на главную   дополнительные материалы по заданной теме  Биография М.О. Будая и краткий комментарий

М.О. БУДАЙ  

КАРАЧАЕВЦЫ* - ДРЕВНЕЙШИЙ НАРОД МИРА (часть вторая)  ГАЗЕТА "ДИАЛОГ" №7 ОТ 2001Г 

КАРАЧАЕВСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ

Я хочу сказать Ахметову
и Шаманову. Да будет вам
известно, что карачаевцы яв-
пяются не только самым
древним народом Кавказа, но
также самым древним на-
родом мира. Об этом говорит
наука, которую вы старатель-
но пытаетесь игнорировать.
Например, по высказыванию
И. М. Сеченова, так называ-
емое двойное, верхнее веко
типичное для большинства
тюрок Азии, имеется у всех
человеческих существ в ут-
робный период, он предпо-
лагает, что антропологичес-
кий тип с таким веком вооб-
ще был первым.

Лингвисты, занимающие-
ся тюркологией утверждают,
что язык карачаевцев явля-
ется самым древним в груп-
пе тюркских языков, который
сохранился в своей перво-
зданной чистоте. Он играет
значимую роль в изучении
истории тюркских языков, об

этом пишет A. K. Боровков:
"Изучение карачаево-бал-
карского языка явится во

многих случаях ключом для
исследования древнепись-

менных языков (тюркской системы)

А в книге "TURK TARIHI,
TARIHE HURMEDEN MILLET
TURKLER" на стр.166 мы чи-
таем, что карачаевцы живу-
щие на берегах рек Кубани
и Теберды на самом чистом
наречии тюркского языка.

Т.е. в области антропо-
логии тюркоязычные народы
являются самыми древними
в мире, а карачаевский язык
считается древнейшим в
тюркской группе языков. Со-
ответственно, говорящий на
этом языке народ, также
является древним в семье
тюркоязычных народов,
т.е. самым древним наро-
дом в мире.

По этому вопросу мы смо-
жем привести еще один при-
мер, не требующий коммен-
тариев. В "Календаре спа-
сения души" изданном в
Нальчике, в 1993 г., со-
ставленном Санкт-Петер-
бургской религиозно-фи-
лософской школой, на
стр. 238 вы можете про-
честь следующее: "Ной
приходил в то место сегод-
няшней пустыни Сахара,
где раскопаны остатки
очень древней цивилиза-
ции, даже по данным ар-
хеологов, датируемой 10-
м тысячелетием до нашей
эры. От основанных им на-
родов на сегодня сохрани-
лись остатки только двух
- это карачаевцы и бал-
карцы, живущие ныне на Северном Кавказе." 

У нас нет комментариев.
Если у Ахметова и Шаманова есть, что
сказать пусть они, не смущаясь,
ответят нам. Ответ мы обязуем-
ся напечатать в нашей газете
без изменения.

Но вернемся на Кавказ. У
древних жителей соответствен-
но должны быть древние захо-
ронения. Но, к сожалению, на
этой территории не находится
ни одного тысячелетнего мо-
гильника, принадлежащего
предкам адыгов.

Наоборот, по утверждениям
антропологов, все найденные
до этого дня захоронения от-
вечают антропологическому
типу предков карачаево-бал-
карцев. Но, несмотря на все это,
адыги выпустили в печать пуб-
ликации с рассказами о "Адыг-
ском кургане", о якобы суще-
ствовавшем у них древнем кур-
гане, не думая о том, что в адыг-
ском языке нет слова курган.
Это слово взято из карачаевс-
кого языка.

Господин Ашибоков в сво-
ей публикации заявил, что в
Каменномосте при раскопках
был найден скелет лошади ка-
бардинской породы, которой
насчитывается 4000 лет. Слово
"кабардинец" впервые в исто-
рии прозвучало в 1501 г. А как
народ кабардинцы сформиро-
вались во время Советской вла-
сти. Как получилось, что 4000
лет назад, когда не было даже
самих кабардинцев, появились
лошади кабардинской породы.
На этот вопрос, вероятно, смо-
жет дать ответ только Ашибоков.

По утверждению Ахметова,
карачаевцы прибыли из степей
300 лет назад, и долго не мог-
ли акклиматизироваться в ди-
ких горах. Они, якобы, вымира-
ли от неизличимых незнакомых
болезней и неправильного лечения.

В таком случае как можно
объяснить следующий факт. На
Кавказе только у карачаевцев
есть древний обычай: при рож-
дении человека это событие
празднуется всем родом и этот
праздник имеет определенное
название "Ыстым той". А так-
же празднование 100-летия
имеет свое название "джюзе-
лек".
А самое интересное отме-
чалось также 150-летие, этот
праздник также имел свое на-
звание "кештек". Это знамена-
тельное событие праздновалось
всем аулом. Юбиляру односель-
чане каждый день носили гос-
тинцы, баловали его. Именинни-
ку оказывали такое уважение и
почет, что его как младенца кла-
ли в люльку и укачивали "уллакъай-бешик". 

Аналогов этому обычаю нет во всем мире, не
только на Кавказе. Такие обычаи не появляются

за какието 300 лет. Они складывааются в течении тысячелетий. Если бы карачаевцы
не могли бы годами аклимати-
зироваться здесь, они не дожи-
вали бы до 150 лет. У них не
было бы таких обычаев.

На сегодняшний день дол-
гожителями Кавказа являются
именно карачаево-балкарцы, a не адыги.

Во время высылки карача-
евцев в Среднюю Азию 50 % на-
рода вымерло в течение пер-
вого полугодия. Среди них 22
тыс. детей. Это произошло по
той причине, что они не смог-
ли аклиматизироваться в тех
краях. А среди переселенцев в
Сибирь выживаемость в холод-
ных условиях составила 99 %.
Это произошло вследствие того,
что сибирский климат был бо-
лее схож с кавказским и орга-
низм карачаевца быстрее осво-
ился в той среде.

После возвращения из 14-
летней ссылки, рожденные в
Средней Азии органически тя-
жело переносили кавказский
климат. Потомство этих людей
в молодом возрасте приобре-
тает разнообразные тяжелые
заболевания. Среди них на-
блюдается высокая смертность.

Генофонду карачаевского
народа, 14 лет прожившего в
другом климате, нанесен зна-
чительный урон. Если до вы-
сылки длительность жизни на-
рода доходила до 150 лет, это
говорит о том, что жившие в
старину предки, тысячелетия-
ми прожили при одном кли-
мате.

Если мы также кропотливо
разберем этот вопрос в отно-
шении адыгского народа, то
увидим, что численность ады-
гов, переселившихся во время
Кавказской войны в края с бо-
лее высокой температурой (Турция, Сирия,Иордания)
увеличилась в 10 раз. А среди
оставшихся на Кавказе, не на-
блюдалось такого роста насе-
ления. В сравнении с адыга-
ми карачаевцы, переселивши-
еся в Сирию в количестве 700
человек, увеличили свой состав
до 1000 человек только через
100 лет.

Это явное доказательно
тому, что генофонду адыгов бо-
лее близок жаркий климат в
отличие от карачаевцев, орга-
низм которых способен есте-
ственно существовать только в
краях с более прохладным
климатом.

Надеюсь, что Ахметов те-
перь постарается понять, кто
пришел из пустыни и не мо-
жет акклиматизироваться на
Кавказе до сегодняшнего дня,
и кто давно уже живет здесь и
в акклиматизации не нуждается.


Вот ещё один факт из многих, подтверждающий,

что карачаевцы тысячелетиями жили на Кавказе.
У карачаевцев есть более
200 разных видов нацио-
нальных игр. Они все четко
сочетается с кавказским обра-
зом жизни, с его климатом и временем года.

Например:
1.Восхождение на гору.
Эта игра в своей основе имеет
несколько видов и все они
связаны с горским образом
жизни. Альпинизму карачаев-
цы учились с самого раннего
детства. По этой причине Г.
Петров сказал, что карачаев-
цы знают Эльбрусские горы
как свои пять пальцев.

Так же один известный аль-
пинист говорил, что в тех го-
рах, на которые они с трудом
поднимались, дети карачаев-
цев в течение столетий пасли
свой скот.

2.Игры наездников. Таких
игр, показывающих смелость,
мастерство и лихость было
очень много. По этому поводу
В. Новицкий - русский географ
скззал: "Карачаевцы - сме-
лые и неутомимые наездни-
ки, в искусстве езды по кру-
тым склонам гор и скалис-
тым ущельям своей родины
они превосходят даже со-
седних кабардинцев, счита-
ющихся лучшими наездни-
ками на Кавказе".

3.Стрельба по целям. Эта
игра также имеет много видов.
Соревноваться по всем этим ви-
дам карачаевцы начинали с са-
мого детства. Все эти игры раз-
вивали навыки противостояния
зверю и врагу и промах в
стрельбе мог стоить ему жиз-
ни. По этому поводу есть пре-
красная цитата русского охото-
веда, журналиста Алексея Атра,
который в 1883 г. отзывался о
карачаевцах следующим обра-
зом: "Карачаевцы по преиму-
ществу перед всеми други-
ми горцами обладают неоце-
нимыми качествами для гор-
ных охот. Острое зрение, по-
разительная находчивость,
способность ориентировать-
ся в горах даже во время ту-
мана... Ходоки или точнее
сказать, лазуны они все и
старые и малые... Всем из-
вестна пресловутая ловкость
и неустрашимость швейцар-
ских охотников за сернами,
но с карачаевцами их не
сравнишь.., карачаевцы
бьют наверняка, не иначе как
по месту, ни на авось, но зря
стрелять не станут".

4.Боевые игры. В них раз-
вивались военные навыки. Вос-
питывали в характере жест-
кость необходимую в военных действиях
И.Забудский -капитан Генерального Штаба Российской И Яябулгким — кя-
Империи, зная, что карачаевцы были отличными 
воинами, в 1851 году ска-
зал следующее: "Народы
правого фланга, зная во-
инственность карачаев-
цев и их запальчивый ха-
рактер, боятся их тро-
гать и живут с ними мирно".

Об этом также пишет Г.
Чурсин - русский этнограф-
кавказовед, профессор:
"...Нет никакого сомне-
ния, что далекие предки
добродушных и кротких
карачаевцев были впол-
не воинственным народом..."

5. Игры, вырабатываю-
щие смелость. Они также
имеют несколько видов.

В таких суровых местах,
чтобы выжить, детей учили
смелости с детства. Иначе
здесь было невозможно
жить. Храбрость и смелость
требовались для того, чтобы
противостоять врагам и от-
стоять свою независимость.
Они хорошо усвоили это тре-
бование жизни и поэтому по-
воду русский  этнограф-кав-
казовед Швецов в 1855г.
выразился следующим обра-
зом: "Карачаевцы, живу-
щие на высотах под Эльб-
русом, хотя народ немно-
гочисленный, но храбрый,
имея врагами своими с
правой стороны закубан-
цев, a c левой Кабарду, ни-
когда еще не был побеж-
ден и самостоятельность
его еще более наводит
страх на неспокойных соседей..."

6. Общественно-трудо-
вые игры. У карачаевцев игры
были не простым праздным
времяпрепровождением. В
этих играх соединялся обще-
ственно-полезный труд и
своеобразное развлечение
для молодежи. Например,
"ёртен оюн". Осенью во
время листопада молодежь
шла в лес, там сгребали в
кучи сухие листья, разжига-
ли костры и ради развлече-
ния прыгали через них, со-
ревнуясь, кто прыгнет, не за-
дев огня. Победитель в этой
игре получал приз. Об этой
ответственности карачаевцев
перед обществом Г. Петров
- царский чиновник, помощ-
ник начальника Баталпашин-
ского уезда в 1870 году ска-
зал следующее: "Ни в од-
ном из соседних, как у
русских обществ, интере-
сы общественные не ста-
вятся ка такую высокую
степень уважения и так
ревниво не охраняются,
как здесь...(в Карачае).


7.Игры развивающие гибкость тела.

Таких игр также множество, например"бехтир". 

В горах жизнь не из легких, здесь требуется
немалая ловкость и гибкость.
По этой причине в народных
играх существовали комп-
лексы разнообразных физи-
ческих упражнений, развива-
ющие с детства гибкость
тела, пластичность. По это-
му поводу В. И. Зюзин, Е. А.
Тренлих - советские врачи
в 1932 г. писали следую-
щее: "Карачаевцы - кра-
сивый горский народ,
обычно высокого роста,
стройные, с хорошо раз-
витой мускулатурой, туч-
ные люди, особенно муж-
чины встречаются редко..."

8. Игры для развития зна-
ния родного языка. Этими
играми карачаевцы учили
своих детей правильной
речи, грамматике, логике, ис-
кусству ораторства. По это-
му Г. Чурсин - русский эт-
нограф-кавказовед, профес-
сор пишет: "Карачаевцы
издавна приобрели у сво-
их соседей славу хоро-
ших ораторов и мастеров
слагать песни..."

9.Игры, развивающие
проворство, например, "таш
тузакъ".

10.Игры, способствую-
щие ловкости, искусности
взрослых "сюнгю чанчуу", a
также отдельно у детей
"тюртюшюу".

У карачаевцев были спе-
циальные игры для мальчи-
ков, например, "аркъаташ",
а также для девочек "беш
таш",
совместные игры для
девочек и мальчиков, такие
как "чабышуу". Игры были
для разной возрастной кате-
гории, сезонные, временные,
например, юношеские -
"джумдурукъ уруш", для
столетних стариков - "батан
кётюрюу",
для всех возра-
стов - "тутушуу", зимние -
"къарджауат", осенние -
"ёртен оюн",
дневные -
"чарыш",
ночные - чаба-
топ",
песочные - "тюшю-
рюушюу",
снежные - "ат
оюн",
ледовые - "от оюн",
полевые - "табан уруш",
лесные - "агъач кеси-
шюу".
Эта игра имеет 4
вида: игры на поляне -
"чёргешюу", дворовые -
"тюртюшюу", игры на дере-
вьях - "таш тузакъ", на пу-
стыре - "чабышуу", воз-
душные - "къайсы къаты-
ды",
на берегу реки - "таш
сындыруу",
водные игры
имеют пять видов. Игры для
развития силы рук, например,
"къол бюгюу", для испыта-
ния  сылы рук "базукъ сындыруу",
игры для развития сылы поясницы
"хомпар таш"
развития плечевых суставов -"къол таш".

Для тренировки ног: "ча-
бышуу"
имеют в себе шесть
видов:

а) бег двух бегунов;
б) бег от села до села (на
дальние дистанции);

в) бег двух групп;
г) бег от камня до камня (на
короткие дистанции);

д) бег от кошары до коша-
ры;

е) от горы до горы.

Игры для проверки силы
ног - "аякъ уруш".

По рассказам очевидцев
профессионал в этом виде
спорта убил ударом ноги мед-
ведя.

Эти игры являются некото-
рыми вариантами из множества
различных видов национальных
игр карачаево-балкарского на-
рода. Общая численность этих
игр составляет более 200 спо-
собов. Исходя из вышесказан-
ного, возникает вопрос. Может
ли народ, образованный 200-
300 лет назад, как это утвержда-
Шаманов, Карданова, Ахметов
иметь такое количество игр?

Если ответ положительный,
то как в таком случае у такого
молодого народа за такое корот-
кое время появилось столько
игр? Могут ли адыги, "живущие
на Кавказе тысячелетиями", как
они утверждают, назвать нам хотя
бы 20 названий чисто адыгских
национальных игр?

Конечно же, нет! Поэтому
мы продолжим нашу работу.
Итак.

САМЫЕ ДРЕВНИЕ
ЖИТЕЛИ ВОКРУГ ЭЛЬБРУСА

Одно дело - любоваться из-
дали красотами Эльбруса, сла-
гать о нем песни, посвящать
стихи, развешивать в теплых
кабинетах пейзажи, написанные
с него, символизировать его
изображение на знамени и пе-
чатях, но совершенно другое
дело - жить в объятиях Эльб-
руса, в вечных снегах, где тем-
пература снижается ниже нуля
десятками градусов.
Одно дело рассматривать
Эльбрус на фотографии или
карте, но другое дело на кру-
тых склонах, посреди коварных
трещин, ходить по краям про-
пастей, где до смерти порой
полшага. Где неосторожный
шаг, и ты упадешь в пропасть,
сорвешься с обрыва. Где ска-
лы грозят тебе лавиной, где
льды коварно подстерегают
неосторожную ногу, Где вечная
борьба между жизнью и смер-
тью.
Посетить Эльбрус,как курорт,
сходить на охоту  с проводником, как на развлечение
при этом иметь при себе снай-
перскую винтовку и перчатки -
это одно. Но совершенно дру-
гое - встать с природой и со
всеми ее ситуациями лицом к
лицу. Здесь за каждым кустом
подстерегает тебя либо твоя
жертва, либо твой хищник. Ког-
да вскинуть ружье не хватает
времени, и борешься с медве-
дем в обнимку, словно братья,
когда холодное дыхание смер-
ти уже за спиной, когда барс
рвет твое тело когтями и схо-
дит с ума от запаха твоей кро-
ви в то время, как у тебя нет в
руках даже ножа. Когда ты жи-
вешь в обнимку со смертью всю
жизнь - это другое дело.
Народ, который готов к та-
кой жизни и привык к ней, тот
и есть самый древний житель
Эльбруса. Что же может срав-
ниться с вечной красотой Эль-
бруса, и что может состязаться
с его коварством?!!

Карачаевцы и балкарцы, ады-
ги, абазинцы, иронцы  все эти народы утвержда-
ют, что они коренные жители
Приэльбрусья.

Однако, у коренных жителей
Приэльбрусья должны быть оп-
ределенные условия для выжи-
вания в этих суровых краях. И
те народы, у которых будут эти
условия, и есть коренные жите-
ли Эльбруса.

Вот условия, которые необ-
ходимы для выживания:

1. У коренных жителей При-
эльбрусья лошади должны быть
смелыми, чтоб не пугаться об-
рывов, скал, расщелин, пропас-
тей; выносливыми, чтоб выдер-
жать холод и жару; сильными,
чтоб взбираться и скакать по
скалам и горам; пластичными,
чтоб проходить по узким пере-
ходам и тропам.

Копыта этих лошадей долж-
ны быть твердыми (так как в те
времена не было подков) и цеп-
кими для того, чтоб не сбивать
их о камни, и чтоб не соскаль-
зывать со скал.

2.В случае неудачной охо-
ты в доме у жителя Приэльбру-
сья должно иметься животное,
которое могло бы дать мясо,
молоко и шерсть.

3.В природе Приэльбрусья
очень много ядовитых растений,
и, следовательно, есть большой
риск отравления. На этот слу-
чай в доме жителя Приэльбру-
сья всегда должно быть проти-
воядие в виде продукта питания.

4. У жителя Приэльбрусья
должна быть собака. По нраву
своему жесткой, сильной, сме-
лой и верной, чтоб на охоте
была другом, на пастбище за-
щитником своего хозяина и вер-
ным сторожем дома и имуще-
ства от воров в его отсутствии.

5.Житель Приэльбрусья
должен уметь строить дома, ко-
торые могли бы выдержать не-
значительные землетрясения, a
также противостоять небольшим
извержениям вулкана, так как
Эльбрус сравнительно с недав-
них времен был еще действую-
щим вулканом.
6.Язык этого народа должен
быть богат терминами, связанны-
ми с огнем, снегом, льдом и
камнями.

продолжение 

*Автор статьи М. Будай является первым среди карачайбалкар, кто в постсоветское время через СМИ последовательно отстаивал идентичность карачаевцев и балкарцев т.е.  единость карачайбалкарского  этноса. Поэтому название его научной статьи "КАРАЧАЕВЦЫ - ДРЕВНЕЙШИЙ НАРОД МИРА"  не должно вводить читателя в заблуждение. Под названием "карачаевцы" М.Будай  подразумевает  карачаевцев и балкарцев в одном лице. Это отчетливо видно из текста статьи. Кроме того нужно учитывать, что статья появилась в газете "Диалог" преимущественными читателями которого были жители Карачаево-Черкессии. (прим.А.С.)

Интернет версию подготовил А.Салпагаров июль 2004г

Сайт управляется системой uCoz