ГУННО-БОЛГАРСКИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ
КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ

 

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ, СВЯЗАННЫЕ
С ХАЗАРО-БОЛГАРСКИМИ (YIII-Х вв.)
И АЛАНО-АССКИМИ (Y-ХIII вв.) ПЛЕМЕНАМИ

(По Алексеевой Е.П., Ковалевской В.Б..
Минаевой Т.М, Ижаеву М.М.)

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ;


--городища ( чёрный прямоугольник)
¤--неукрепленные поселения ( большой чёрный круг)
•--современные населенные пункты ( малый чёрный круг, точка)
ш -- оборонительные стены ( обозначение напоминающее букву Ш)
--каменные изваяния памятники христианского
культового зодчества:храмы, церкви, часовни (чёрный треугольник с крестом)
--сторожевые (сигнальные) башни языческие
культовые комплексы (чёрный ромб,и совмещённый треугольник с прямоугольником)
--средневековые торговые пути (жирная чёрная стрелка)


Прим.от автора сайта А.С.  т.к. графические знаки условных обозначений не отсканировались в скобках жирным шрифтом даны пояснения

Тюркские племена болгарской группы (болгары и хаза-
ры), по мнению большинства ученых, сыграли существенную
роль в формировании карачаевцев и балкарцев.

Наличие их на Кавказе зафиксировано письменными ис-
точниками уже с первых веков нашей эры. Сирийский автор III
в.. сообщает, что отдельные группы болгар были на Кавказе
еще во II в. до н.э., в правление армянского царя Аршака (131-
118 гг. до н.э.). О том, что болгары обитали на Северном Кав-
казе пишет греческий Хронограф - источник 354 г. Здесь они
жили по соседству с тюрками-сабирами и аланами.
В 70-е годы 4 в. н.э. основная масса болгар была вовлече-
на в так называемое "Великое переселение народов", которое
возглавили гунны.

Китайские источники сообщают, что уже в Ш в. до н.э.
существовал крупный гуннский племенной союз. Он делился
на две части - восточную и западную - и состоял из 24 пле-
мен. Восточные гунны обитали у пределов Китая, а террито-
рия западных гуннов тесно соприкалась с владениями сарма-
то-аланских племен.

Около 370 года гунны, перейдя Волгу, сломили сопро-
тивление алан, часть которых присоединили к себе, а другую
часть оттеснили далее на запад и в горные районы Северного
Кавказа. Далее гуннская орда, разделившись на две части, дви-
нулась на Кавказ и в Причерноморье. Покорив причерномор-
ские народы, гунны подвергли уничтожению Боспорское госу-
дарство. На Крымском полуострове гуннам попытались ока-
зать сопротивление готы-германцы. В связи с этим ученые от-
мечают: "Движение германских племен из Прибалтики на вос-
ток, открывшее эпоху Великого переселения народов, встрети-
лось в Северном Причерноморье еще с более сильным течени-
ем азиатских кочевников, стремившихся в противоположную
230

сторону. Столкнувшись, эти два течения перемешались и со-
ставили поток, который двинулся в направлении наиболее
мощного из них гуннского переселения и затопил Западную
Европу, вызвав ряд народных перемещений вторичного по-
рядка. Германцы, славяне, угры и тюрки не только смеша-
лись с прежним населением Европы, но частично вытеснили
его, образуя новые народы и новые этнические массивы.
Возникла новая этнографическая карта Европы, существенно
отличавшаяся от прежней и в основных своих чертах сохра-
нившаяся до наших дней".

В начале V в. центром гуннского объединения стала Пан-
нония (Венгрия), откуда гунны совершали набеги вглубь Запад-
ной Европы. В 445-453 годах гуннская империя под предводи-
тельством Аттилы простиралась вплоть до Северной Италии,
наложив дань на Римскую империю.
Северный Кавказ для гуннских правителей по-прежнему
оставался стратегически важным регионом, где издавна прожи-
вало большинство родственных и союзных гуннам племен. Так
в предгорной полосе Западного Кавказа находилась область
джиков - предшественников адыгов; Центральный Кавказ, в том
числе Пятигорье, занимали аланы, включившие в себя потомков
кобанцев; к востоку от них, в степи, находились кочевья сави-
ров-гуннов; в горах за ними обитали дурдзуки - предки вайна-
хов, к северу от Кубани распространились гунны-оногуры и
болгары, к северу от Кумы - гуннское племя барсилы, к кото-
рым примыкали акациры-хазары. В труде византийского исто-
рика Прокопия Кессарийского "Война с готами", написанном
между 545-550 гг., дается подробная этногеография Северного
Кавказа. Он пишет, что за Каспийскими воротами (Дарьяльский
проход) "растилаются поля ровные и гладкие ... . Здесь поселились
почти все гуннские племена, и простираются они до озера Меоти-
ды (Азовское море)".

Таким образом, с 4 века н.э. происходит усиление
"тюркского фактора", который, на протяжении последующих
231

1000 лет, стал играть одну из ведущих ролей в Восточной Ев-
ропе, в том числе на Северном Кавказе.
В середине и во второй половине VII в. на обширных
пространствах Азово-Каспийского междуморья, в степях Ниж-
него Дона и Северного Донца, а также в Предкавказье проис-
ходят коренные изменения в этническом положении племен-
ных групп, в развитии классов и государственности, в полити-
ческом развитии региона. В то же время происходит процесс
миграции болгаро-хазарских племен в горные районы Цен-
трального Кавказа, который, при доминантной роли алан, по-
служил в дальнейшем сложению карачаево-балкарской общно-
сти. И все это имело место в рамках крупного и значительного
государственного образования, существовавшего здесь почти
300 лет, до последней трети X в. - Хазарского каганата.

Выше говорилось, что в IV - начале V в. Северный Кавказ
входил в империю Аттилы. Позднее регион подпал в зону
влияния Западно-Тюркского каганата (570-630 гг.). А в 630 го-
ду, с распадом последнего, возникли Болгарское царство и Ха-
зарский каганат.
Однако царство болгар, располагавшееся в степях Пред-
кавказья и Приазовья,просуществовало недолго. Как сообщают
древние хроники, оно ненадолго пережило своего основателя
Кубрата, умершего в годы правления византийского императо-
ра Константина II (641-668 гг.). После смерти отца болгарские
царевичи, увлекшись борьбой за престолонаследие, не сумели
противостоять хазарам. Несмотря на близость языка, культуры
и этнического состава, хазары и болгары враждовали между
собой, так как соперничали за гегемонию в регионе. Это осо-
бенно усугублялось тем, что эти государства возглавляли вра-
ждовавшие между собой, еще со времен тюркского каганата,
роды Дуло (Болгария) и Ашина (Хазария).
Под натиском хазар третий сын Кубрата Аспарух, оби-
тавший со своей ордой на нынешней Ставропольской возвы-
шенности, двинулся на Дунай. Свое первое поселение здесь
232

болгары назвали "Эски-Джурт", т.е. Старая Родина, не забыв
видимо события времен Аттилы, когда центром гуннской им-
перии было Подунавье. Изгнав византийцев, Аспарух, в период
с 685 по 690 годы, окончательно подчинил дунайских славян и
возвел ряд крепостей, в том числе Плиску, которая стала пер-
вой столицей Дунайской Болгарии. Другой сын Кубрата - Кот-
раг, также теснимый хазарами, ушел на Среднюю Волгу, зало-
жив тем самым этническую основу волжских татар и чувашей.
Остальные болгары подчинившись хазарам, частично остались
в Предкавказье, а другой частью двинулись вверх по Кубани.
Это продвижение возглавлял старший сын Кубрата Батбай.

Близ современного г. Невинномысска орда разделилась
на две части: одна из них двинулась по правому берегу р. Ку-
бань на территорию современной Карачаево-Черкесии, другая
продолжала перекочевку в направление Пятигорья. Болгары
расселились в верховьях Кубани (Узун-Кол, Индиш, Гиляч,
Хумара), в Джегутинско-Джаганасском районе (поселение Кы-
зыл-Кала) на территории Малого Карачая, в окрестностях Ки-
словодска, а также в Балкарии.
К болгарам, по мнению ученых, относятся тюркские ру-
нические надписи IX-X вв., выявленные в Карачаево-Черкесии.
По сообщению Иоана де Галонифонтибуса предки карачаевцев
и балкарцев пользовались этим письмом и в последующие сто-
летия. Это подтверждается исследованиями ученых. Болгар-
ским влиянием в традиционную культуру карачаевцев объяс-
няется строительство ими срубных жилищ и многоугольных ар-
баз (дворов). Очень важной болгаро-карачаевской параллелью яв-
ляется тот факт, что Аспаруховские болгары место своего первого
поселения на Дунае назвали "Эски-Джурт", т.е. Старая Родина.
Именно так же именовали карачаевцы поселение легендарного
Карчи в верховьях реки Архыз ("Эски-Джурт").

Самоназвание "болгар" (балкар) сохранилось ныне у бал-
карцев и дунайских болгар. Балкарцы в форме "болхары" были
известны по русским документам XVII века.
233

Кроме того, лингвисты имеют возможность сопоставить
современные карачаево-балкарские тексты с сохранившимися
образцами болгарской письменности.
Традиционная культура карачаевцев и балкарцев насы-
щена множеством других болгарских параллелей. Проявляется
это и в изготовлении войлочных изделий, в элементах мужской
и женской одежды.

Как указывалось выше, Северный Кавказ в УШ-Х вв.
входил в сферу влияния Хазарского каганата. Хазария вместе с
подвластными ей и зависимыми народами занимала огромное
пространство, охватывающее весь юго-восток Европы и почти
всю европейскую территорию современной России. Северный
Кавказ, в частности, ее Центральная часть интересовала хазар
прежде всего выгодностью географического положения. Здесь
пролегала международная торговая трасса, знаменитый Шел-
ковый путь из Китая, Средней Азии в Византию через горные
перевалы Главного Кавказского хребта. Об интенсивности ка-
раванной торговли, проходившей через перевалы, свидетельст-
вуют шелковые ткани из Китая, Средней Азии, Сирии, Визан-
тии. Шелк, обнаруженный в захоронениях Хасаута и Нижнего
Архыза, изготовлялся в Согде (Средняя Азия), в Константи-
нопольских императорских мастерских. На одном из фраг-
ментов шелковой ткани изображена сцена охоты иранского
принца Бахрама Гура. Ткань датируется УП-УШ вв. Таких на-
ходок в мире известно только три (Италия, Чехословакия, Эр-
митаж). Данная находка - четвертая.

Хазары, обеспокоенные экспансией арабов, (которые к
началу VIII в. владели Абхазией, Лазикой и Иберией), стали
располагать на перевалах воинские гарнизоны. Они, как пра-
вило, помещались в городах-крепостях и состояли из сме-
шанного алано-болгаро-хазарского контингента. До наших
дней сохранились остатки таких крепостей. Это Амгатинское
городище в Тебердинском ущелье, крепость Хумара на пра-
вом берегу Кубани и др.
234

В середине X века Хазарское государство распалось, подчи-
ненные хазарам северокавказские народы обрели независимость.
Сами хазары впоследствии были в большинстве своем
ассимилированы другими народами (в т.ч. - кабардинцами).
Тот факт, что хазары, наряду с болгарами, участвовали в
формировании карачаево-балкарского народа, подтверждается
целым рядом этнокультурных параллелей. Грузинское наиме-
нование Балкарии "Басиани", этноним балкарских князей
"басиат" исследователи связывают с названием хазарского
племени - БАСИ, которое проживало, по словам хазарского
царя Иосифа, у подножия высоких гор.

В фольклоре карачаевцев сохранилось название одного
из хазарских племен-кабаров. Через хазар, правящая верхушка
которых исповедовала иудаизм, в карачаево-балкарский язык
проникли еврейские элементы. Это слова (Шабат "суббота" -
халахоста "неопрятный" др.) применяемые в разговорной речи.
Хазарские правители пытались даже сделать иудаизм государст-
венной религией в Алании. Однако религия иудеев уступала
влиянию христианства, к тому же сильны были древние местные
верования. Да и большая часть самих хазар исповедовала тенгри-
анство (культ Тенгри- Тейри). Этот культ сохранился у карача-
евцев вплоть до принятия ислама, а слово "тейри" и поныне
бытует в языке.
Согласно материалам исследований, хазары не отлича-
лись от болгар по языку, культуре и антропологическому ти-
пу. Этому типу, по определению ученых, был характерен ев-
ропеидный облик, отличающийся умеренной брахикранией
("круглоголовостью") и относительной широколицестью, т.е.
теми же особенностями, которые выражены частично в типе
карачаевцев и, особенно - балкарцев.
Кроме того, некоторый след в этногенезе карачаево-
балкарцев, видимо, оставили печенеги и кипчаки. Как сообща-
ет персидский историк X в. в "Книге Границ Мира", печенеги
проникли на территорию Хазарии к северу от Анапы и к вос-
235

току от моря Гурз, т.е. Черного моря. Они вклинились между
Доном и верхним течением Кубани, к северу от нее, заняли Ха-
зарские горы, под которыми исследователи понимают Ставро-
польскую возвышенность.
В нартском эпосе карачаевцев и балкарцев сохранилось
название печенегов в форме "баджинак". Язык печенегов от-
носился к огузской ветви тюркских языков. Исследователи
полагают, что существование значительного количества огу-
зизмов в карачаево-балкарском языке может быть связано
именно с печенегами.

В XI в. в Предкавказье появляются кипчаки. Этот народ,
называемый в русских летописях половцами, а в западноевро-
пейских - куманами, уже во второй половине XI в. занял все
пространство от Урала до западных пределов Украины. В конце
XI в. кипчаки стали проникать в предгорья Центрального Кав-
каза, в Аланию. Первоначально враждебные отношения их с
аланами впоследствии нормализовались, а в первой половине

XII в. два народа стали союзниками, О пребывании кипчаков на
территории Карачаево-Черкесии, свидетельствуют археологиче-
ские материалы, найденные у селений Таллык, Кубина и др.
местах, датируемых ХП-ХГП вв., а также топонимика.

Однако, незначительное проникновение кипчаков в вер-
ховья Кубани не повлекло за собой заметного изменения в тра-
диционной культуре населения Алании и не изменило его ан-
тропологического облика. По определению специалистов,
"антропологические данные находятся в противоречии с точкой
зрения о ближайшем родстве кипчаков и современных карача-
евцев и балкарцев".
Точку зрения кипчакского происхождения карачаевцев не
подтверждают и языковые данные. Язык кипчаков относится к
"йокающему", а карачаево-балкарский - к "джокающему" диа-
лекту тюркских языков. Тут можно говорить не о кипчакском
происхождении карачаево-балкарского языка, а о некоторых
лексических взаимовлияниях.
236

 

АЛАНСКИЕ

КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИЕ

Аланские ( 1 — 2, 5 — 6) и балкаро -карачаево-балкарские 
(3 — 4, 7—8) антропоморфные изображения по В.М. Батчаеву

Исходя из вышеизложенного, очевидным является сле-
дующее. Карачаевцы и балкарцы, как и все другие народы,
сформировались в результате смешения различных этнических
групп - как пришлых, так и автохтонных. Из них главным,
формирующим компонентом явились аланы, генетически свя-
занные со скифо-сарматским миром. Местным кавказским
компонентом были племена "кобанской" культуры, уходящей
своими корнями в "майкопское" время. И третий - болгаро-
хазарский компонент, восходящий к гуннской эпохе. Об этом
свидетельствуют все данные этнографии, фольклора, языка,
антропологии и археологии.

Таким образом, завершающим этапом формирования ка-
рачаево-балкарской этнической общности является рубеж Х-Х1
вв., когда происходил окончательный сплав "кобанцев", алан и
болгаро-хазар в единую народность. В последующее время в
карачаево-балкарскую среду проникали группы представите-
лей других народов, в частности, печенегов и кипчаков. Одна-
ко роль их не была столь значительна.

Автор X в. Ибн-Русте сообщал о народе "тулас" (по А.
Гаркави, "таулас"). Этот этноним переводится с тюркского как
237

"горный ас" ("таулу" - горный + "ас"). Данное сведение ученые
считают древнейшим письменным упоминанием карачаевцев и
балкарцев. Балкарцы по сей день себя называют "таулу". Ибн-
Саид (ХШ в.) и Абуль-Феда (XIV в.) сообщали о тюрках-аланах
и тюрках-асах, в которых большинство кавказоведов также ви-
дят карачаево-балкарцев.
Как отмечает В.И. Абаев, "свидетельство Абуль-Феды
представляет результат точной осведомленности и имеет опре-
деленную ценность. Он знал карачаевцев и балкарцев под на-
званием алан и асов и правильно называет их тюрками".

Под названием "каратаркас" в 1404 г. о карачаевцах упо-
минает И. де Галонифонтибус. В последующие столетия кара-
чаевцев упоминают под названием "карачеркесы", "карачиоли"
(А. Ламберта, 1654), "карачаевские черкесы" (1643 г.-М. Во-
лынский), "карачеркесы" (Э. Кемпфер, 1651 г.).
Кроме того, вплоть до середины XIX в. они фиксируются в
различных источниках под названием "аланы", "аланеты",
"асы" и т.п.
Все это дает основание полагать, что самоназвание
"карачай" у карачаевцев в течение долгого времени сосущест-
вовало с самоназванием "алан".

 Web-версия - А.Салпагаров ; сканировал, форматировал и  корректировал в  июле 2004г

Сайт управляется системой uCoz