на главную  дополнительные материалы по теме  краткий комментарий и биография М.Будая 

М.О. БУДАЙ  

КАРАЧАЕВЦЫ* - ДРЕВНЕЙШИЙ НАРОД МИРА (часть первая)  ГАЗЕТА "ДИАЛОГ" №7 ОТ 2001Г 

ПРЕДКИ АДЫГОВ ПРИШЛИ ИЗ ИНДОКИТАЯ  >>

В прошлом номере газеты 
мы попытались доказать,
что у адыгов на Кавказе не
было своей собственной
земли кроме той, что им вы-
делил русский царь. В след-
ствие проведенной нами ра-
боты мы считаем, что адыгс-
кие лжелидеры не имеют мо-
рального права заявлять, что
Кавказ исконно адыгская зем-
ля, что русские должны вер-
нуться на свою историческую
родину, а адыгская диаспора,
находящаяся за границей,
должна вернуться на "землю
обетованную" с конечной
целью возрождения так на-
зываемой "Великой Черкесии".
Мы уже высказали мне-
ние нашего центра, что все
конфликты возникают имен-
но из-за земельных претен-
зий. Поднимающих этот воп-
рос мы считаем провокато-
рами.
Нравится кому-то это или нет,
но факт остается фактом, мы все
(адыги, осетины,карачаевцы и.т.д.) живем в
Российской Феде-
рации и эта земля принад-
лежит ей, где нацио-
нальныё границы давно оп-
ределены и изменить их без
согласия Российской Федерации
невозможно. А те, кто
пытаются это сделать, явля-
ются поджигателями межэт-
нического конфликта.
Мы также считаем, как
уже не раз заявляли, что все
народы, живущие на Кавказе
являются коренными. Ни
один народ не имеет права
возвеличивать себя, прини-
жая при этом другие наро-
ды. 

В этом номере мы про-
должаем знакомить читате-
лей с очередной серией ра-
зоблачений ложной идео-
логии МЧА и "Адыге-Хасэ"
об исключительности ады-
гов, о якобы существовав-
шей у них государственнос-
ти, о их "автохтонности" на
Кавказе.

 Мы считаем, что
воспитание нового поколе-
ния на подобной пропаган-
де опасно для будущего со-
вместного сосуществования
наших народов.
Мы приведем множество
фактов о том, что адыги при-
шли на Кавказ из Индоки-
тая
и не являются, как они
утверждают, исконным насе-
лением Кавказа. 

Адыгская интеллигенция
свое подрастающее поколе-
ние зомбирует на сказке о
величии и могуществе адыг-
ского народа, о якобы суще-
ствовавшей так называемой
"Великой Черкесии", нахо-
дившейся между двумя мо-
рями. И в тоже время желают,
чтобы соседний дружественный народ при этом скромно
молчал и слушал сказки о
дружбе народов в адыгском ва-
рианте.

 

Мы уже неоднократно заяв-
ляли, что не имеем ничего про-
тив того, что они говорят о сво-
ей былой государственности в
том случае, если они смогут
сказать на чисто адыгском язы-
ке, что родина и государство
адыгов на Кавказе находилось
между двумя морями. 
Когда же мы попытались ука-
зать им их ошибки, они назва-
ли нас врагами адыгского на-
рода. Это произошло вслед-
ствие того, что они не смогли
перевести того единственного
предложения, которое мы им
предложили, т.к. в адыгском
языке нет таких слов как роди-
на, море, государство. Более
того, в адыгском языке нет даже
общего названия Главного Кав-
казского Хребта. Но, несмотря
на все это, они умудрились на-
звать величайшую гору Кавка-
за Эльбрус - Ошхамахо, в пе-
реводе с адыгского это якобы
"гора счастья".
Друзья мои! К чему эта
ложь?
Если Ошхамахо на адыгском
языке означает "гору счастья",
сможете ли вы указать нам в
точности, которая часть перево-
- дится как "гора", а которая как
"счастье"? Конечно же, нет! 

Потому что это наглая ложь!
На адыгском языке "гора" про-
износится как "бгы", а счастье
"насып", в этом случае это дол-
жно было бы звучать так "на-
сып-бгы", а не Ошхамахо.
Слово Ошхамахо было за-
имствовано адыгами у балкар-
цев. В карачаево-балкарском
языке Эльбрус имеет несколь-
ко названий, одно из которых
"Ашхы махуа (в переводе с ка-
рачаевского "ашхы" - добрый,
"махуа" - двуглавый).

 

В сказках, рассказанных мне
моим дедом были такие слова:
"махуа къуш" - двуглавый орел;
махуа эмеген - двуглавый дра-
кон; бахуар эмеген - многогла-
вый дракон. Допустим, Ошхама-
хо чисто адыгское название, но
это вовсе не означает, что Эль-
брус был родиной адыгов так
как многие народы имеют свое
национальное наименование
Эльбруса.

В отличие от адыгов
они не утверждают, что Эльб-
рус это их историческая гора.

 
Например:
1. Арабы называли Эльбрус
"Абу-Аль-Джибаль".
2. Греки называли Эльбрус
"Питре Ажал".
3. Монголы "Тиль-таф".
4. Лезгины "Зех-венде".
5. Кайтаки "Тав-Бон".
6.Чеченцы "Иртав"
7.Татары "Чайдар Таф"

9. Грузины "Ялбузи".
10. Персы "Айти борес".
11. Армяне "Аль-берис".
12. Ассирийцы "Шумер".
13. Нарты "Уарп тау".
Карачаево-балкарцы имено-
вали Эльбрус по разному.
14. "От-тау" (огонь гора).
15. "Кюльтау" (пепел гора).
16. "Акъ тау" (белая гора).
17. "Айрыкъ тау (разделенная гора).
18. "Ингиз тау (название низкой главы).
19. "Минги тау" (название высокой главы).
20. "Ашхы махуа" (общее название обоих глав).
21. Нынешнее название
Эльбрус это не название от-
дельной горы, а общей терри-
тории близ горы. 

(прим. автора сайта А.С.. "Эльбрус" ногайское название ЙЕЛЬБУРУС- "йел", ветер+ "бурус" направитель. Т.Е. направитель ветров. По визуальной  видимости Эльбруса степняки-ногайцы в периметре 250-300 км от Эльбруса определяли погоду. Русские заимствовали это название у тюрок степняков с которыми и познакомились раньше всех остальных народов Кавказа. Но это не противоречит мнению Будая, что так называлась близлежащая территория т.к. с подобным словообразованием много карачайбалкарских топонимов Элькуш, Эльджурт, Эльхотово, Эльбурган)

 

He доказывает ли «нам то
многообразие названий одной
горы, что карачаевцы наблюда-
ли разные периоды истории
горы, это и извержение вулка-
на, и оледенение, и раздвое-
ние вершины. Вот вам ещё
одно доказательство того, что
адыги еще совсем недавно за-
имствовали слово Ошхамахо у
балкарцев. Около 22 лет я непосред-
ственно занимаюсь изучением
истории адыов и карачаевцев,
их языка, культуры, обычаев 
и.т..д. Более 30 лет я прожил за
границей, и также изучил всю
литературу, выпущенную Кав-
казской диаспорой. В этой ли-
тературе ни один адыгский ав-
тор не упоминает Эльбрус как
Ошхамахо. Это свидетельству-
ет нам о том, что адыги, пере-
селившиеся за границу в кон-
це 19 века, не называли Эльб-
рус Ошхамахо, т.е. адыги при-
своили себе это слово в 20
веке.
Более того, отец адыгской
истории И. Джанатока в 1940 г.
опубликовал в Дамаске книгу,
в которой под фотографией,
на которой запечатлены
Кавказские горы, написал
"Карачаевские горы". 

Писавшие об Ошхамахо не зна-
ют даже ее величину, ее мес-
тонахождение. Первые, начав-
шие грустить по Ошхамахо пи-
шут, что гора находится в Ады-
гее.Только после образования МЧА
адыгская молодежь стала про-
являть "удивительную носталь-
гию" по дорогой Ошхамахо.

Касательно адыгских ле-
генд об Ошхамахо.
Смеем за-
явить, что все они были сложе-
ны в недалеком от нас про-
шлом, а не в глубокой древно-
сти, в чём они пытаются всех
убедить. Например, по мнению
И.Калмыкова, как и греки, которые с трепетом обращались к своей священной горе
Олимп, точно так же адыги с большим по-
чтением относились к Эльбру-
су-Ошхамахо, на вершине кото-
рой адыгские боги ежегодно
проводили "санапитие" (Сана
по адыгски - напиток "нар-
зан"). Поэтому случаю боги
приглашали к себе в гости од-
ного нарта. Однажды на это са-
напитие был приглашен Сосру-
ка. Ему пришелся по вкусу этот
напиток и он сбросил с горы
зерна понравившегося напитка.
После этого люди стали выра-
щивать на земле виноград.


Давайте проанализируем
это предание.
Что мы в нем
увидим? Какие-то неясные об-
рывки, не имеющие логики.
Рассудите сами. Боги пьют
напиток "Сана", который, как ут-
верждает Калмыков, на адыгс-
ком языке значит "нарзан", a Сос-
рука сбрасывает с горы зерна
"саны". Здесь возникают воп-
росы:
1. Могут ли у нарзана быть семена
2. По преданию, с тех самых
зёрен вырос виноград. Значит
боги пили виноградный сок.
Как может быть напиток богов
одновременно и нарзаном и виноградным соком?

По объяснениям ученых, ле-
генда - это священная история,
которая пытается объяснить че-
ловеку того времени необъяс-
нимые явления и происхожде-
ние непонятных предметов.

A тот, кто составил вышепри-
веденную легенду, не знает во-
обще, для чего они предназна-
чены, какую они играли роль в
формировании общественного
мнения, ее историческое зна-
чение. Короче говоря, автор
этого предания не понимает
разницу между чепухой и ле-
гендой.

Каждая легенда, как мы уже
сказали, объясняет какое-то
явление. Это предание объяс-
няет происхождение виногра-
да. К величайшему для Калмы-
кова сожалению, у Эльбруса
не растет виноград. Она, ве-
роятно, родилась в тех краях,
где растет виноград. А такие
слова как "Ошхамахо", "нар-
зан" были насильно втиснуты
в этот текст с целью подтвер-
ждения автохтонности адыгов
у подножия Эльбруса. Вслед-
ствие этой корректировки ста-
ринное предание преврати-
лось в чепуху.
В целом, можно с уверенно-
стью заявить, что адыгские ле-
генды были придуманы в 18-19
веках, а также присвоены чужие
и дополнены, адыгеизированы.
Например, в адыгском нартском
эпосе есть сюжет, где Ёризмек
разводит огонь с помощью спичек.

 

Это ясно указывает нам на то, что это "творение"
написано после появления
спичек. В другой легенде
говорится о том, как герой
пользовался огнестрельным
оружием (см. "Литература
народов Карачаево-Черке-
сии", Черкесск, 1999 г., с. 40).
Это все не имеет ничего об-
щего с древним нартским
эпосом, дошедшим до нас
сквозь тысячелетия.

Далее. По Калмыкову
адыгские боги такие как
"Пса", "Тха" (бог жизни), Мзы
Тха (бог леса) жили на вер-
шине Эльбруса. Это являет-
ся слабой, неудачной попыт-
кой связать свое происхож-
дение с Эльбрусом. Адыги,
не найдя на земле никаких
доказательств подтверждаю-
щих, что они имели свои зем-
ли на Кавказе, обратили свои
взоры к небесам, заявив, что
бог "Тха" подарил им в свое
время Эльбрус.

 

Почему мы критикуем эту
легенду. Потому, что адыгс-
кая интеллигенция опираясь
на такие фантастические
"факты", делает провокаци-
онные политические заявления,
которые могут  развязать
на Кавказе межнациональ-
ный конфликт. Например, они
заявляют: "Земля Эльбрус -
это священная родина чер-
кесов, дарованная "Тха"(бо-
гом). "Тха даровал нам зем-
лю Эльбрус - источник для
крови и хабзе, их храм, и
нельзя оставлять его!"
"...Эльбрус это родина пред-
ков, наша кровь".
Об этом также пишут М.
Ахметов и Т. Марчануков в
своей книге "Край овеянный
легендами" стр. 11-12. Об-
ратите внимание на следую-
щее. На первом этапе сочи-
няется легенда (Калмыков).
На втором этапе, поверив в
этот бред, другие начинают утверждать,  что эта земля
действительно адыгская (Ах-
метов). На третьем этапе по-
литические заявления об ос-
вобождении этой земли и ее
возврата адыгам.

 Ярким при-
мером этому служит А. Ба-
киев, который пишет: "...нет
и йоты сомнения в том, что
наиболее развитая дворянс-
ко-аристократическая Кабар-
да в первый же благоприят-
ный момент начала бы объе-
динительный процесс с со-
седними адыгскими земля-
ми и может быть, принудила
бы их к объединению воин-
ской силой". To есть, оста-
ется последний и самый
опасный этап, военный, к это-
му у них все готово.
Именно в этих целях чтобы предотвратить четвертый
этап, мы вынуждены разобла-
чать подобную идеологию
адыгской интеллигенции.

По этой же причине мы до-
кажем, что адыгский бог "Тха"
сам является гостем на Кавка-
зе. "Тха" никогда не имел сво-
их земель на Кавказе. Он был
не в праве дарить что-либо
адыгам, тем более Эльбрус.

Если рассматривать все
адыгские легенды из них мож-
но понять, что адыги в силу
каких-то причин, из разных
мест, в разное время посте-
пенно подтянулись на Кавказ,
а из карачаевских легенд мы
можем подчерпнуть инфор-
мацию о том, что карачаевцы
именно с Кавказа расселя-
лись в разные районы земли,
например, легенда "Как Акка
уехал на Восток". Есть также
легенды, в которых говорится
о возвращении карачаевцев
на родину предков после на-
сильственного переселения
их с Кавказа, например "Воз-
вращение Карчи.
На сегодняшний день

адыги пытаются представить
всё наоборот.  Посадить на
троне Эльбруса "Тха" и убе-
дить всех, что карачаевцы -это
пришлая кучка оборванцев.

 

Давайте заглянем по-
глубже в историю и этноло-
гию. Откуда пришли на Кав-
каз "Тха" и все его поклон-
ники? В книге "Мифы наро-
дов мира" на стр. 534-536 о
"Тха" пишется следующее:
1. Тха - главный бог адыгов.
2. Тхагаледж - бог земледелия у адыгов.
3. Тхаухуд - адыг. бог
4. Тхашхо - адыг. бог
5. Тхожей - адыг. бог

(Теперь сравните с названиями богов Индокитая)
6. Тхагьямин - главный бог Бирмы.
7. Тхамала - легендарный покровитель Камбоджи.
8. Тхэуранг - бог природы на Тибете.
9. Тхонг и двараси - боги природы в Лаосе.
10.Тхорании - бог земли и любви на Сиаме.
11. Тхэн Беп - бог очага во Вьетнаме.
12. Тхэн Биен ~ бог моря во Вьетнаме.
13. Тхэн зо - бог воздуха во Вьетнаме.
14. Тхэн лыа - бог огня во Вьетнаме.
15. Тхэн люа - бог риса во Вьетнаем.
16. Тхэн матцанг - бог Луны во Вьетнаме.
17. Тхэн мацей - бог Солнца во Вьетнаме.
18. Тхэн сет - бог молнии
Как вы видите, адыгский бог
"ТХА" нормально существует на
своей исторической родине,
ничем не отличаясь от своих
родственников.

  В таком случае,
зачем вы его стараетесь зата-
щить на родину Тейри. Пытае-
тесь усадить его на Эльбрусе,
не боясь, что он может превра-
титься в мороженое. На Кавка-
зе нет городов названных в
честь "Тха", а вот если рассмот-
реть карты вышеперечисленных
стран, где проживает "Тха" мы
увидим множество населенных
пунктов в названиях которых
упоминается его имя.
1. Тхатхом.
2. Тхакхэк.
3. Тхангуен.
4. Тхаибинь.
5. Тханьхоз
6. Тхузаумат,
7. Тхаптям.
8. Тхоту.
9. Тхана.
10. Тхануен.
11.Тхал.
12. Тхэихон.
13. Тхабури.
А городов начинающихся с
с "ХА" (тотем адыгов) просто не перечесть.
Таким образом, утверждения
адыгов, что Тха" подарил им
Эльбрус", просто смехотворно.
"Тха" на своей территории мо-
жет дарить  вам что угодно, но
не на Кавказе, где он сам явля-
ется гостем.
Предположить, что адыги
поехали на родину "Тха" и
дали там названия городам
просто не реально. А вот тому,
что сами адыги приехали с
Индокитая, есть множество до-
казательств. Например:
1.В Якутии, в Талмудском
районе, живет народ ифники.
Часть этого народа называется
эдигер. А, как нам известно,
окончание -р- в адыгском язы-
ке указывает множественное
число. Значит эдигер это ады-
гейцы.
2. B Туве есть народность адиги.
3.На границе с Китаем на
реке Амур есть народ удеге.
Одно из племен этого народа
называется кехе.
Напомним, что кабардинцы
называют адыгов - каха.

4.B Маньчжурии эдигейцев
называют каха+ла.
5.Доктор Аднан Мадани в
своей книге "Яжуж и мажуж",
изданной в Дамаске пишет, что
дикие племена с Китая напали
на Северный Кавказ. Их потом-
ки по сей день живут там, скры-
вая свое истинное происхожде-
ние. Они называют себя адыги,
кабартаи, бжедоги и т.д. А вот
местное население называло
их киркитай и зуки.
Мы хотим пояснить нашим читателям, 

что "киркитай"  из карачаевского переводится как
"грязный китаец" или "пришлый
китаец". Слово "зуки" это диа-
лект карачаевского слова "зук-
ку", что в переводе означает
"косоглазый".
Мы ясно видим, что эти на-
звания четко указывают нам, что
они были даны людям, пришед-
шим из Китая. Это также свиде-
тельствует о том, что когда
предки адыгов пришли на Кав-
каз, там жил народ говоривший
на чисто карачаевском языке.

 

В № 18 нашей газеты мы
уже проанализировали одно
адыгское предание, в котором
рассказывается о приходе из
пустыни предков адыгов к
Бештау. Объяснили его исто-
рическое значение.
6.Нам свидетельствует ан-
тропология, которая утвержда-
ет, что антропологические дан-
ные предков адыгов не сходны
с данными представителей
кавкасионского типа. К при-
меру, Адам Олиарий пишет, что
черкесы (адыги) физически
сильные люди, лица у них жел-
тые, плоские, а волосы чёрные
Н. Вицин в 1640 г. писал, что
черкесы (адыги) физически
сильные, плосколицые, но не в
такой степени, как калмыки и
татары, а цвет лица они имеют
темно-жёлтый.
В. П. Стрейц пишет: "Лица
у них плоские, не в такой сте-
пени как у калмыков и крымс-
ких татар. У большинства из них
лица смугло-желтые".

А. Ангел Берд Кемпфер пи-
шет: "У черкесов (адыгов)
кругло плоские смугловатые
лица".
7.Черкесский танец "Уиж"
исполняется под соответству-
ющую песню. Вот перевод этой
песни. "О наш бог. Сохрани
наш дом, нашу жизнь. He дай
сгореть нашим полям. Дай нам
воды, чтобы мы утолили жаж-
ду. Напои водой наши посевы".
Если внимателыно разоб-
рать слова этой песни можно
многое понять. Просьба, звуча-
щая в ней, говорит о том, что
она написана не на Кавказе, a
где-нибудь в пустыне, где на-
блюдается недостаток воды и
люди мучаются от жажды. Эта
песня не связывается с клима-
том Кавказа, т.к. здесь не про-
сят воды, а наоборот просят солнца.
8.У адыгов был один древ-
ний обычай. Если долго не
было дождя, они приносили
жертву, бросали в реку одну
девушку. Этот обычай также не
является кавказским. Это обы-
чай, вытекающий из психологии
людей пустыни,жаловавшихся 
на нехватку воды,ищуших возможности
решения этой проблемы.

 

9.Также старинный обычай
адыгов, заставляющий убивать
своих стариков, не входит в со-
став кавказских обычаев, кото-
рые высоко почитали своих
старцев. Этот обычай принад-
лежит кочевым племенам, для
которых их старики были обу-
зой во время кочевки и они
вынуждены были избавляться от них.
10.  B карачаевском языке
нет слова пустыня, а есть такие
слова как море, тень, озеро. В
черкесском языке наоборот
есть слово пустыня, но нет слов
море, тень, озеро.
При внимательном изуче-
нии этих слов можно найти
много интересного для выяс-
нения происхождения адыгов.
11. B адыгском языке все
названия летней одежды име-
ют адыгское происхождение, a
наименования зимней одежды
заимствованы у карачаевцев.
Это свидетельствует о том,
что адыги жили в жарких кра-
ях. По этой причине им не тре-
бовалась зимняя одежда до тех
пор, пока они не пришли на Кавказ
12. А самое интересное
то, что когда лингвисты в
мировом масштабе после
тщательного изучения адыг-
ского языка пришли к еди-
ному выводу, что он отно-
сится к китае-тибетской
группе языков, а не к индоевропейской языковой семье.

Это на сегодняшний день в
среде ученых мира признан-
ный бесспорный факт. На дре-
ве мировых языков, изданном
после 1985 г., ясно видно, что
адыгский язык расположен на
ветке китае-тибетской группы
языков.
Такие факты, я думаю, ком-
ментариев не требуют. Но нас
все же удивляет как упорно
адыги пытаются присвоить себе
все карачаевское и наоборот,
выдают все адыгское за кара-
чаевское. Это мы можем про-
читать в произведении М. Ах-
метова и Т. Марчанукова "Край
овеянный легендами" на стр.
107-108: "Привыкшие к степ-
ным условиям и вольной
кочевой жизни, они (карачаев-
цы) скрылись в тесные и хо-
лодные горные ущелья. При-
способленние новых жителей
к совершенно новым природ-
ным условиям, видимо прохо-
дило очень долго и трудно.

Средства борьбы с болезнями,
которые применялись в степ-
ных просторах, не годились в
диких и холодных горах с не-
проходимыми лесами". Исхо-
дя из приведённых нами фактов читатели 

могут сами рассудить кто пришел из
степей, а кто нет. Ахметов
в своей книге по своему ин-
терпретирует историю. Но,
в отличие от нас, он не мо-
жет привести в поддержку
своих выводов ни единого
факта
Я хочу освежить память
М. Ахметова, если у него
есть проблемы с таковой. A
факты говорят следующее.
В "Очерках истории Ка-
рачаево-Черкесии" мы чита-
ем. "Окончательное завер-
шение процесса формиро-
вания адыгской народности
произошло лишь в советс-
кое время, когда образова-
лись три родственные на-
родности - адыгейцы, чер-
кесы КЧАО и кабардинцы".

А вот о происхождении
карачаево-балкарского на-
рода пишут следующее:
1.Поскольку антропологически доказано, -
что балкарцы и карачаевцы при-
надлежат к наиболее древнему слою народов  Кавказа, вопрос о том, что они
пришельцы отпадает.
(из книги -
"Происхождение балкарцев и карачаевцев")

 


2. "...карачаевцы и балкарцы являются исконным
и коренным населением
гор и предгорий Северно-
го Кавказа (Е. П. Алексее-
ва).
3."Горные долины и
предгорья современной
Карачаево-Черкесии и все-
го Юга Ставрополья из-
древле заселяют карачаев-
цы. Поэтому и местные наи-
менования гор, хребтов, пе-
ревалов, рек, озер, и так да-
лее - карачаевские" (В. Ни-
китин).
4."Карачаевцы и бал-
карцы - местный, древний
народ Кавказа, корни кото-
рого уходят в эпоху кавказ-
ской бронзы" (Е. П. Алексеева).
5."..Балкарцы и кара-
коренные жители
Они ниоткуда не пришли"
(П. Г. Акритис).
6. "...В сражениях с Ти-
муром в 1395-1396 rr. боль-
шая часть карачаевцев погиб-
ла. Но феодальное государ-
ство "Карачай" долгое время
сохраняло свою независи-
мость, причем его влияние в
эпоху позднего средневеко-
вья простиралось от р. Тере-
ка до р. Лабы и от Кавказс-
кого хребта до Ставрополь-
ской возвышениости" ("Зем-
ля адыгов" из книги К. Уру-
сова "Высказывания о кара-
чаевцах..."

продолжение >>>>


*Автор статьи М. Будай является первым среди карачайбалкар, кто в постсоветское время через СМИ последовательно отстаивал идентичность и единость карачайбалкарского  этноса. Поэтому название его научной статьи "КАРАЧАЕВЦЫ - ДРЕВНЕЙШИЙ НАРОД МИРА"  не должно вводить читателя в заблуждение. Под названием "карачаевцы" М.Будай  подразумевает  карачаевцев и балкарцев в одном лице. Это отчетливо видно из текста статьи. Кроме того нужно учитывать, что статья появилась в газете "Диалог" преимущественными читателями которого были жители Карачаево-Черкессии.

KavkazWeb