KavkazWeb

на главную    исходные материалы для данного пояснения

А.САЛПАГАРОВ  О ПРОТОКАВКАЗЦАХ или КОММЕНТАРИЙ К НОВЫМ МАТЕРИАЛАМ.

1.
О статье М. Будая "Карачаевцы- древнейший народ мира" 
Статья М. Будая "Карачаевцы- древнейший народ мира" была напечатана в аналитической газете "Диалог" № 7 2001г. Это ответ Будая М. на книгу черкесских авторов М. Ахметова и Т. Марчанукова "Край овеянный легендами", где утверждалось о том, что карачаевцы переселились на территории КЧР 300 лет назад. 
Точно такие же рассуждения: " Черкесы автохтонный народ Кавказа, а карачаевцы кипчаки, недавно прибывшие на Кавказ!" тиражировала черкесская газета "Народная Газета"
повторяя высказывания человека, с образованием 6-месячных бухгалтерских курсов, претендента на должность Президента КЧР. Можно было бы махнуть рукой и сказать "всё это дела минувших дней!", если бы точно такие же высказывания не повторялись бы адыгами время от времени на различных интернет-форумах. 
Поэтому актуальность статьи М. Будая сохраняется и в настоящее время. Кроме того в статье много разнообразной научной информации о карачайбалкарах.
Я давно выставил бы материал М. Будая, если бы меня не смущала его первая глава "Предки адыгов пришли из Индокитая". Потому что, нас всех учили, что коренными жителями Кавказа являются кавказские народы. А тюрки, иранцы, славяне -это пришлые народы Кавказа. Но научные исследования последних 10 лет избавляют нас от любых сомнений в том, что народы северо-кавказской языковой семьи имеют своим корнем китайско-тибетскую генеалогию. Поэтому по истечении 3 лет, найдя подтверждения из независимых источников (см.ниже)  выводам Будая, что "протоадыги пришли из Индокитая" выставляю его статью на сайте.

Все последние труды карачайбалкарских учёных (И.Мизиева, К. Лайпанова и др.), в разных вариациях утверждают, что родина пратюрок  6-8 тыс. лет д.э. было междуречье Волги-Урала, что пратюрки заселяли Азию из Европы затем уже было обратное движение. А М. Будай идёт ещё дальще, утверждая, что тюрки (аланы т.е. карачайбалкары) единственные автохтонные жители Кавказа. Хотя вышеназванные авторы приводят достаточно убедительные факты, однозначно принять их сторону поначалу тяжело. Любую  аксиому нужно усвоить, а для этого нужно некоторое время. Тем более, что существует обширная историческая литература в России, с как будто устоявшимся мнением, что первыми тюрками в Европе были народ "гунну" 2-3 веков. Но при этом хочется подчеркнуть, что мнение российских историков не всегда совпадает с мнением  западных учёных, тем более с выводами  турецких учёных. Порой для подтверждения своих ложных выводов некоторые наши историки шли на прямой подлог.
(здесь на сайте выставляется свидетельство татарского профессора В.Мирзоянова о фальсифицированных переводах
трудов американских историков по древней истории тюрок-скифов некоторыми историками России.
(Также замечу, что за  последние 10-15 лет, точка зрения , что первыми тюрками Европы  были "гунну" была хорошенько расшатана Л. Гумилёвым, О. Сулеймановым и др. А выводы новой науки "глоттохронологии" уже и вовсе опровергают старую теорию о том, что первые тюрки в Европе были "гунну".) 

Но поддержка выводов карачайбалкарских учёных пришла совсем с неожиданной стороны (читай ниже о глоттохронологии). 

2. Краткая биография Мухаммада Будаева.
Будай Мухаммад-(род Будаевых): историк, родился и вырос в Сирии. Он, живя в Сирии,  несколько раз занимал призовые места в конкурсах бодибилдинга (культуризма) -"Мистер Сирия". М. Будай является автор 16 книг и статей изданных на арабском языке в Сирии. В современный период, он - один из  самых ярких  и непримиримых  противников  разнородных  фальсификаций  и несправедливостей в отношении аланского (карачаево-балкарского) народа. В 1990году Мухаммад возвратился на историческую Родину на Кавказ ,  на постоянное местожительство .  М. Будай организовал и выпускал историко-аналитическую газету "Диалог", и одноимённый журнал. Автором абсолютного большинства материалов был он сам, сам же финансировал и организовывал выпуск газеты и журнала, сам же  занимался распространением . До  регистрации газеты "Диалог" и одноимённого журнала  издал в России несколько брошюр на исторические и общественно-политические темы, автором которых был он сам.
Его прадед родом из Баксанского ущелья, где все жители записаны балкарцами. А в Сирии все выходцы не только из Баксана, но из всех других ущелий Балкарии, считают себя карачаевцами. Поэтому название его научной статьи "КАРАЧАЕВЦЫ - ДРЕВНЕЙШИЙ НАРОД МИРА" не должно вводить читателя в заблуждение. Под названием "карачаевцы" М.Будай подразумевает карачаевцев и балкарцев в одном лице. Кроме того М. Будай является первым среди карачайбалкар, кто в пост-советское время через свои газету и журнал и др. СМИ последовательно отстаивал идентичность карачаевцев и балкарцев и единородность  карачайбалкарского  народа.



ГЛОТТОХРОНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖИВАЕТ ВЫВОДЫ КАРАЧАЙБАЛКАРСКИХ УЧЁНЫХ
В 1952-55 годах американский учёный M. Swadesh M. (Морис Сводеш) разработал и стал основоположником новой науки "глоттохронология". Глоттохронология - это определение относительного или абсолютного времени расхождения двух или нескольких языков. В 80-годах российский учёный Старостин С.А. внес в нее серьезные изменения, сделавшие глоттохронологию еще более точным и надежным инструментом лингвистического датирования языкового расхождения. 
Методы глоттохронологии активно применяют многие лингвисты и учёные. На сайте выставляется монография новосибирских учёных М. Т. Дьячок, В. В. Шаповал "Генеалогическая классификация языков". Цитата из названной работы "Вопрос о родственных связях индоевропейских языков долгое время оставался открытым. Ученые отмечали некоторые лексические и структурные параллели между индоевропейскими языками, с одной стороны, и финно-угорскими, алтайскими, семито-хамитскими, с другой. Однако подлинно научной теории не было создано вплоть до 1960-х годов, когда появилась так называемая ностратическая гипотеза (от латинского noster "наш"). Честь ее разработки принадлежит, прежде всего, В.М. Илличу-Свитычу." Современная глоттохронология все языки мира сводит в несколько макросемей (см.таблицу). 

Надсемья

Раса

1. Ностратическая (+ языки Африки)

европеоидная

2. Койсанская

негроидная

3.Северокавказско-енисейско-сино-тибето-на-дене

монголоидная

4. Австралийская

австралоидная

5. Америндейская

американоидная

6. Индо-тихоокеанская

определение  расового типа затруднительно

7. Австро-тайско-австронезийская

Для нас здесь важным моментом является, то что тюркские языки входят в ностратическую (или евростатическую) макросемью и что прототюрки были европеоидами. (Абсолютное большинство тюркских народов и сегодня является европеоидной расой). Но народы кавказской языковой семьи (абхазо-адыги и вайнахо-дагестанцы) относятся к сино-тибетской макросемье и в далёком прошлом они в расовом отношении были монголоидами. ( Адыгские учёные согласились с этим, например А.Ш. Бакиев журнал "Эльбрус 2001-2002" стр.237 пишет: "Абхазо-адыгская языковая семья… относиться к сино-кавказской сверхсемье, где родственными северокавказским языкам являются сино-тибетские: китайский, тибетский, бирманский,енисейские языки.…")

В подтверждение 1-й части статьи Будая М. выставляю большую обзорную статью о глоттохронологии М.Т. Дьячок, В.В. Шаповал "Генеалогическая классификация языков". Статья была прочитана на научном семинаре в Новосибирске в 2002 и напечатана в специализированном журнале "Филология" . (Использован ресурс: http://www.philology.ru, исходная страница http://www.philology.ru/linguistics1/dyachok-shapoval-02.htm , с которой эта статья часто цитируется в Рунете )


О УЧЕБНИКЕ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ ПО ИСТОРИИ КЧР
"Народы Карачаево-Черкессии: культура и история" под редакцией В.Ш. Нахушева. 1998г. Черкесск. Это учебник для 10-11 классов КЧР.
Часть учебника, посвящённая карачаевцам написана на основе фундаментального историко-этнографической труда "Карачаевцы" КЧНИИ экономики, истории, языка и литературы под общей редакцией доктора исторических наук Л.И. Лаврова. Издан в Черкесске 1978г. Авторами исторического очерка в книге "Карачаевцы" являются Е.П. Алексеева, В.П. Невская, И.М. Шаманов. Я здесь привожу полный список авторов с тем, чтобы показать некоторым " дотошным" читателям, для которых очень важна национальность автора книги. Потому что, когда дело касается истории карачайбалкарского народа у некоторых недоброжелателей нашего народа не остаётся аргументов против того, что "карачайбалкары" древнейший народ Кавказа, что карачайбалкары есть аланы- как сказать это "придумали сами карачаевцы и балкарцы". Для таких читателей замечу, что Нахушев черкес, Лавров, Невская, Алексеева русские (Е.П. Алексеева археолог здесь на сайте выставлена её монография "Карачаевцы и балкарцы- древний народ Кавказа") и только (один из пяти) И.М. Шаманов - карачаевец. А для остальных читателей скажу, что для научной истины безразлично, кто автор открытия или кто автор книги. Главное содержание, главное фундаментальность, точность и бесспорность. 


КТО ЕСТЬ КАВКАЗЕЦ?
Но всё же есть маленький недостаток в вышеназванной книге, принимаемый мной как дань старой исторической теории. Это то, что в ней утверждается, что предки карачаевцев/балкарцев были в прошлом кавказцы (в 3-4 тыс. до.н.э), но затем в 5-6 веке сменившие язык на тюркский. Но как мы заметили выше - выводы глоттохронологии нам ясно указывают, что так называемые кавказцы (абхазо-адыги и нахо-дагестанцы) имеют генетические корни в сино-тибетской семье. 
В то же время карачайбалкары (тюрки) и осетины (иранцы) относятся к ностратической макросемье и имеют европеоидный расовый тип. Из европеоидов карачайбалкары и осетины относятся к чистому кавкасионскому расовому типу. По единодушному мнению всех антропологов, кавкасионский расовый тип относится к древнейшему и чистому типу белого человека, сформировавшемуся в 5-6 тыс до.н.эры. Именно поэтому в англоязычной научной литературе "Caucasian" означает в первую очередь "белый" расовый тип человека и только затем "кавказец". Поэтому из числа протокавказцев нужно исключить кавказские народы ( а из них только вайнахи относятся к кавкасионам), как имеющих монголоидный расовый тип в далёкой древности. Из оставшихся кавкасионов (карачайбалкар и осетин) только у карачайбалкар шансы предпочтительней называться настоящими кавказцами. 
При этом не могу удержаться от ремарки о том, что уже нет спора между осетинскими и карачайбалкарскими учёными о том, кто является аланами. Ровно год назад в Черкесске состоялся международный съезд алан, на котором присутствовали общенациональные организации карачаевцев из КЧР, балкарцев из КБР и осетин из Осетии. У всех республиканских организаций - единое название "АЛАН". Перетягивание одеяла между карачайбалкарами и осетинами "Мы аланы , а вы нет", уже перешло в другую плоскость. Карачайбалкары и осетины есть аланы ( особенно единокровные отношения были между малкарами и дигорцами). Спор идёт в плоскости: "какой первоначальный язык был у алан и на какой они сменили в дальнейшем". Я согласен с Будаем и др. нашими учёными, что праязыком алан и протокавказцев был пратюркский язык, с чем пока осетины не соглашаются. 

Карачайбалкары и осетины- это единственные народы-соседи на Кавказе, у которых нет между собой никаких споров, кроме спора о первоначальном языке алан. Но это научный спор, который (я уверен) в ближайшие 5-10 лет разрешится бесспорным выводом для обеих сторон. В отличии от других наших соседей у нас между собой нет ни территориальных, ни политико-экономических разногласий. События последних дней в Южной Осетии доказывают, что осетинам была бы кстати активная поддержка аланского карачайбалкарского народа. Поэтому за малым спором нужно видеть большую и реальную жизнь, нужно видеть выгоду которую принесёт единое аланское происхождение для обоих народов в будущем. Я убеждён, что карачайбалкары и осетины не должны соперничать из-за научных исторических разночтений, а должны культивировать между собой особые братские и союзнические отношения. (дополнительно на эту тему здесь)

ИЮНЬ-ИЮЛЬ 2004

июнь 2005г- в этом разделе добавлена  СТАТЬЯ М.БУДАЯ "МИФ О "ВЕЛИКОЙ" ЧЕРКЕСИИ" - комментарий к данной статье разместим позднее.