апрель 2002 г.       

Ахмад Салпагаров                                         

                                        Гунну,ас-аланы,карачаево-балкарцы.    

1.   Этнонимы Алан и Ас в тюркской среде

2..Лексические и фонетические схождения в аланском и германских языках

3.Гунну и аланы(карачаево-балкарцы)
4. Заключение

        Этнонимы Алан и Ас в тюркской среде.

1. Из книги А.М. Байрамкулова «К истории аланской ономастики и топонимики » 

«Этноним алан и ас у иранских народов, насколько нам известно, не зафиксирован и не бытует,
кроме названия одного только рода алан у курдов.В тоже время они существовали и сейчас имеются у 12 тюркских народов:
1.Карачаево-балкарцы. (самоназвание прим.автора)
2.Алтайские роды Дьети ас, Байлаг ас,Тёрт ас. 
3.Казахское племя Ас. 
4.Киргизское племя Ас. 
5.Чагатайское племя Ас. 
6.Туркменское племя алан. 
7.Ногайские роды тарту уллу ас,дер гулли ас, шомишли ас. 
8.Этноним ас,приведенный Будаговым. 
9.В кипчакско-огузском памятнике Х11-ХУ1 вв. «Китаб ал –Идрак ли-лисан ал Атрок» 
«Книге пояснений к тюркским языкам» наряду с названиями других тюркских племен 
приведен этноним ас. 
10.Казахское племя алан(элан). 
11.Башкирский род ас/ассы 
12.Часть крымских татар называют друг друга олян. 

К этому списку Байрамкулова А.М. я хочу добавить следующие тюркские народы с этнонимом алан и ас.(Энциклопедия Народов России Москва 1994г)
1.Суваз или суyас т.е. водные асы самоназвание чувашей восходящее к сувар или суваз.
2.Тёлес ( руссификация от тюркского таулуас tawluas ) племя в составе южных алтайцев. 
3.Карагас (черный ас,возможно также перевести черное дерево) старое название микро-тюркского 
народа Южной Сибири. 
4.Чыстангас-таёжные асы этническая группа в составе хакасов.(сам этнотермин хакас происходит 
от имени кыргыз в китайском звучании "хягас"
5.Азари,азери (земля азов или мужчина аз) иранское название тюркского народа азербайджан. 
Приведённые факты убедительно и неопровержимо свидетельствуют о том ,что этноним Ас и Алан
являются исключительно тюркскими этнонимами. 


Лексические и фонетические схождения в аланском и германских языках


1.Как известно из истории в 2-4 вв. германские племена готов и аланы жили в одном государственном образовании на территории современного Причерноморья и Предкавазья.
Совместное проживание продолжалось 200 лет. Это достаточный срок для языковых взаимовлияний. 
За 200 лет языковых соприкосновений должно быть много общих слов должен быть общий фонетический ряд( одинаковые звуки в языке.).Мною выявлено в немецком и карачаево-балкарском языках более 60 языковых совпадений и схождений древних слов.
Например: 

немецкие слова -(транскрипция) перевод      карачаево-балкарские слова   (транскрипция)            перевод 
                  
1. Bau (baw) строительство   вау (baw) сарай  cтроение 
2.Tale (tale)   поляна                           
тала( tala) поляна 
3.dick (dik) толстый     тыкъ (ti'q) толстый 
4.Opa (opa) дедушка        аппа (appa) дедушка 
5.Eid ( aid) клятва             айт (ait) говори  ( айтыу- aiti'w предлож,поговорка) 
6.Gattin (gatin) супруга    къатын (qati'n) супруга,женщина 

и так далее.
И таких удивительных совпадений древних понятий более 60 в немецком и карачаево-балкарском языках. Что является свидетельством тесного и длительного соприкосновения названных языков. А такое длительное соприкосновение было мы знаем только в период соседского и совместного проживания готов и алан в период с 2 по 4 вв в Причерноморье и Предкавказье. 
На самом деле тюрско-германских языковых схождений значительно больше. Лингвисты насчитывают около 400 тюркских этимиологий в современном английском языке большинство которых вошло в ангилийский язык во второй половине второго тысячилетия посредством турецкого языка.Но в том то и дело, что карачаево-балкарский язык развивался изолированно с Х1У века от других тюрксих языков ,с момента разгрома Тимуром Тохтамыша (и Алании )   .
И языковые схождения в 60 слов в немецком и карачаево-балкарском языке сложились в давние времена.(я не сранивал английский язык с карачаево-балкарским,хотя ясно что количество общих древних германо-карачаево-балкарских слов значительно увеличится) 
Конечно апологеты иранского начала аланского языка могут найти и большее количество языковых схождений в немецком и осетинском языке.Но как и в немецко-осетинском языковом и ирано-германском языковом схождении нет ничего удивительного ибо иранские и германские языки принадлежат одной индоевропейской языковой семье. (как и много языковых схождений в тюркских и монгольских языках принадлежащих одной урало-алтайской языковой семье.) Немецко-карачаево-балкарские языковые схождения удивительны ввиду их корневых отличий этих языков и несоприкосновений последние 1600лет.
2.Кроме языковых схождений я исследовал фонетику осетинского языка. И обнаружил, что существующий в английском и немецком языках звук NGng (morning,England) не существуют в современном осетинском языке. В то время как этот звук существует как фонетике карачаево-балкарского языка как и в германских языках. И если бы аланы в 2-4 веках были бы ираноязычными то в их язык проник бы этот звук, существующий в германских языках.. 
И этот звук присутствовал бы в осетинском языке. 
Кстати сказать этого звука NG,ng нет в тюркских языках огузской подгруппы (турецкий, азербайджанский) соприкасавшихся с немецким языком сравнительно недавно . Для примера скажу что за сто русско-карачаево-балкарского лет языкового соприкосновения с середины Х1Х до середины ХХ веков в карачаево балкарский язык проник звук Вв ранее не бывший в фонетическом ряду карачаевцев и балкарцев. (например моя бабушка-слово "большевик" произносила как "болшебик")
В фонетическом строе карачаево-балкарского языка и германских языков есть обшие гласные фонемы ,не существующие в осетинском языке (как и в русском языке тоже).Это гласные u: и o:, a' (Üü,Öö,Ää)в немецком они называются u umlaut , o umlaut,а umlaut.


Таким образом доказательством первоначальной тюркоязычности алан является: 
1.многогкратное наличие у тюркских народов терминов Ас и Алан для обозначения родов и племен, а у иранских народов нет такого этнотермина .
2.Самоназвание карачаевцев и балкарцев-Аланла (аланы) , а у осетин Ирон. 
3.Наличие большого количества общего пласта древних слов в германских (немецком и английском) и карачаево-балкарском языках а также общих фонем NGng,Üü ,Öö-отсутсвующих в осетинском языке .Доказывают тюркоязычность алан в 2-4 веках нашей эры. 
Общие древние слова и общие фонемы NGng,Üü,Öö( отсутствуящие в осетинском языке) являются следствием длительного соприкосновения Алан и Германцев в 2-4 веках . 
Вывод очевиден - аланы были тюркоязычными.И являются таковыми на сегодняшний день.
Дигорцы (западные осетины) лет 100-150 назад были двуязычны.Они в то время ещё знали карачаево-балкарский язык.

                            Гунну и аланы(карачаево-балкарцы)

в 2-4 веках гунну,аланы,германцы жили рядом и вперемежку в районах Предкавказья,Причерноморья,Крыма.Лидирующее положение было за гуннами.Именно гунну создали начале 1 тысячилетия мощное государственное обьединение.Наибольшего расцвета и могущества держава западных гуннов достигла при Аттиле в 4 веке.(были ещё и восточные гунну, в числе данников которых в одно время был в даже- Китай).Пишут даже ,что Аттила единственный человек,перед которым на колени становился папа римский.(Кстати сказать,случилось это после как бы " проигранной" Аттилой  "битвы народов" на Каталаунских полях -по версии европейских историков).Римский папа просил Аттилу не осаждать,не грабить Рим и взять сколько хочет золота и другого добра.
Гунну приняли участии в этногенезе многих европейских народов,в том числе и славян.Общепризнана также -тюркоязычность и европейский расовый тип гунну.В число своих предков гунну могут записать все северо-западные европейские тюркские народы-татары,башкиры,чуваши,гагаузы,крымские татары.
Но самыми близкими потомками гунну себя должны считать карачаево-балкарцы(аланы).
Доводы в пользу этого:
В одном туркменском историческом труде(в европейских исследования тоже) утверждается,что имя "гунну" происходит от китайского названия "хун"-что означает "разбойник".( другие варианты "хунну"-"гунну")
Неубедительно это.Трудно представить ,что народ "гунну" в Европе назывался именем данным ему вчерашним данником .Ведь связующим звеном Европы и Азии в то время как раз и были те самые гунну.Прямых,длительных котактов Европы с Китаем в то время не было.В китайскую версию можно было бы поверить, если гунну перешли бы на китайский язык.Но гунну были тюркоязычным народом.
Я убеждён,что "гунну" самоназвание народа.
Во всех тюркских языках слово "кюн","кун","гюн","гун" означает "день".В карачаево-балкарском языке оно ещё имеет второе значение- "солнце".
Слово "гунну" означает "принадлежащий солнцу" и "солнечный".С таким же значением оно употребляется в современном карачаево-балкарском языке.Звучит на современном языке так-"кюнлю"(ku:nlu:) в литературном языке,в малкарском диалекте (считается наиболее близким к древнетюркскому языку) звучит как -"кунлу"-"кунну".
В Балкарии есть древнее селение -Кюннюм (ku:nnu:m).Здесь Кюнню-(ku:nnu:)- "солнечный"-"принадлежащий солнцу" + м -притяжательный аффикс означает "мой" т.е. " мой солнечный" или "мой счастливый" или "моё принадлежащее солнцу место".
Предполежение ,что "гунну" означает "принадлежащий солнцу",что есть приямая связь между гуннами и карачаево-балкарцами так бы осталось неуверенным предположением,если бы недавно не прочитал Л.Гумилева.
В фундаментальном исследовании истории гуннов "История народа хунну" Л.Гумилев пишет :"Кроме военных и дипломатических функций на шаньюе (это китайское название хана,(хакана) гуннов прим.авт) лежали ещё и культовые обязанности: храм для ежегодных жертвоприношений находился при ставке шаньюя , и сам он дважды в день совершал официальные поклонения с о л н ц у и луне."
Вот почему гунну называли себя так.Они поклонялись солнцу- "гунну" означает "принадлежащий солнцу" и "солнечный".
В европейских исследованиях имя "Аттила"-этимиологизируется из тюркского имени собственного "Атлы"- "всадник".
В этом утверждении есть натяжка,неубедительно звучит.
Я считаю имя Аттила имеет в корне слово"ата"- т.е. "отец". Аттила -"Атти"+аффикс множественного числа "ла" ( сравни ат-лошадь , ат+ла - лошади) . Карачаевцы-балкарцы и сейчас  ласково обращаются к отцу или деду - " атда,аття, атти"
Можно предположить что Аттила управлял своей державой вместе с кем нибудь из близких родственников( или с их  помощью).
В старинной карачаевской песне "Гапалау"  поётся  "Гапалаула эки едиле-бир болдула"-Гапалавла были двое-остались в единственном числе". Здесь Гапалау(Гапалав)-в ед.числе,Гапалавла во мн. числе-русский эквивалент должен быть-Гапалавы. У Гапалау был младший брат,который остался живой после гибели старшего.

Пример из личной жизни :в одной карачаевской соседской семье было 4 брата.Прозвище старшего было "Тылёк".Всех вместе и по отдельности называли то "Тылёк",то "Тылёкла".Это часто встречающееся явление в среде карачаево-балкарцев по имени или прозвищу старшего или лидера называть во множественном числе всех ближайших родственников.                                                                    И сегодня фамилие каждого карачаево-балкарца звучит,употребляется  во множественном числе с аффиксом множественности "ла" "(ле)" . Например Сылпагарлары, Сылпагарланы Ахмад 
Поэтому я думаю ,что Аттила -это означает  Атти+ла, с ударением на последнем слоге.
Таким образом название тюркского народа "гунну" и имя предводителя народа "Аттила" легко и без натяжек этимиологизируется из современного карачаево-балкарского языка.
Что тоже подтверждает связь гунну-аланы-карачаево-балкарцы.Это связь рассыпется если предположить что аланы были  1700 лет назад ираноязычны.

Рейтинг@Mail.ru                                                         Заключение

"Все материалы ,которыми мы распологаем,неоспоримо доказывают что балкарцы,карачаевцы-кавказские народы,они оформировались на аланском субстрате,аланский субстрат,это не гипотеза,это прочно установленный научный факт,на который может смело опираться каждый кто занимается историей и культурой карачаевского и балкарского народов."-так писал накануне своей смерти выдающийся осетинский алановед В.И.Абаев.(Народы Карачаево-Черкессии:история и культура.)Именно на научных трудах Абаева В.построена теория ираноязычности алан,теория "осетины -наследники алан". При этом надо знать что названные теории создавались в конце 40-начале 50 годов. Непонимающему обьясню-это было время когда не то,что изучать историю карачаевцев-балкарцев, не то что связывать блистательную тысячилетнюю Аланию с карачаевцами и балкарцами-просто упоминать карачаево-балкарцев было опасно для здоровья и жизни.Это было время,когда "можно было говорить о клопе, но нельзя было говорить о карачаевцах и балкарцах" как едко заметил один мой знакомый.Это 1943 по1957 годы время этнического страшного геноцида алан- -карачаевцев,балкарцев.Изучение аланского вопроса не может стать поводом для трений или конфликтов между осетинами и карачаево балкарцами.Вопрос тюркоязычности или ираноязычности алан тысячу или полторы тысячи лет назад в отношениях карачаево-балкарцев и осетин вопрос десятистепенный.Для нас намного важнее осознание нашего генетического родства, родства карачаево-балкарцев и осетин.Практический вывод из этого- мы братья по крови-значит мы союзники,мы партнёры,мы друзья,мы добрые соседи. У нас похожие задачи- воссоединение разделённого народа.
                                 

Сайт управляется системой uCoz