть на Родине Малом Карачае. Привези, сынок, меня на Родину".
Я прошу прощения за столь эмоциональный рассказ, но я рос именно в такой среде, где Родину почитали, как святыню и дорожили дружбой русских.
И не случайно меня за рубежом окрестили неофициальным русским послом. Я не случайно рассказал эту историю. В ней отражается память нашего народа.
Согласно слову моего дедушки, мы - выходцы из Малого Карачая - Баксана. Карачаевская диаспора состояла из выходцев из Баксана, Холама, Чегема, Кенделена, покинувших свою родину в 1905 г., т.е. нынешнюю Бал-карию.
Что примечательно, так это то, что диаспора в Сирии называет себя карачаевцами, даже те, в диалекте которых доминирует диалект "це". Это говорит нам о том, что нынешняя Балкария в 1905 г. называлась "Малый Карачай". Об этом свидетельствует и русский историк Бруновский. Память о Малом Карачае сохранилась в рассказах и стихах наших.
После того, как карачаевцы по политическому заказу были разделены на две части и названы "карачаевцы" и "балкарцы", возникли ощутимые проблемы.
Но в памяти нашего народа сохранилось название "Малый Карачай". Возможно ли стереть с памяти грядущего поколения понятия о Малом Карачае, и как? В составлении плана о разделении карачаевского народа на две части участвовали историки, лингвисты, политики и психологи. Они придумали очень хитрый ход, назвав Учкекенский район Малым Карачаем. Сделано это с "дальним прицепом", с тем расчетом, чтобы в будущем, когда грядущие поколения прочтут название "Малый Карачай", оно ассоциировалось с Учкекенским районом.
Таким образом, со временем сотрется с памяти нового поколения то, что Малым Карачаем на самом деле является нынешняя Балкария, забудется и то, что мы один народ, а заказные голоса будут кричать - "мы два самостоятельных народа", как это делают сегодня некоторые журналисты.
Любопытная картина вырисовывается. Предположим, мы два разных самостоятельных народа (как это утверждают А. Катчиев, А. Хубиев и т.д.). Но тогда, как вы объясните следующее: в двух разных народах имеются совершенно одинаковые фамилии. Например: Боташевы, Атабиевы, Узденовы, Калахановы, Джуккаевы и т.д. и как не странно, они находятся в близком родстве между собой. Как получилось, что двоюродные или троюродные оказались представителями разных народов? Это то, что хранит в памяти диаспора. А что об этом думают карачаево-балкарский народ живущий на своей Родине?
Предлагаю ознакомиться с мнением карачаево-балкарского народа по этому поводу.
В июле 1998 г. был проведен социологический опрос институтом этнологии и антропологии РАН. На одно из первых мест исследования-опроса был поставлен вопрос: "Считаете ли вы балкарцев и карачаевцев единым народом?" Варианты ответа предполагали формулировку "да, это один народ", "нет, это два разных народа" и "Затрудняюсь ответить". Показательно, что ни один человек из карачаевцев и балкарцев, получивших эту анкету, не ответил отрицательно и не затруднился с ответом. Абсолютно все заявили, что считают балкарцев и карачаевцев единым народом. Вот вам и наука, и история, и память нашего народа, и мнение современного карачаевского народа. Все они считают, что мы единый народ.
А вот от имени какого народа говорите вы...?
Относительно же "трудов" некоторых раболепных карачаевских ученых, пытающихся навязать мнение, что карачаевцы сборная нация, предлагаем ознакомиться со статьей Магомета Болатова. В ней автор раскрывает тайну распространения карачаевских фамилий в Закавказье.
Он не имеет такого научного титула, как кандидат наук, доктор или профессор и т.д. Он простой карачаевец, статьи которого редакция г-ты "Карачай" публиковать отказывается.
Он также не обменял правду о карачаевском народе на 2-х комнатную квартиру, не назвал героев своего народа "бандитами", взамен на издание своей книги, не порочил имя своего народа для того, чтобы получить научную степень.
Он просто КАРАЧАЕВЕЦ!



Сайт управляется системой uCoz