Народы Карачаево-Черкессии

Под редакцией Нахушева

Глава IV
КАРАЧАЕВЦЫ

Карачаевцы являются одним из коренных народов Кара-
чаево-Черкесской Республики. Проживают они почти во всех
городах и населенных пунктах республики, а также в Кисло-
водске и других городах и селах Кавказских Минеральных Вод
Ставропольского края. За пределами Российской Федерации
карачаевцы проживают в Турции, Сирии, Иордании, США.
Они - потомки карачаевцев, эмигрировавших в период кавказ-
ской войны. По неофициальным данным за рубежом карачаев-
цев насчитывается 35 тыс. человек.

По официальной переписи 1989 года в СССР проживало
156 тыс. карачаевцев, в том числе в РСФСР - 150332 человека;
в Ставропольском крае - 142652 человека, в том числе в КЧАО
- 129449 человек. По данным статуправления республики на 1
января 1997 года в КНР проживает 141940 человек, в странах
СНГ (Казахстан, Киргизия, Узбекистан) 7 тыс. человек - ос-
тавшие там после выселения. По вероисповеданию карачаев-
цы-мусульмане суннитского толка.

Самоназвание народа «карачайлыла» (карачаевцы). В об-
ращении к соплеменникам бытует слово «алан».

(прим. автора сайта А.С. название "къарачайлы" закреплено после образования КЧР. До Советской власти у карачаевцев и жителей Баксана и Чегема (часть современных балкарцев) бытовало параллельное самоназвание "таулу")

Происхождение названия «Карачай» до сих пор не выяс-
нено. Существуют разные версии. Одни считают, что оно про-
исходит от древнего карачаевского названия реки Кубань
«Карачай», которое состоит из слов кара «большой, черный» и
чай «река» и означает Большая (или черная) река. Другие нахо-
дят, что оно произошло от имени родоначальника и предводи-
теля карачаевцев Карчи.

По единодушному мнению ученых карачаевцы и близко-
родственные им балкарцы по физическому типу принадлежат к
кавкасионскому типу европеоидной расы.
Данные антрополо-
гии, археологии, этнографии, фольклора и отчасти языка сви-

детельствуют о том, что древними предками карачаевцев и бал-
карцев являются кавказские горные племена. В силу историче-
ских условий формирование* карачаево-балкарской народности
было сложным. В нем приняли участие не один, а несколько
компонентов при сохранении, однако, местного кавказского яд-
ра. Это основное ядро - горцы Кавказа, жившие здесь с древ-
нейших времен. В последствии на это основное ядро наслаива-
лись ираноязычные и тюркоязычные племена. Внешний облик,
физический тип, образ жизни, способы ведения хозяйства, жи-
лище, одежда, материальная и духовная культура подтверждают
их горское, кавказское происхождение.

Карачаево-балкарский язык относится к тюркской языко-
вой группе, но в нем сохраняется древний кавказский пласт.
Общеизвестно, что тюркские племена населяют Северный
Кавказ с древнейших времен. По мнению ряда ученых, предки
карачаевцев и балкарцев тюркский язык заимствовали в силу
исторических обстоятельств. Особенно процесс языковой тюр-
кизации широко охватил разноязычные народы, начиная с XI
века Карачаево-балкарский народ складывается на рубеже ХШ-
XIV вв. Долгое время западную ветвь карачаево-балкарской
народности (карачаевскую) источники называли аланами, а
восточную (балкарскую) - ассами. Аланием назван Карачай на
карте итальянского автора ХУП в. Ламберти. Менгрелы до сих
пор называют карачаевцев «аланами».


(прим. А.Салпагарова опираясь на последние данные глоттохронологии, которые научно доказывают, что пратюрки входят в " нострическую" макросемью  и являются европеоидами , а северокавказские языки входят в сино-тибетскую макросемью и в прошлом их предки были монголоидами можно с уверенностью говорить, что   все Поэтому вопрос нужно ставить в другой плоскости: карачаевцы и балкарцы были и есть кавказский европеоидный народ, живущий на Кавказе со дня сотворения мира. В то время как адыго-абхазы и нахо-вайнахи "побелели" и стали европеоидами за счёт соседства с пратюрками значительно позже. То есть здесь правомерно говорить, что часть древнетюркского населения Кавказа перешло на язык  небольшого числа пришельцев "сино-тибетцев", которые затем стали отдельной кавказской  семьей)

Исторические сведения о карачаевцах и балкарцах име-
ются в письменных источниках, начиная с XIV в. Арабский ав-
тор XIV в. Абульфеда отмечает, что к востоку от Абхазии, на
северном склоне Кавказского хребта живут тюркоязычные
племена аланов, а рядом ассы.

Колыбелью карачаевского народа считается Архыз, где
находятся развалины «Старого жилища», которое является ос-
татком карачаевского селения. У впадения реки Кизгич в Ар-
хызе находится укрепление Карча-кала, датируемое XII-XIYвв.
По сведениям терского воеводы М-И. Волынского (1643 г.)
карачаевские черкесы» жили под «пятью горами», т.е. в рай-
оне Пятигорска, в Балкарии и Баксанском ущелье.
Согласно
преданию, часть карачаевцев из Баксана переселилась в верхо-
вья Кубани. Наиболее древними карачаевскими населениями
явяяются аулы: Карт-Джурт, Хурзук, Учкулан, Дуут и Джаз-
лык. Эти аулы составляют так называемый Большой Карачай.
Теберда, Каменномост, Мара.. Джегута, Терезе, Первомайское,
Учкекен. Джага, Конзавод - Малый Карачай.

После татаро-монголы: кого нашествия, особенно после по-
хода Тамерлана (1395 г.) карачаевцы и балкарцы были отнесены
из предгорья в горные районы, где изолированно жили несколько
веков. Несмотря на это многие путешественники и ученые неод-
нократно бывали здесь и писали о них. Они отмечали, что в тече-
ние нескольких веков в высокогорных условиях карачаевцы соз-
дали уникальную культуру каменные крепостя, укрепленные ар-
базы (дворы), многокилометровые оросительные системы, тер-
расное земледелие, производство декоративных кийизов
(войлоков) с узором с лицевой стороны и изнанки, своеобразную
ландшафтную архитектуру горных аулов, огромные пирамиды из
камней, собранных после очистки полей и др. В горных условиях
была выведена карачаевская порода лошадей, отличающихся
твердыми копытами и выносливостью селлекционирована кара-
чаевская порода овец, зимующих на подножном корме, с высоки-
ми вкусовыми качествами. Шашлыки из карачаевской овцы по-
даются в ресторанах Парижа, Москвы, С-Петербурга и др.горо-
дов как деликатесы. Карачаевцы открыли грибок кефира (по ка-
рачаевски - гыфы айран - напиток бодрости), который в начале
XXв был  вывезен в Москву для промышленного производства.

Путешественники, исследователи, писатели, знакомые с
бытом и нравами карачаевцев отмечают их доброжелатель-
ность, верность данному слову, простоту, гостеприимство и ог-
ромное трудолюбие.

Свое уважение к карачаевскому народ}- великий гений
России Лев Николаевич Толстой выразил такими словами:

«Карачай - нейтральный народ живущий  у подошвы Эльбруса
отличается своей верностью, красотой и храбростью».

В 1943 году карачаевцы пережили новую (после татаро-
монгольского нашествия) национальную трагедию. По воле
И. Сталина они были высланы на восток, где погибло более 30
тыс. человек в т.ч. 30 тыс. детей. После 14-летней ссылки, благо-
даря «Хрущевской оттепели» вернулись на историческую родину.

ФОРМИРОВАНИЕ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА

Формирование (этногенез) любого народа - процесс, про-
текающий в течение долгих веков, если не тысячелетий.

Большинство народов планеты "образовались в результа-
те смешения различных этнических групп". Не составляют ис-
ключения и кавказские народы в том числе - карачаевцы. По
существующей в исторической науке теории, карачаевцы и
близкородственные им балкарцы сформировал в результате
последовательного смешения коренного (автохтонного) кав-
казского населения с пришлыми в этот регион аланами, племе-
нами болгарской группы и кипчаками.

Смешение это не изменило антропологического облика;
общепризнанным является факт принадлежности карачаевцев
и балкарцев к кавкасионскому типу европеоидной расу. По
данные антропологов, кавкасионский тип уходит корнями в
эпоху неолита, т.е. к IV тыс. до н.э.

В течение XXY-IY вв. до н.э. автохтонное население на
территории расселения племен кавкасионского антропологиче-
ского типа было представлено тремя последовательно сменяв-
шими друг друга общностями, условно называемыми "май-
копцы" "северокавказцы" и ''кобанцы". Эти этнокультурные
общности не только последовательно сменяли друг друга, но и
были генетически связаны друг с другом.

В VII в. до н.э. на Северном Кавказе появляются скифские, а
позднее - сарматские племена, которые в течение последующих

800-900 лет расселяются по региону, вступая в тесные связи с
местными племенами, в том числе - "кобанцами".  Процессы
взаимосвязи н взаимовлияния наиболее сильно проявлялись
между автохтонами и аланами - одним из сарматских племен.

Начиная с 4 в, н. э. тюркский фактор на Северном Кавказе
усиливают племена гуннского крута - болгары и близкородст-
венные им хазары. С 10в. н.э. имело место продвижения в
предгорья Северного Кавказа других тюркских племен - пече-
негов, а позднее кипчаков (половцев).

Имеющиеся научные данные позволяют выделить три,
значительных по времени, периода формирования карачаевиев:

I - период (3 тыс. до н.э. - 7 в. до н.э.) - древние кавказцы.
II - период (7 н. до н.э. - 4 &, н.э.) - расселение скифо-
сармато-аланских племен.

III - период  (4  в. н.э. - 10 в. н.э.) - гунно-хазаро-6олгар-
ский этап формирования карачаево-балкарцев.

Древние кавказцы ("майкопцы". "северонавказцы", "ко-
банцы") является далекими предками не только карачаевцев и
балкарцев, но и большинства соседних горских народов. Скифы
и сармато-аланы считаются предками не только карачаево-
балкарского народа, но и осетин, чеченцев, ингушей, кумыков.
Гунно-болгарские племена, помимо карачаевцев и балкарцев, уча-
ствовали в формировании кумыков, а кипчаки - кумыков и ногай-
пев. Таким образом, карачаевцы, по своему происхождению,
имеют и большей или в меньшей степени родственные связи с
большинством северокавказских народов. Отсюда общие черты в
материальной и духовной культуре, национальной психологии,
сближающие карачаевцев с другими народами региона.

ДРЕВНИЕ КАВКАЗЦЫ

Археологические исследования, проводившиеся на тер-
ритории нынешней Карачаево-Черкесии, показали, что верхо-
вья Кубани осваивались человеком много тысячелетий тому

назад. На протяжении веков в этих местах существовали и со-
существовали племена, народы, цивилизации, подлинные на-
звания которых в большинстве своем ушли в прошлое, и вряд
ли когда-либо станут известны науке. Отсутствие письменных
памятников также не позволяет ученым установить, как они
себя называли.

Тем не менее надо было изучать этот древний период и
выход нашли археологи. Они дали свои наименования - по
форме погребального сооружения или местонахожденню па-
мятников, оставленных этимя племенами. Так появились на
свет ямники, катакомбннки, срубники, майкопцы, северокав-
казпы, кобанцы.

В рассматриваемой период (3 тыс. до н.э.) н верховьях
Кубани обитали племена Майкопской культуры. Свое название
она получила от древнего погребения, раскопанного в 1897 г. в
Майкопе археологом Н.И. Веселовским.

Дальнейшие археологические изыскания очертили тер-
риторию проживания племен Майкопской культуры.  Таман-
ского полуострова - на западе, до современной Чечни на восто-
ке. Специфической чертой погребального обряда "майкопцев"
была курганная насыпь над захоронением. Курганы возводи-
лись для того, чтобы, при далеких перекочевкав с пастбища на
пастбища со стадами, не потерялись могилы усопших.

Формирование Майкопской культуры было связано с
проникновением на Северный Кавказ степных кочевнических
традиций, бытовавших в евразийских степях.. Это проникнове-
ние способствовало взаимовлиянию горной кавказской и степ-
ной - раннетюркской культур.

Учеными отмечен факт весьма существенного участия в
формировании майкопской культуры переднеазнагскик циви-
лизаций, также как и местного населения. На это указывает
значительная часть майкопской керамики и украшения.

Кроме того, исследователи полагают, что пришельцы из
Передней Азии привнесли в местную среду элементы языка и


письменности. "МаЙкопцы" были знакомы с шумерской или
эламской иероглификой рубежа IУ-Ш тыс. до н.э. В последние
годы северокавказские исследователи-лингвисты проводят
плодотворную работу по изучению переднеазиатского лекси-
ческого пласта в языках местных народов.

Известный осетинский ученый В.И. Абаев, исследуя про-
исхождение имен чеченского языческого божества подземного
мира Ештр и осетинского нартского владыки Барастыр пришел
к выводу, что корни этих имен восходят к имени шумерского
женского божества подземного мира Иштар, Этот же ученый
связал имя тюркского божества неба Тенгри (Денгри) с именем
шумерского божества Дингир. Переднеазиатский пласт выяв-
лен и в адыго-абхазской языковой группе.

(Прим. автора сайта. Есть  ряд исследователей ( И.Мизиев, О.Сулейманов, М. Будай и др) имеющих свои доводы в пользу того, что  шумерский язык есть  прототюркский язык.)

Некоторые специалисты-языковеды обращают внимание
на целый ряд фонетико-семантических схождений карачае-
во-балкарского и шумерского языков. Это вполне объяснимо,
ибо "майкопцы", в свое время, населяли территории прожива-
ния всех этих народов, древние местные корни которых обще-
признаны.

На территории Карачаево-Черкесии наиболее значитель-
ным памятником "майкопского" времени считается курганная
группа близ г, Усть-Джегута. В хозяйственной жизни "майкоп-
цев" большое значение имело подвижное скотоводство, в ко-
тором на первом месте находилось овцеводство. Для верховой
езды использовалась лошадь. Об этом свидетельствуют брон-
зовые псалии, найденные в зоне распространения майкопской
культуры, в том числе и в Карачаево-Черкесии (например, кур-
ган у а. Кубина).

Значительный успех был достигнут в производстве предме-
тов быта, оружия, украшений. Наряду с каменными мотыжками
для обработки почвы и кремневыми стрелами, каменными топо-
рами-теслами встречаются и предметы из меди и бронзы. Как ука-
зывает исследователь А.Л. Нечитайло майкопские мастера умели
обрабатывать драгоценные металлы - золото и серебро.

Дальнейшее свое развитие майкопская культура получила
в преемственной ей северокавказской культуре. Северокавказ-
ская культура сложилась на основе майкопской и стала извест-
на в конце Ш тыс. до н.э. Племена-носители северокавказской

культуры населяли в основном предгорные и горные районы
Северного Кавказа.

Также, как и их предшественники - "майкопцы", племе-
на-носители северокавказской культуры придерживались кур-
ганного способа захоронения, однако, со временем, перешли к
захоронению в каменных ящиках. Последний тип погребений,
на протяжении многих последующих веков, стал самым рас-
пространенным на Северо-Западном Кавказе.

На территории Карачаево-Черкесии северокавказские
курганы открыты у г. Усть-Джегута, селения Дружба, аула
Адыге-Хабль и др. местах.

В основе хозяйства северокавказцев было скотоводство.
Широко культировался как мелкий, так и крупный рогатый
скот. Особое приоритетное место принадлежало лошади. Жи-
вотноводство носило отгонный характер. Скот в летнее время
выгоняли на высокогорные луга, а на зиму перегоняли на рав-
нину. Так оформлялось, характерное для Кавказа, так называе- -
мое "яйлажное" (отгонное) скотоводство. Земледелие в хозяй-
стве северокавказцев в целом играло подсобную роль. Исполь-
зовались в основном мягкие почвы речных долин и равнинные
участки, которые легко было обрабатывать каменной или мед-
но-бронзовой мотыгой. Для уборки хлебных злаков применя-
лись деревянные или костяные серпы с лезвиями из кремневых
пластинок, реже - бронзовые серпы.

У племен северокавказской культуры получили дальней-
шее развитие металлургия, металлообработка и керамическое
производство.

Северокавказцы отливали бронзовые орудия труда,
оружие и украшения. Широко использовалась проковка
предметов, после их отливки. Главным металлургическим

центром всего Северного Кавказа являлись верховья Кубани
и Большого Зеленчука.

Родство северокавказской культуры с майкопской и по-
следующей - кобанской позволяет видеть в "майкопцах" и
"северо-кавказцах" древнейших автохтонных (коренных)
предков карачаево-балкарцев.

"КОБАНЦЫ"-ДРЕВНИЕ ПРЕДКИ КАРАЧАЕВЦЕВ

Преемниками северокавказцев, как выше упоминалось,
являлись племена - носители кобанской культуры. Эта культу-
ра существовала на Северном Кавказе в ХП-IY вв. до н.э. и ста-
ла известна после открытия в 1869 г. Кобанского погребения
(наименование получено от осетинского селения Верхний Ко-
бан). Дальнейшие археологические находки очерчивают тер-
риторию распространения кобанской культуры на довольно
обширной территории высокогорий, предгорий и равнин Цен-
трального Кавказа. Кобанские древности частично отмечены и
на Западном Кавказе.

Кобанская эпоха характеризуется дальнейшим развитием
северокавказского населения. "Кобанцы" достигли высокой
степени мастерства в изготовлении и обработке изделий из
бронзы и, на рубеже УП-У1 вв. до н.э., начали производство же-
лезных орудий. Изделия их были настолько совершенны и вели-
колепны, что, уже в первые годы открытия памятников кобан-
ской культуры, они попали в крупнейшие музеи России и Евро-
пы. Это и бронзовые топоры с двойным изгибом, богато орна-
ментированные чеканкой и гравировкой с изображением оленей,
волков, змей, солнечных лучей, это и кинжалы с прекрасной от-
делкой, а также всевозможные предметы домашнего быта. В то
же время продолжало развиваться земледелие и скотоводство.

Наряду со сравнительно высоким уровнем социально-
экономического развития, кобанская эпоха ознаменовалась и
формированием древнего пласта знаменитого нартского эпоса.

К этому же периоду восходит общий для народов Северо-
Западного Кавказа языческий пантеон, элементы которого со-
хранились до позднейшего времени: балкарцы, карачаевцы,
осетины, сваны, абхазцы почитали божество Апсаты (Афсати);
карачаевцы, балкарцы и адыги - божество Шыбыла (Шиблэ).

(Прим. А.С. каждый из этих народов считает себя  первым создателем нартского эпоса. Но только из карачайбалкарского языка без натяжек этимологизируются имена основных нартских герроев "Örüzmek, Sosurqa/Sosuruq, Gilahsırtan, Rachikaw, Satanay, Debet  итд)

Как видно из вышеприведенных параллелей и общности
героического нартского эпоса, некоторые северокавказские на-
роды еще со времен кобанской эпохи (а возможно и с более
раннего времени) сохраняют общие культурные традиции.

В период кобанской культуры происходит завершение
процесса сложения кавказского субстрата карачаево-
балкарского этноса.

Археологами выявлены также элементы материальной
культуры "кобанцев", которые сохранились у карачаевцев и
балкарцев: могилы с прямоугольными и овальными выкладка-
ми из крупных камней на поверхности земли, орнаментальные
мотивы на поясах, войлоках и др.

На протяжении столетий носители "кобанской" культуры
не жили изолированно, а соприкасались, взаимодействовали,
переживали процессы взаимовлияния и смешения с другими эт-
носами. Так, на землях "кобанцев" - у современных аулов Карт-
Джурт, Учкулан, Теберда, Сары-Тюз, Индыш и других местах -
обнаружено большое скопление предметов труда, быта, оружия
типичных для киммерийцев, степного народа, известного по
ряду письменных источников. Такое скопление киммерийских
находок на территории Карачаево-Черкесии и других районах
Центрального Кавказа свидетельствуют об интенсивном про-
никновении степных элементов в местную среду.

В свою очередь на степных просторах Предкавказья, По-
донья, Крыма, Украины, Приволжья и даже Прикамья археоло-
гами найдены виды оружия и украшения северокавказского
производства. Кроме того, "кобанцы" участвовали во всех пе-
реднеазиатских и закавказских походах степных племен. Это
положение учеными высказывалось неоднократно и в 1988 го-

ду подтверждено обнаружением (в местечке Клин-Яр, что под
Кисловодском) воинского снаряжения степного типа и, в том
числе, бронзового ассирийского шлема (УЩ-УП вв. до н.э.).

Начиная с VII в. до н.э., после вторжения скифов на Се-
верный Кавказ, в кобанской культуре появляется еще больше
степных элементов. Влияние скифов на автохтонов, было
столь значительным, что после VII в. эта культура получила на-
звание "позднекобанской".

В самом конце кобанской эпохи - в IV в. до н.э. на Север-
ном Кавказе появляются сарматы. Одному из позднесармат-
ских племен в последующем пришлось сыграть важную роль в
формировании карачаевцев. Название этого племени известно
почти 2000 лет - аланы.

АЛАНЫ - ПРЕДКИ КАРАЧАЕВЦЕВ

История северокавказского региона в раннем железном
веке была тесно связана с историей скифов. В одной из работ,
посвященной скифской проблеме, отмечается следующее:
"Скифы сыграли чрезвычайно большую роль в исторических
судьбах нашей страны и внесли огромный вклад в сокровищ-
ницу мировой культуры. Без знания истории скифов, их соци-
ально-экономического развития невозможно понять древнюю
историю Евразийского региона".

Наиболее ранние упоминания о них (под именем
"ашкуза", или "ишкуза") известны из клинописных текстов го-
сударств Передней Азии. С глиняных клинописных табличек
ассирийцев этот этноним перекочевал на страницы Библии, где
Ашкуз - родоначальник скифов и родоначальник киммерийцев
- Гомер названы родными братьями - сыновьями Тагарма (у
античных авторов - Таргитай). Следует отметить, что и средне-
вековые тюрки-хазары считали своим родоначальником Та-
гарма, имя которого есть искаженное имя общетюркского бо-
жества Тенгри (Тейри).

216
Большое внимание уделяют скифам античные авторы, на-
зывая их доителями кобылиц, пьющими кумыс, конеедами и
т.д. По их представлению этот народ ведет кочевой, пастуше-
ский образ жизни, живет в войлочных шатрах-юртах на повоз-
ках вместе с детьми и бытовой кладью.

В VII в. до н.э. скифы уже широко расселены на степных
просторах, от Дуная до Дона.

В VII-VI вв. до н.э. скифы появляются на Северном Кавка-
зе, а затем, через перевалы Большого Кавказского хребта, они
продвигаются в Закавказье. Некоторая часть скифов осела на
Северном Кавказе. Они привнесли в этот регион богатую куль-
туру, представленную поселениями, городищами и курганами.
Отец истории - Геродот (484-425 вв. до н.э.) так описал погре-
бальный обряд скифов: "Когда умирал вождь, то убивали его
дружинников и жен, а также целые табуны лошадей. В погребе-
ние клали массу золотых и серебряных вещей, бронзовые изде-
лия, сосуды и прочее. Над захоронением насыпался большой
курган".

Описанию Геродота точно соответствуют подкурганные
захоронения, исследованные на Северном Кавказе, в том числе
и в Карачаево-Черкесии (на южной окраине селения Дружба). В
центре кургана VI в. до н.э. была обнаружена каменная гробни-
ца с погребением мужчины с конем. Курган был ограблен в
древности и экспедиции достались только две золотые вещи -
трубочка от конского султана и пуговица от конской упряжки.
Эти вещи выставлены в экспозиции республиканского музея в г,
Черкесске.

Памятники скифского времени имеются также у селения
Жако, Кызыл-Кала, в Домбае, в местности Уллу-Баганала (в
Малокарачаевском районе) и в других местах. В то же время,
как указывалось выше, на Центральном Кавказе продолжали
жить потомки носителей кобанской культуры, которые имели
тесные этнокультурные связи со скифами и более того, участво-
вали в скифских военных экспедициях.

О пребывании скифов в регионе свидетельствуют и другие
источники. Так, Плиний, автор "Естественной истории" писал, что
скифы называли Кавказские горы "Кроуказ", т.е. "Белые от снега".
По мнению ученых этот термин состоит из "къырау" ("изморозь,
снег") + "кас" ("скала"), т.е. "снежная скала". 

Геродот передал скифскую легенду о том, как на землю
скифов упали с неба золотые плуг, ярмо, секира и чаша. Прямая
аналогия этой легенды обнаружена в астрологических воззрени-
ях карачаевцев и балкарцев. Карачаево-балкарцы именуют со-
звездие Малой Медведицы - Мырыт Джулдузла, или Мырытла.
Мырыт - это лемех, сошник (на карачаевском языке). Созвездие
Ориона именуется Гида джулдузла или Гидала. Гида - род топо-
ра, секира, боевое оружие бытовавшее у скифов и карачаево-
балкарцев. (Такие топоры найдены в археологических памятни-
ках скифов). Группа из семи звезд в созвездии Северной Коро-
ны, внешне напоминающая ковш, называется Чёмюч джулдузла,
или Чёмючле. Чёмюч - это ковш, чаша. Созвездие Весов кара-
чаево-балкарцы именуют Боюнсха джулдузла, или Боюнсхала.
Боюнсхала - ярма.

Не позднее скифской эпохи здесь появляются некоторые
предметы столовой утвари, в частности круглые деревянные
столики - тепси. Сопоставление сармато-аланских бронзовых
котлов с современными карачаево-балкарскими также свиде-
тельствуют о том, что за прошедшие полтора тысячелетия не-
которая категория бытовой утвари не претерпела сколь-нибудь
существенных изменений (см. табл.).

Как отмечалось выше, скифский предводитель земли
Таргитай не что иное, как тюркское божество вселенной Тен-
гри (Тейри).

Мужчины-карачаевцы и балкарцы, по языческой тради-
ции, до сих пор дают клятву именем божества Тейри, т.е. Тар-
гитая. Кроме того, имя этого божества, как собственное имя,
встречалось в среде самих тюрков. Например, аварского посла
в Византии (6 век) звали Таргитий.

218
САРМАТО-АЛАНСКИЕ

created-3.jpg created-4.jpg created-5.jpg

БАЛКАРО-КАРАЧАЕ8СКИЕ

created-6.jpg created-7.jpg created-8.jpg

Сармато-аланская (1.3,5) и балкаро-карачаевская (2,4,6)
бытовая утварь (по Батчаеву В.М.)

Период с III в. до н.э. по Ш в. н.э. на Северном Кавказе на-
зывают "сарматским временем". По данным археологии и ан-
тичных письменных источников, родиной сарматских племен
являются Приволжско-Приуральские степи. Из древних авторов
Геродот первым дает описание савроматских племен (ранних
сарматов), рассказывает легенду об их происхождении от браков
скифов с женщинами-воительницами-амазонками. По "Геогра-
фии" Страбона "амазонки жили на границе с гаргареями, на се-
верных склонах Кавказских гор". Многие современные исследо-

219

ватели видят в гаргареях предков вайнахов. В легенде Геродота
еще указывается граница между скифами и сарматами - р. Дон.

Сарматская этническая общность состояла из целого ряда
близкородственных племен (аорсы, басилы, аланы и др.).
На рубеже У-IУ вв. до н.э. начинается массовое передви-
жение сарматских племен, стимулируемое экономическими
потребностями экстенсивного кочевнического хозяйства и раз-
витием новых социальных институтов - оформлением, так на-
зываемой, военной демократии.
Войны для сарматской конфедерации становились те-
перь средством расширения территории, захвата скота и ра-
бов. Имея тяжеловооруженную конницу (у скифов, напри-
мер, главным оружием были лук и стрелы, а сарматские
конники были вооружены еще и длинными мечами и копья-
ми), сарматы уже на рубеже 1У-П1 вв. до н.э. представляли
самую грозную силу Евразийских степей. Экспансии сар-
матских племен подверглись многие регионы, в том числе и
Северный Кавказ. Древнегреческий ученый Страбон отме-
чает: "Сарматы тоже скифское племя, а из их числа аорсы и
сираки, спускающиеся к югу до Кавказских гор; одни из них
кочуют, другие живут земледелием". Он же пишет, что
скифское племя сарматов "употребляло в пищу не только
мясо вообще, но в особенности конину, а также сыр из ку-
мыса, свежее и кислое молоко; последнее, особым образом
приготовленное, служит у них лакомством". Вышеперечис-
ленные элементы традиционной пищи сарматов, свойствен-
ные животноводческим народам, отмечаются и поныне. Так,
"кислое молоко, приготовленное особым образом" является
айраном - национальным напитком карачаево-балкарцев.

Другой автор древности, вышеупомянутый Плиний,
также, указывая на специфику сарматской кухни, пишет:
"Сарматы питаются сырой мукой примешивая к ней кобы-
лье молоко". И здесь видится без труда, что "сырая мука"
наблюдаемая в меню сарматов римским историком, есть
220

"къууут" (мука из жареных зерен) - одно из традиционных
блюд карачаево-балкарцев. В настоящее время к "къуууту",
как правило, добавляется сметана или айран.

Здесь эти аналогии не случайны. Пища - консервативный
элемент материальной культуры даже через многие столетия,
практически в неизменном виде, передается от поколений к
поколениям.

Как другой пример, приводим сравнительную таблицу
сарматской и карачаево-балкарской тамговой системы.
Нынешняя территория Карачаево-Черкесии, как для
киммерийцев, скифов, так и для сарматских племен, являлась
перевалочным пунктом в закавказские страны. Сарматы,
"живущие земледелием", по Страбону, осваивали северокав-

Сарматские и карачаево-балкарские тамги по В.М. Батчаеву.

221

казские формы хозяйствования, смешиваясь с местным насе-
лением. Памятники сарматской культуры обнаружены в Малом
Карачае, Хурзуке, у ст. Сторожевой, на городище Акбилек
(Адиюх) и др. местах. Наличие в них элементов местной
(кавказской) и пришлой, сарматской культур (инвентарь., по-
гребальные сооружения и т.п.) свидетельствуют о довольно-
таки мирном сосуществовании сарматов с автохтонами.

В 40 - 49-е гг. разразилась война между Римом и боспор-
ским царем Митридатом. Сарматы к тому времени представля-
ли собой раздираемую внутренними противоречиями племен-
ную конфедерацию. Этим чрезвычайно умело воспользовались
римляне и боспорский царь. За первых выступили сарматы-
аорсы, Митридата поддержали сираки. В результате чего одно
из мощнейших сарматских племен-сираки почти полностью
были разгромлены, а аорсы, хотя и оказались на стороне побе-
дителей, также были ослаблены,

Ослабление сираков и аорсов привело к тому, что господ-
ствующее положение в сарматском союзе племен захватывают
аланы. По этому поводу римский автор IV в. н.э. Аммиан Мар-
целин писал, что "они (аланы) подчинили себе все (сарматские)
племена и распространили на них свое название". Уже в I в.
н.э. Сенека-младший, один из современников императора Не-
рона представляет алан, как врагов империи на Дунае. Другой
античный писатель Лукан (ум. 39 г. н.э.) знал алан, как обита-
телей Кавказа.

Иверские, грузинские цари старались иметь алан в качестве
лояльных северных соседей и союзников в борьбе с Арменией и
Парфией. Главный проход через Кавказ в то время уже получил
название Дар-и-Алан - ворота алан. Не раз в 35 и 72 гг., в 134, 213
гг. н.э. проходили через них в свои закавказские походы алан-
ские конники. Высока была политическая значимость алан и в
Северном Причерноморье. Так, на Боспоре содержался целый
штат переводчиков для сношений с аланами.

Почти одновременно с аланами древние источники упо-
222

минают другое сарматское племя - асы. Согласно историку I в.
н.э. Птолемею асы/асии жили возле устья р. Танаиса (Дон). По
Страбону (63-22 гг. до н.э.) асы были скифскими племенами, жив-
шими до прихода на Северный Кавказ за Яксартом (Сыр-Дарья).
Они принадлежали к составу тех скифов, которые были известны
еще с VI в. до н.э. между Каспийским и Аральским морями под
названием "исседонов", позже "массагетов", а еще позже под
названием "аланов" или "аланья" китайских источников. "Все
материалы, которыми мы располагаем, - пишет осетинский ала-
новед В.И. Абаев, - доказывают неоспоримо, что балкарцы, ка-
рачаевцы - кавказские народы, они оформились на аланском суб-
страте, аланский субстрат - это не догадка, не предположение, это
не гипотеза, это прочно установленный научный факт, на кото-
рый может смело опираться каждый, кто занимается историей и
культурой карачаевского и балкарского народов".

Аланы традиционно сохранили в своем быту и культуре
все основные элементы кочевничества. Аммиан Марцелин пи-
шет, что "у них нет никаких шалашей, нет заботы о хлебопаше-
стве, они питаются мясом и молоком, живут в повозках и кочу-
ют со своим скотом по беспредельным степям". Он же отмечает
отсутствие в их среде рабства и дает описание внешнего вида.
"Аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми во-
лосами, очень подвижны вследствие легкости вооружения и во
всем похожи на гуннов,
только с более легким и культурным
образом жизни".

В результате столкновения с гуннами в IV в. аланы терпят
поражение, после чего часть их уходит на запад, другая - отсту-
пает в горные районы Центрального Кавказа, а третья - остается
на прежних местах обитания.

Ушедшие на запад аланы дошли до Франции, Испании и
Африки. На территории нынешних Алжира, Марокко и Туниса
ими было создано Алано-Вандальское государство. Оттуда на
кораблях они совершали набеги на Рим, способствуя тем самым
крушению рабовладельческого строя.

223

Впоследствии аланы ассимилировались в среде местных
племен, на картах которых и сегодня существуют топонимы
(географические названия), в которых сохранился этноним
"алан". Во Франции, например, существовало герцогство
Алансон. В Испании одна из провинций называется Катало-
ния. Испанский этнограф Хосе-Мануэль Гомес-Табанера от-
мечает, что тюрки-аланы принимали участие в этногенезе ис-
панцев.

Аланы, оставшиеся на равнинах Северного Кавказа, во-
шли в гуннский союз и принимали участие во всех их походах
в Переднюю Азию и Западную Европу.

Отступившие же в горные районы аланы заняли весь
Центральный Кавказ от Лабы до Чечни и Ингушетии.
Одним из типичных археологических памятников алан
является Байтал-Чапханское катакомбное погребение IY-Y
вв. у горы Эльбурган. У всех погребенных были искусственно
деформированы черепа. Это достигалось тем, что новорож-
денному туго стягивали повязками голову и она становилась
продолговатой. Такая традиция (т.е. искусственная деформа-
ция черепа) была распространена на всей территории алан в
ранний период их истории. Кроме того, в неглубоких ямках
совершались жертвенные погребения: черепа и конечности
лошади. Этот обряд исследователи сопоставляют с подоб-
ными в Европе, в частности, на острове Борнхольм (Дания)
и связывают его с аланами периода Великого переселения
народов.

Следует отметить, что обычай искусственного обезобра-
живания своих детей имелся и у гуннов.

В дальнейшем верхнекубанские аланы перешли от ката-
комбного обряда погребения к захоронению умерших в камен-
ных сооружениях, свойственных местным племенам. Такая
традиция сохранялась у карачаевцев вплоть до ХУП-ХУШ вв.
Данные об аланах, населяющих верховья Кубани и Зеленчуков
имеются в раннесредневековых письменных источниках. По
224

сообщению Византийского автора VI в.н.э. Менандра, владения
аланского правителя Сароя находились в верховьях р. Кофина
(Кубани), недалеко от Апсилии (Абхазии). Другой автор VI в.
н.э. Прокопий Кессарийский, также помещает царство алан по
соседству с Абхазией. В УП-Х в. н.э. аланы переживали период
тесных этнокультурных связей с болгаро-хазарскими племена-
ми. Кроме того, Алания в YIII первой половине X вв. входила в
состав Хазарского каганата. Рубеж 10-11 вв. - время расцвета
феодальной Алании, создания на довольно обширной террито-
рии единого аланского государства, объединившего западных и
восточных алан.

Средневековые письменные источники свидетельствуют о
том, что территория Алании отличалась высокой плотностью
населения.

В верховьях Кубани, Зеленчуков и Лабы в настоящее время
зафиксировано более 40 крупных городищ и селищ. Эта террито-
рия, являющаяся западной частью Алании, вполне оправдывает ха-
рактеристику, данную арабским путешественником Масуди владе-
ниям аланского царя: "когда утром в одном месте запоют петухи,
им отвечают другие из отдаленных частей царства ввиду близости
селений". Действительно, как показывают данные археологии,
раннесредневековые поселения на территории Карачаево-
Черкесии, особенно по долинам рек, тянулись почти непрерывной
цепью. Расстояние между ними иногда не превышало двух-трех
километров (например, между Эльбурганским и Инжичукунским
селищами, между Инжигчукунским селищем и Адиюхским горо-
дищем, между Адиюхским городищем и Тамгацикским поселени-
ем - подобных примеров можно привести много не только по пра-
вобережью Малого Зеленчука, но и по долинам других рек Кара-
чаево-Черкесии (Учкекен, Кубань, Теберда, Б. Лаба, М. Лаба).

С переходом к оседлому образу жизни аланы развивали
скотоводство и земледелие на основе местных традиций. На по-
лях алан возделывались просо, пшеница, ячменнное зерно.

225

 

( прим А.С.надпись на углу карты "Кавказ в YII-X веках")

Масуди (X в.) в этой связи отмечал, что земля алан хорошо
возделана. Множество жерновов, зернотерок, серпов найдено
при раскопках аланских поселений. Так, чересла плугов, най-
денные на городище Адиюх, свидетельствуют о наличии у
алан тяжелого плуга с колесным передком. Такой плуг, оче-
видно, употреблялся в равнинной и предгорной зонах на мяг-
ких почвах. В горных условиях применялась легкая соха и раз-
вивалось подсечно-террасное земледелие.
Большое значение имело домашнее скотоводство с ис-
пользованием яйлажного способа откочевки на высокогор-
ные пастбища. На горных отгонных пастбищах строились
летние становища - коши, иногда с мощными каменными ук-
реплениями. Так, в районе поселка Узун-Кол в Приэльбрусье
были найдены строения из камня с очагом, с загоном для ско-
та, защищенные рвом и башней из крупных подтесанных
глыб камня.

С первых веков своей истории аланы были и хорошими
мастерами-ремесленниками. Массовое производство желез-
ных орудий опиралось на местную рудную базу. На историче-
ской территории Алании выявлено немало средневековых
следов выработок и плавки железной руды. Сыродутные печи
найдены на Зеюковском и Нижнеархызском городищах.

Следы гончарного ремесла и обжиговые печи обнару-
жены у ст. Исправной и др. местах. Шапух Багратуни писал:
"Эта страна полна всяческих благ, есть в ней много золота,
великолепных одеяний, благородных коней и стального ору-
жия, закаленного кровью пресмыкающихся, кольчуг и благо-
родных камней".

К началу XI века, наряду с материальной культурой, в
Алании больших высот достигла и духовная культура. Сфор-
мировался национальный язык на базе концентрации -дз и -
дж диалектов, широкое распространение имело алфавитное
письмо (северокавказский тип тюркской рунической пись-
менности). Эту письменность карачаевцы и балкарцы сохра-
227

нили вплоть до XV века (см. ниже). Во многом развитие ду-
ховной культуры было связано с христианизацией края, про-
водимой могущественными соседями - Грузией (на юго-
востоке) и в большей степени Византией (на западе). По сей
день, совершенные по стилю и пропорции, христианские
храмы стоят немыми свидетелями той эпохи. Это Шоанин-
ский храм у г. Карачаевска, Сентинский - над а. Сынты
(современная Нижняя Теберда) и храмы в Нижнем Архызе.

Таким образом, к рубежу Х-Х1 вв. на территории истори-
ческой Алании были созданы все предпосылки для формиро-
вания карачаево-балкарского народа.

Исследователями установлено, что карачаевцы и бал-
карцы в течение длительного времени, сохраняли и сохраня-
ют элементы культуры своих аланских предков: в формах
предметов быта, украшений, орудий труда, в орнаменте, эле-
ментах одежды, в лексике.
По сей день только карачаевцы и балкарцы сохраняют
этноним "алан" при обращении друг к другу. Аланами и аса-
ми карачаевцев и балкарцев называли и называют ряд сосед-
них народов: "алани" (мегрелы), "ассон" (осетины), "аз"
(абхазы) и др.

Кроме перечисленных фактов, о тождестве алан и ка-
рачаево-балкарцев свидетельствует множество других ис-
точников.
И.Г. Гербер (1728 г.) отмечал, что "от аланов есть также
остаток. Они живут подле авгазов в ближайших горах к северо-
востоку". К северо-востоку от Абхазии, как известно, распола-
гаются Карачай и Балкария.

На Генеральной карте грузинских царств - "Кахети, Кар-
талинии и смежных земель", составленной в конце XVIII в. на-
звания карачаевцев и балкарцев отсутствуют, а на их месте по-
казаны аланы.
Аланией этот регион называют и российские военно-
топографические карты XVIII-XIX в в.
228

 Web-версия - А. Салпагаров; сканировал, корректировал и форматировал   в  июле 2004г

Сайт управляется системой uCoz