На главную сайта     др. номера газеты

БАЛКАРИЯ
Независимая общественно-политическая газета Российской Федерации
Учредитель: Джаппуев Р.С.
Газета набрана и сверстана в ГУП Изд-во "Кавказская здравница",
г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67. Тираж 2000.

Март 2001 года №1 (10)


57-ой годовщине светлой памяти жертв насильственной
депортации и геноцида балкарского народа посвящается


1.Читателю XXI века.
2."Нет закона, нет проблем?!"
3.Заявление участников Круглого стола по проблемам прав и свобод человека и гражданина, обсудивших тему "К десятилетию Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов". Шаг вперед, два шага назад" от 25 января 2001 г. г. Москва
4.Виртуальное пиратство. Мифы и реалии.
5."Об(раз)ъединители?!..".
6.Определение КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по запросу Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики о проверке конституционности пункта "е" статьи 81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, статьи 2 и пункта 3 статьи 17 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике" город Москва 2 ноября 2000 года.
7.Тырныауз: городу грозит уничтожением не вулкан и не всемирный потоп, а чиновничество…
8.Представляем Вам: М.Сураев "Сенге айтама"

Читателю XXI века

"Лучше поздно, чем никогда…"

Дорогой читатель! Предлагаемый вашему вниманию номер газеты "Балкария" является первым в новом году и в новом веке.

Символично и то, что этот спецвыпуск посвящен печальной памяти десятков тысяч, безвинно убиенных сталинским режимом балкарцев...

Вместе с тем, мы бы хотели, чтобы наша газета напомнила широкой общественности и о том, что помимо народа балкарского, геноциду в нашей стране были подвергнуты еще 12 советских народов, которые в общей сложности понесли миллионные жертвы, но, к сожалению, так и не реабилитированы в полной мере до сих пор.

Пусть этот номер "Балкарии" также напомнит всем нам и о тех многомиллионных жертвах политических репрессий, чьи дети десятилетиями, по сей день, пытаются восстановить честь и доброе имя своих безвинно загубленных родителей.

И, наконец. Люди! Бога ради, давайте никогда не забывать о том, что Всевышний создал все народы и каждого из нас в отдельности одинаково равными и свободными и что любая человеческая попытка насильственного, себе в угоду, перекраивания мироздания заканчивается трагедией.

Поэтому, независимо от вашей национальной принадлежности, вероисповедания и политических взглядов, мы одинаково желаем всем вам мира и согласия, здоровья и благополучия в новом 21-м веке! Будьте счастливы!

Редколлегия

"Нет закона, нет проблем?!"

26-го апреля 1991 года был принят Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов". Несомненно, что это один из самых гуманнейших и справедливейших законов, когда-либо принятых в России.

Можно смело утверждать, что это единственный закон, когда-либо принятый под бурный шквал аплодисментов ликующего от восторга и плачущего от счастья депутатского корпуса высшего Законодательного Собрания России...

Это был краткий миг триумфа справедливости и реальной демократии.

Всем нам, в т.ч. и народным депутатам России, принимавшим этот Закон, уже казалось, что наконец-то окончательно и безвозвратно рухнул сталинско-бериевский ГУЛАГ, а все репрессированные по национальному признаку и подвергнутые геноциду народы (по крайней мере, в России) безоговорочно и незамедлительно будут восстановлены в своих политических, экономических и территориальных правах.

Но, к великому сожалению, все это оказалось иллюзией. Прошло ровно десять лет и ни один из репрессированных народов до сих пор так и не реабилитирован в надлежащей мере в соответствии с Законом.

Это в первую очередь связано с тем, что "новыми и демократически избранными президентами" субъектов федерации стали "старые" секретари тех же обкомов, в свое время способствовавших геноциду и депортации народов. Та же категория лиц оказалась и в федеральных эшелонах власти.

Не только сохранив за собой всю былую власть и деньги, но и значительно приумножив их во время перестроечного хаоса, эти люди предприняли все, чтобы дискредитировать Закон и не допустить реабилитации репрессированных народов. Более того.

Сегодня, получив законодательное право на почти пожизненное правление, эти люди добъют и последние остатки демократии в регионах, что вряд ли будет способствовать укреплению России.

Но, пожалуй, хуже всего то, что федеральный центр, не только не решивший за эти годы до конца ни одной национальной проблемы, но и не имеющий до сих пор четко выраженной государственной национальной политики, оказался неспособным заставить региональных лидеров реализовать на местах закон российского государства, а потому, похоже, решил попросту избавиться от этой "головной боли" сегодня путем его упразднения.

Нет закона, нет проблем! Принцип печально известный. Но он становится поистине страшным, когда не кто-нибудь, а государственная власть начинает считать, что отсутствие закона (по сути, беззаконие) эффективнее следования закону.

ЗАЯВЛЕНИЕ
участников Круглого стола по проблемам прав и свобод человека и гражданина, обсудивших тему "К десятилетию Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов". Шаг вперед, два шага назад"

25 января 2001 г. г. Москва

В рамках регулярных встреч, проводимых Международной правозащитной ассамблеей совместно с Институтом международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, Российским обществом Красного Креста и Институтом проблем гуманизма и милосердия, состоялось очередное заседание Круглого стола по проблемам прав и свобод человека и гражданина. На заседании обсуждалась тема "К десятилетию Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов". Шаг вперед, два шага назад".

В заседании приняли участие 75 человек, в том числе:

- руководители и члены российских общественных организаций: Госсовета Балкарии, Гуманитарного центра "ИЛАТАН" - Ростов-на-Дону, Землячества крымских татар в Москве, Ингушской ассоциации жертв политических репрессий и репрессированных народов, Ингушского "Мемориала", Краснодарского краевого отделения общественной организации месхетинских турок "Ватан", Межрегиональной организации возрождения Ингушетии, Межрегиональной организации содействию переселения из Чеченской Республики "Общий дом", Общественной организации "Гласность", Общественной организации месхетинских турок "Ватан", Ростовского регионального отделения Международной правозащитной ассамблеи, Правозащитного центра "Мемориал", Республиканского центра Чеченской Республики "Экология", Российского общества Красного Креста, Совета старейшин Лиги вайнахских народов, Союза журналистов, Фонда развития мусульманских народов, Фонда репрессированных народов, Центра содействия возрождению Чеченской Республики, ведущие научные работники и эксперты высших учебных заведений и научных институтов: Академии гуманитарных исследований, Академии наук российских немцев, Института государства и права РАН, Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, Института международных экономических и политических исследований РАН, Института проблем гуманизма и милосердия Российского общества Красного Креста, Института этнологии и антропологии РАН, Московского центра изучения публичного права, Психоневрологического диспансера г. Железнодорожного Московской области, Российского института стратегических исследований, Российской медицинской академии, Центра экологических исследований;

- сотрудники федеральных и региональных органов исполнительной власти: Аппарата Совета Безопасности РФ, Аппарата Правительства РФ, Аппарата Правительства Ингушской Республики, Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ, Представительства Республики Калмыкия при Правительстве РФ, Правительства Карачаево-Черкесской Республики при Президенте РФ, Управления по международному гуманитарному сотрудничеству и правам человека Министерства иностранных дел РФ;

- депутаты, помощники депутатов и сотрудники федеральных и региональных органов законодательной власти, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Московской городской Думы, Парламента Ингушской Республики;

- советник судьи Конституционного Суда Российской Федерации; сотрудники Аппарата Уполномоченного по правам человека Российской федерации;

- представители международных организаций: Международного комитета гражданской дипломатии, Международной ассоциации "Семья мира", Международной правозащитной ассамблеи;

- помощник депутата Парламента Украины;

- СМИ.

Участники заседания всесторонне обсудили положение с реализацией Закона "О реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля 1991 года. Представители всех репрессированных народов и другие участники Круглого стола отмечают, что все, что делалось за минувшие десять лет во исполнение Закона и на его основе, вело к стабилизации этнополитической ситуации на местах, к предотвращению событий, ведущих к нарушению гражданского мира в Российской федерации. Ни Закон в целом, ни какая либо его статья никогда не определяли причину и не служили поводом возникновения и обострения конфликтов, усугубления, имеющихся трудностей или создания дополнительных осложнений. Прозвучавшая точка зрения, что по отдельным формулировкам действующий Закон не соответствует Конституции Российской Федерации и должен быть пересмотрен, поддержки не получила.

Участники заседания отметили, что сам факт принятия Закона явился шагом вперед в деле восстановления прав репрессированных в сталинский период народов.

Вместе с тем, участники заседания констатируют, что до настоящего времени нигде реализация Закона не велась последовательно и в полной мере. На местах, при поддержке Федерального центра, оказывают сопротивление реализации 3 и 6 статей Закона, что приводит к возникновению конфликтов, выдаваемых за межнациональные. Более того, ставят под сомнение необходимость реализации этого Закона и предлагают его пересмотреть. В частности, 18 октября 2000 года Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по законодательству и Комитету Государственной Думы по делам национальностей протокольным решением поручено разработать и представить на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации взамен действующего Закона новый обобщающий проект Закона о реабилитации репрессированных народов и жертв политических репрессий.

Неудовлетворительное положение репрессированных народов, отмеченное ранее в Заявлении участников Круглого стола "О положении с восстановлением прав репрессированных народов", состоявшегося 19 марта 1999 года, практически не изменилось, а именно:

- балкарцам по-прежнему не предоставлена возможность создания Балкарской Республики в составе Российской Федерации, не восстановлены балкарские национальные районы Кабардино-Балкарской Республики, существовавшие до депортации балкарского народа;

- ингуши все еще не имеют возможности вернуться на их историческую родину в нынешний Пригородный район Республики Северная Осетия и в г. Владикавказ. Не решен вопрос о территориальной реабилитации ингушского народа;

- карачаевцам не восстановлена их государственность;

- месхетинские турки не имеют реальной возможности возвратиться на их историческую родину в районы южной Грузии, а на территории Российской Федерации, прежде всего в Краснодарском крае, они лишены элементарных прав и свобод и находятся под угрозой их очередной депортации в новые места поселения;

- российские немцы до сих пор не имеют возможности восстановить Республику немцев Поволжья и практически вытесняются в эмиграцию;

- чеченцы, как в самой Чеченской Республике, так и вне ее подвергаются жестокому преследованию, а их многие города, села и аулы в результате военных действий превращены в руины.

Участники заседания Круглого стола, считая недопустимой ревизию действующего Закона "О реабилитации репрессированных народов", обращаются к:

- Президенту Российской Федерации В.В. Путину с предложениями:

а) провести встречу с представителями репрессированных народов для обсуждения назревших вопросов по решению их проблем;

б) поручить Правительству Российской Федерации разработать механизм реализации Закона "О реабилитации репрессированных народов" в полном объеме;

- Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с предложением пересмотреть ее протокольное решение от 18 октября 2000 года как неприемлемое;

- Правительству Российской Федерации:

а) с требованием обеспечить полное и беспрекословное исполнение Закона "О реабилитации репрессированных народов";

б) с просьбой рассмотреть возможность участия Российской Федерации в финансировании репатриации крымских татар ,в Украину;

- Средствам массовой информации с просьбой развернуть широкую кампанию по разъяснению Закона "О реабилитации репрессированных народов" и его значения в деле реализации прав репрессированных народов и стабилизации социально-политической обстановки в стране.

По поручению участников заседания Круглого стола:
руководитель Круглого стола, Президент Международной правозащитной ассамблеи
М.Г. АРУТЮНОВ.

ученый секретарь Круглого стола
А. В. СОКОЛОВ.

Виртуальное пиратство
Мифы и реалии

Предисловие

Случилось так, что дня через три после проведения траурного митинга балкарского народа, посвященного 56-й годовщине его депортации, к нам обратилась группа балкарских старейшин.

Пожилые люди были крайне взволнованы и даже обижены. При беседе выяснилось, что они требуют у нас не только публичной защиты одного из самых искренних и активных членов Совета старейшин Балкарии, всеми нами уважаемого Магомеда Этчеева, но и хотели бы, в доказательство его правоты, через газету "Балкария" обнародовать ряд, имеющихся документальных фактов, чтобы сделать их достоянием широкой общественности.

Проблема возникла в связи с тем, что, выступая на упомянутом митинге 8 марта 2000 года, М. Этчеев, во-первых, обвинил руководство КБР в игнорировании Федерального Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" и преднамеренном срыве политической и территориальной реабилитации балкарского народа, в разбазаривании бюджетных денег, выделенных Москвой на развитие балкарского народа, и, наконец, в "конституционном" лишении балкарского народа права на самоопределение и самоуправление.

Во-вторых, Этчеев сказал, что в республике существует и другая, мало кому известная, форма ущемления балкарского народа в виде официального и целенаправленного грабежа его истории, вплоть до современной, и упомянул ряд известных имен балкарцев - героев гражданской и отечественной войн, известнейших в мире горовосходителей, которые значатся кабардинцами.

Поскольку в первой части своего выступления М. Этчеев был очевидно и полностью прав, никто из представителей власти, задержавшихся на митинге, ему не возразил, а постарался скорее улизнуть оттуда, чтобы не остаться один на один с народом, который, несомненно, стал бы задавать вопросы.

Но самое интересное случилось на следующий день...

Идущего по улице Нальчика М. Этчеева остановил один из мелких чиновников, именуемых здесь на официальном языке то "балкарскими интеллигентами", то "балкарскими интернационалистами", и, слегка покачиваясь, стал обвинять его в "национализме и экстремизме, разрушении единства, братства и неделимости республики", и в прочей ереси, которую в более трезвом виде они обычно несут по радио- и телеэфиру и в печати. В конце концов, этот уличный разговор закончился тем, что Магомед каким-то образом все же уговорил чиновника завтра приехать в Хасанью, где и обещал показать ему документы, на основании которых он выступал на митинге, называя конкретные факты и фамилии.

Естественно, то ли протрезвевший, то ли вновь опохмелившийся чиновник в Хасанью не приехал, а собравшиеся там для встречи с ним старейшины двинулись с документами в город к Б. Этезову... (Недели через две, этот человек все ж приехал в Хасанью, нашел М. Этчеева, и искренне извинился, а потому нет необходимости называть его имени сегодня. - Ред.)

...После просмотра доставленных нам материалов, мы специально отобрали для первой публикации два совершенно разноплановых документа, которые и представляем вам, дорогие читатели, полагая, что они не оставят равнодушными и вас.

I. О чем свидетельствуют документы?

Герой Советского Союза, балкарец - Алим БайсултановПервый рисунок, с нижеследующей заметкой "Военная хитрость", является лишь левой частью плаката художника И. П. Коровякова. На самом плакате (в представленном нам виде) нет его выходных данных, т. е. отсутствует дата изготовления, наименование типографии, имя автора текста, а потому он скорее напоминает некую узаконенную идеологическую анонимку...

На портрете изображен один из самых известных сыновей балкарского народа – капитан морской авиации, летчик-истребитель и Герой Советского Союза – Алим Юсуфович Байсултанов.

Подпись к рисунку:

Военная хитрость
Этот приказ на аэрофотосъемку вражеского аэродрома старший лейтенант Байсултанов получил лично от командующего военно-воздушными силами Краснознаменного Балтийского флота. Он ввел машину в разворот и с малой высоты сфотографировал самолетные стоянки с правой стороны.

Имитируя посадку, он опять проскочил знаки и таким же образом заснял левые стоянки. Еще мгновение - и "незадачливый" пилот прибавил газу, выпустил несколько очередей по тем, кто приготовился его встретить, убрал шасси и улетел.

277 боевых вылетов, 64 штурмовки, 27 разведов, 45 воздушных боев, 8 уничтоженных самолетовпротивника в воздухе и два на аэродроме, 13 машин, сбитых вместе с товарищамив групповых боях, - таков боевой счет отважного истребителя-кабардинца.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года Алиму Юсуфовичу Байсултанову было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

...Мы всегда и по праву гордились не только тем, что в годы войны малочисленный балкарский народ направил на защиту Родины свыше четверти своей численности (более 16 тыс. человек), но и тем, что первым жителем Кабардино-Балкарии, получившим звание Героя Советского Союза, стал балкарец – Алим Байсултанов.

Но, видимо, большому обкомовскому начальству, в свое время активно способствовавшему Сталину и Берии депортировать балкарцев, показалось, что "преступный народ" не может иметь героев!", и Алиму Байсултанову посмертно поменяли национальность.

Как вы можете убедиться, в представленной заметке о нем в числе прочего говорится: "...Таков боевой счет отважного истребителя-кабардинца"... А теперь остается только догадываться над тем, что делается при обычной, но крайне засекреченной переписи населения в КБР, если абсолютно спокойно и на глазах у народа воруется его Герой Советского Союза.

Более того, эта ложь безо всякого смущения демонстрируется властью на массово-общедоступном плакате в местах наибольшего скопления людей и к тому же преподносится в воспитательных целях... Подобному цинизму трудно подобрать не только оправдание, но и название. (Сегодня, справедливости ради, мы должны отметить, что после упомянутого митинга накануне Дня Победы (2000 г.) КБТВ транслировало передачу, где рассказывалась подлинная биография Байсултанова. - Ред.)

Но похоже, что наиболее активно и изощренно, с применением всевозможных "исторических свидетельств" у нас до сих пор воруют прошлое...

На втором снимке фотограф запечатлел парадный вход в более чем, серьезный "Институт гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и КБНЦ РАН". Слева от входа стоит огромная чугунная плита, с весьма длинным (на всю лицевую сторону) текстом, который гласит: "В царствование Всероссийского Императора Николая I стоял здесь лагерем с 8 по 11 июля 1829 года командующий на Кавказской линии генерал от кавалерии Георгий Емануель. При нем находились: сын Георгий 14 лет, посланные Российским правительством академики: Купфер, Ленц, Менетрие и Мейер, также полковник горного корпуса Вансович, Минеральных вод архитектор ИОС. Бернардацци и венгерский путешественник Ив. Бессе.

Академики и Бернардацци, оставив лагерь, расположенный в 8000 футах (т. е. 1143 саженях) выше морской поверхности, всходили 10 числа на Эльбрус до 15700 футов (2243 саженей), вершины же оного 16330 футов (2333 саженей) достиг только кабардинец Хилар.

Пусть сей скромный камень передаст потомству имена тех, кои первые проложили путь к достижению поныне почитавшегося неприступным, Эльбруса!

Отлита в Луганском заводе в 1829 году".

Наверное, нет необходимости доказывать читателям, что балкарцы прекрасно понимают, что и "сей скромный камень" чугунно-литейного производства отливался не кабардинским народом.

Ни для кого и давно уже не секрет, что в каждом персональном кабинете, где принимались подобные, мягко говоря, неблаговидные решения, сидели не народы, а конкретные секретари или "ученые", по политзаказу обливающие грязью одних и сочиняющие "героические истории" для других. Поэтому не стоит нашим очередным лжеинтернационалистам выискивать здесь еще одну попытку стравливания народов. Это не только документальные, но и монументальные факты и от них не уйти, не избавиться, иначе как сказав правду...

Мы не станем транжирить газетную полосу и на пустопорожние споры о том – была ли в действительности отлита таковая плита в 1829 году на Луганском заводе, с таким в точности текстом. Все дело в том, что, когда речь заходит именно об этой, указанной на снимке чугунной плите (и о ее возможных близнецах), появляются многочисленные (и как мы уже убеждаемся сегодня, небезосновательные) утверждения о том, что "она и не ночевала в Луганске", а была отлита на одном из пятигорских заводов буквально в наши дни и появилась у порога института в конце восьмидесятых годов.

Дальнейшие поиски материалов привели к тому, что в путеводителе "Приэльбрусье" (Б. М. Бероев) мы обнаружили утверждение, что указанная нами плита в действительности является якобы копией с оригинала... (См. ниже по тексту статьи. - Ред.)

Но кто бы, где бы и когда бы не отливал эту плиту, призванную восславить имена первых (официально зарегистрированных европейцами. - ред.) восходителей на Эльбрус, он, похоже, преследовал и вторую – собственную - цель, а именно, сокрыть среди общей правды и конкретную ложь (назвав Хачирова кабардинцем) и для пущей убедительности попытался увековечить ее в металле. Быть может, потому, глядя на фотографию, трудно избавиться от ощущения, что столь близкое соседство этого памятника и НИИ указывает на их прямую взаимосвязь.

То ли авторитет официального и высоконаучного центра должен постоянно поддерживать древнеисторический имидж памятника, то ли, наоборот, наличие по соседству "серьезного" памятника должно подтверждать всю степень высоконаучности этого учреждения. Но как бы то ни было, учитывая то, что каждая история требует еще и независимых доказательств, мы опубликуем хотя бы часть имеющихся у нас материалов, которые имеют прямое отношение к обсуждаемой теме. И более того, они, бесспорно подтверждая сам факт экспедиции Эмануэля, в качестве главного ее фигуранта, т. е. первопокорителя Эльбруса, неоднократно называют не "кабардинца Хилара", а "карачаевца Киляра"...

II. Факты из прошлого

Пред нами лежит девятый том "Живописной России", глава – "Кавказ", авторы которого не только подробнейшим образом описывают свое путешествие из Абхазии в Карачай, но и дают наиточнейшие данные о первых покорителях Эльбруса, как с карачаевской, так и с балкарской стороны, называя их поименно, по национальной принадлежности и по месту жительства.

Вот что они пишут в упомянутой книге по этому поводу ("Очерк II. Кавказский хребет", стр. 33–35): "...Рассветает... Печальная картина представляется нашим взорам; кругом все погружено в густые облака. Молчаливо отправляемся мы в путь, утомленные и голодные, и достигаем только вечером деревни Учкулан (7-го августа 1865 года). Живущие там Карачаевцы принимают нас чрезвычайно радушно. Это сильные, нередко красивые Татары – выходцы из Крыма – живут в близлежащем соседстве от Эльборуса и часто загоняют свои стада, вплоть до снеговых его полей. Из их среды вышел известный Киляр, который в 1829 году, во время экспедиции генерала Эмануэля с членами академии наук Ленцом, Купфером, К. А. Мейером и Менетрие, первый взошел на вершину Эльборуса..." (стр. 33).

Более того, авторы этой книги точно цитируют отрывок из путевых дневников английской экспедиции, под руководством Фрешфельда совершившей в 1868 году восхождение на Эльбрус из Балкарии, и называют поименно всех ее главных героев: "...Вершина Эльборуса достигнута была только два раза: в первый раз карачаевцем Киляром в 1829 году, а во второй раз, 31 июля 1868 года обществом знаменитых альпоходцев, состоявших из Фрешфельда, Мори и Текера, которые в сопровождении опытного альпоходца Франсуа Девусу, уроженца долины Шамуни, взошли даже на высшую вершину Эльборуса, что до сих пор никому еще не удавалось. (Опять-таки из европейцев.- ред.) О восхождении своем на вершину Эльборуса они сообщают следующее: "28 июля – в селении Уруспия (сел. Верхний Баксан. - ред.), у князя Измаила, который с братьями своими оказал нам очень радушный прием... – 29 июля. Отъезд к Эльборусу в сопровождении пяти носильщиков, следование вверх по долине Баксана до соединения с ущельем, по которому идет дорога в долину Накра; оттуда к северо-западу вверх по ущелью, замыкаемому глетчером, спустившимся с Эльборуса, и бивуак на высокогорье близ подошвы глетчера; 8000 ф..."

"... – 31 июля. Выходим из палатки в 2 часа 10 минут утра; переходим большую равнину и поднимаемся на склоны, доходящие до подошвы высшей вершины (5 1/4 часов)...". "...Вершину образует трехсторонний кратер, наполненный снегом. Окружающий его вал имеет три вершины. Две из них не были покрыты снегом. На достигнутой нами первой вершине, которая нам казалась выше остальных, мы сложили знак из камней. Двое из наших носильщиков – Дяпоев Дячи и Сатаев Ахия – взошли вместе с нами на вершину..." (стр. 34–35).

Что касается "Дяпоева Дячи", то многие наши читатели-балкарцы и в первую очередь жители Баксанского ущелья, наверное, поняли, что речь идет об одном из самых известнейших балкарских скалолазов и охотников прошлого века – Джаччи Джаппуеве, который (по крайней мере со стороны Балкарии) первым покорил Эльбрус еще в юношеском возрасте. И его восхождение с экспедицией Дугласа Фрешфельда было далеко не первым. О реальной степени альпинистского мастерства Джаччи и Ахии Соттаева свидетельствует хотя бы тот факт, что именно они, к тому же, несшие весь экспедиционный груз для последнего штурма, на самом деле были не столько "носильщиками", сколько проводниками самых известнейших европейских "альпоходцев" того времени...

К сожалению, в отличие от ныне упоминаемого, а в свое время даже обласканного властью, Ахии Соттаева, имя Джаччи в официальной литературе почти предано забвению.

Даже те редкие упоминания о нем сегодня преподносятся с искажением его имени, т. е. в том же ошибочно переведенном варианте, где английское "Dja" (Джа) поныне пишется почему-то как "Дя".

Между тем, судьба этого человека, покорившего не только Эльбрус, но и множество окрестных вершин, была уникальной. Уже на старости лет, убеленному сединой, но неугомонному и неутомимому Джаччи, в душе по-прежнему оставшемуся страстным охотником, удалось, преследуя стадо туров, загнать их в скальный тупик, где впервые в жизни застрял и он сам. Что такое загнать и "замкнуть" туров в скалах может по достоинству оценить либо опытный альпинист, либо местный охотник. Но этот случай, жестко напомнивший старику, что годы его расцвета прошли, настолько потряс его, никогда не знавшего преграды в горах, что он с того дня навсегда оставил охоту...

Справедливости ради стоит отметить, что не остались незамеченными в народе и другие его восхождения. Одна из множества покоренных им в молодости вершин ущелья Адыл-Суу (Приэльбрусье) до сих пор именуется в народе "Джаччи чыкъкъан" (взойденная, покоренная Джаччи).

Однако в те годы, когда Ленину и Сталину, коммунизму, комсомолу и партсъездам пропагандисты в числе прочего стали дарить и высочайшие вершины, а золотые звезды Героев раздавались не столь за заслуги, сколь по национальной квоте и партийной принадлежности, появились новые и вполне отвечающие идеологическим заказам карты гор, в т. ч. и Приэльбрусья, из которой местные жители с изумлением узнавали, что на Главном Кавказском хребте вдруг выросла вершина "Бжедух", а два века известная "Джаччи чыкъкъан" именуется теперь "Пиком Гермагенова"!!!

И наконец, следует отметить, что многие потомки и близкие родственники Джаччи из последующих поколений стали широко известными горовосходителями. Среди них, в частности, можно назвать известных проводников конца 20–40 годов – братьев Джаппуевых, известнейших в 60–70 годы, мастеров альпинизма – братьев Мурзаевых и др.

Но эта сторона дела, впрочем, как и вся история альпинизма в Карачае и Балкарии, должна быть заново и полностью внимательно исследована, и в ее реальном изложении стать составной частью истории отечественного и мирового спорта, где, мы надеемся, в разделе истории горного снаряжения, наконец-таки, будет описано, где, как и после каких событий у англичан появились усовершенствованные ледоруб, скальные крючья и ледовые кошки?!..

III. Герои ли "пишут историю"?

Все изложенное о Джаччи – это достаточно хорошо известная в народе быль, причем по историческим меркам, не далее как из дня вчерашнего, а потому вряд ли кто-то из компетентных людей станет отрицать очевидное.

Мы же вернемся к "современной" истории "Хилара" или "Киляра", ныне именуемого нашими историками уже Килларом Хашировым.

Вот что пишет в частности об экспедиции Эмануэля автор ранее упомянутого нами путеводителя "Приэльбрусье" – Б. М. Бероев (Москва. Профиздат. – 1984 г., стр. 101–107): "Первая часть маршрута от Константиногорской крепости (нынешний Пятигорск) до укрепления "Каменный мост" (на Малке) прошла без осложнений. 8 июля 1829 года путешественники прибыли на реку Харбас (приток Малки). Отсюда они поднялись на высоту около 2600 м и расположились лагерем вблизи одного из минеральных источников на берегу реки Кызылсу.

Перед началом восхождения Эмануэль собрал казаков, кабардинцев и балкарцев, которые сопровождали экспедицию, и объявил им, что тому, кто достигнет вершины Эльбруса, будет вручена награда...

У многих участников появились признаки горной болезни: тошнота, головокружение, апатия, а поэтому после незначительного отдыха с высоты 4270 м они решили спуститься вниз.

На штурм вершины ушли четверо: Эмилий Ленц, казак Лысенков и два человека из группы проводников – Киллар Хаширов и Ахия Соттаев. С высоты 5350 м из-за недостатка сил вынуждены были спуститься Ленц и сопровождавшие его проводники. Восхождение в одиночку продолжал Киллар Хаширов". Далее Б. Бероев цитирует запись из дневника участника той экспедиции А. Купфера: "В дневнике экспедиции об этом сказано так: "Спуск был очень труден и опасен. Снег проваливался, под ногами образовывались дыры, которые позволяли видеть утопающие пропасти. Казаки и горцы связали себя попарно веревками. В течение этого замечательного дня Эмануэль наблюдал за нашим движением при помощи превосходной зрительной трубки. Он заметил одного человека, который опередил всех и вышел на гряду скал, образующих самую вершину. Эмануэль не мог больше сомневаться, что один из нас достиг вершины"...

"Отважный кабардинец Киллар Хаширов, – продолжает вновь и уже сам Б. Бероев, - в 11 часов утра 10 июля 1829 года первым ступил на вершину Эльбруса, укрепил на ней шест, обложил его камнями и после короткого отдыха начал спускаться вниз", и опять-таки и "очень к месту" цитирует еще одну фразу из экспедиционного дневника Купфера: "Когда Киллар достиг вершины, в честь покорения Эльбруса в лагере был дан ружейный салют"...

Об истории появления чугунных плит в путеводителе говорится следующее: "...По заказу Академии наук были изготовлены две плиты... Плиты предполагалось установить на месте основного лагеря экспедиции у подножия Эльбруса. Однако они были доставлены в Пятигорск и более 80 лет находились у входа в искусственную пещеру, которую в свое время генерал Эмануэль соорудил в знак покорения Эльбруса. Потом их перевезли в один из музеев Тбилиси. В Пятигорске, на литейном предприятии "Подкумок", отлили копии плит о бессмертном первом восхождении на Эльбрус жителя аула Кучмазукино (ныне селение Старая крепость Баксанского района Кабардино-Балкарской АССР) Киллара Хаширова"...

Читатели, особенно те, которые хорошо знакомы с путеводителем, могут убедиться в том, что в отличие от личных восторгов Б. Бероева, несколько раз упоминающего в качестве первопроходца некоего кабардинца Киллара Хаширова, непосредственный участник той экспедиции академик Адольф Купфер почему-то ни разу не вспоминает в экспедиционном дневнике о кабардинском происхождении Киллара. Наоборот, он ведет речь только о казаках и горцах, а в качестве первопокорителя Эльбруса (по крайней мере, в том же путеводителе) называет "одного из нас" – "Киллара".

Во-вторых и на самом деле, о чем в свое время говорил и известный историк Исмаил Мизиев, пройдя границу между горцами (Карачаево-Балкарией) и Кабардой у Каменномостского военного укрепления, Эмануэль двинулся дальше по горским землям, причем почти по стыку внутренней границы между Карачаем и Балкарией, чем сразу и встревожил горцев с обеих сторон, т. к. имел при себе т. н. вспомогательную службу из 650 солдат и 30 линейных казаков.

В одном Б. Бероев прав безусловно, - утверждая, что первая часть маршрута прошла без осложнений. (Эта часть маршрута пролегала на территории Кабарды. Тут осложнений и не могло быть, т. к. Кабарда к тому времени являлась составной частью России уже 277 лет. - Ред.) Осложнения могли начаться выше, в т. ч. на стоянке у подошвы Эльбруса и закончиться очередной военной стычкой с горцами, которые внимательно и с двух сторон следили за продвижением отряда Эмануэля с момента пересечения им границы их земель у Каменномостского.

Поэтому его трехдневная стоянка в верховьях Малки была вызвана не только отдыхом и акклиматизацией состава экспедиции, а в первую очередь, необходимостью встречи с горскими князьями Мырзакулом Урусбиевым из Балкарии (вошедшей в состав России только в январе 1827 года) и Исламом Крымшаухаловым из Карачая (завоеванного тем же Эмануэлем менее года назад, т. е. только в октябре 1828 года).

Лишь после этой трехсторонней встречи и выяснения мирного характера экспедиции миновала опасность нового столкновения с горцами и Эмануэлю князьями были предоставлены проводники, один из которых и стал официальным первопокорителем Эльбруса.

В-четвертых и наконец, надо сказать, что в ходе всей этой двадцатилетней шумихи вокруг "первопроходца Киллара Хаширова" и якобы вернувшегося тогда с высоты 5350 м (с обессилевшим Ленцем) Ахии Соттаева наши пропагандисты как-то упустили из виду один "железный" факт, а "историки" не успели его "замести".

Дело в том, что до сих пор в Баксанском ущелье стоит памятный камень, установленный в 70 годах в честь Ахии Соттаева Тырныаузским ГК КПСС и ГК ВЛКСМ. У подножия этого камня имеется небольшая металлическая плита, на которой отлито:

Ахия Соттаев
1831 – 1918

Невероятно, но это так! (Во избежание всякого рода недоразумений, типа "случайного исчезновения плиты" впоследствии, мы сделали несколько фотоснимков, с привязкой их к местности. - Ред.)

Эпилог

Итак, дорогой читатель, уж очень не хотелось бы ерничать при обсуждении весьма серьезных вопросов, но после изучения и анализа материалов и ознакомления с целым рядом живых исторических свидетельств начинаешь понимать, что доселе казавшийся бессмертным гоголевский Чичиков сегодня не более как мелкопровинциальный жулик, из сферы виртуальной экономики, реальное место которого – пыльные архивы Н-ского губернского ОБХСС.

Можно поспорить с кем угодно, что любой наш кандидат наук от истории мог бы обставить его в пять минут, начисто обобрав до последней "мертвой души" с его бричкой в придачу, и успеть при этом поменять ролями Собакевича с Ноздревым, нацепить аксельбанты на Манилова и доказать, что Коробочка - не что иное, как коробка передач от "горбатого "Запорожца".

И только теперь, глядя на фотографию, начинаешь догадываться, почему именно "здесь стоял лагерем" генерал Эмануэль, идущий на западную вершину Эльбруса, и для чего "он собрал казаков, кабардинцев и балкарцев, которые сопровождали экспедицию,.." и почему среди них "не оказалось" ни одного карачаевца, хотя те живут у самой подошвы Эльбруса.

Похоже, что этот ясновидец – генерал, уже тогда знавший как будет выглядеть через 150 лет сценарий его восхождения на Эльбрус в изложении наших местных историков, чтобы ненароком не перепутать им карты, целых 3 дня "с 8 по 11 июля 1829 года" ждал с востока некоего "кабардинца Хилара или Киллара", который в качестве свидетеля (для доказательства потомкам реальности своего собственного бытия) должен был прихватить с собой и ставшего впоследствии знаменитым проводником-горовосходителем, но тогда еще и не родившегося балкарского мальчика – Ахию Соттаева из верховьев Баксанского ущелья, которого потом с самой седловины надо будет немедленно отправлять обратно вниз, дабы не путался под ногами будущего первопроходца Хилара, и уж не дай бог, чтобы не выкарабкался на вершину первым и случайно не потерял там соску!!!

Так и хочется воскликнуть по-пушкински: "Ай да, генерал! Ай да, сукин сын!"

Но, как говорится: "Увы и ах!" Все тот же 9-й том "Живописной России", теперь уже в очерке VIII "Северное Кубанское и Терское предгорье Кавказа" (стр. 142), вновь, и в четвертый раз, возвращает нас к первопокорителям Эльбруса, в третий раз упоминая при этом "карачаевцев".

Вот еще один отрывок из их путевых дневников: "Пять-шесть часов быстрой езды – и перед вами небольшой, но приличный и уютный городок – станица Баталпашинск. Еще несколько верст вперед – и вы вступаете в то ущелье, по которому протекает Кубань. Вы идете дальше и дальше, выше и выше на юг через Кумары...

Глухо и безлюдно; нет русских, нет даже казаков. Изредка попадается вам на неуклюжей арбе или на крепком коне плотно скроенный горец – карачаевец. Вот наконец, и Гузук, последний аул по направлению к Эльбрусу, населенный карачаевцами...

Вы на подошве Эльбруса. Взяв проводника, вы идете дальше на Эльбрус и вступаете в полосу снега. Говорят, что недавно еще какой-то удалой Карачаевец всходил на эту трудно досягаемую вершину"...

Итак, дорогой читатель, сей многотомный труд, упомянутый нами выше, к тому же написанный еще при жизни многих из первых восходителей на Эльбрус и никем из них не опровергнутый, на весь мир утверждает, что первым человеком, взошедшим на вершину Эльбруса, является "карачаевец Киляр". (В точности, как утверждается в народе, Хыйса Хачиров, еще в детстве прозванный односельчанами "Хыйля" – хитрый, сметливый.).

В книгу рекордов Гиннесса он вошел как балкарец. Объяснение тому весьма простое. Жители верховьев Баксанского ущелья тех лет и жители верховьев Кубани в одинаковой мере и совершенно справедливо могли именовать себя как карачаевцами, так и балкарцами.

Даже сегодня представители целого ряда фамилий (в частности Узденовы, Урусбиевы, Боташевы, Батчаевы и другие), являющиеся не просто случайными однофамильцами, но и ближайшими родственниками, выходцами из одного рода, значатся карачаевцами в Карачае и балкарцами в Балкарии.

Естественно, все они при этом прекрасно осознают свою кровнородственную близость и принадлежность к единому народу, а потому чувствуют себя абсолютно свободно как на той стороне хребта, так и на этой. И отметка в паспорте их раздвоить не может, т. к. именно в данном конкретном случае она в большей степени воспринимается ими всего лишь как символ обозначения их географической, а не национальной принадлежности.

(Наверное, нет необходимости доказывать, что для крайне рискованных, одиночных восхождений на высочайшую вершину Европы, которые осуществлялись местными жителями далеко до прихода сюда европейцев, безо всякого альпинистского снаряжения, в его нынешнем виде, кроме мужества и отваги нужна была еще и большая сметливость. - Ред.)

Что касается т. н. "первого восходителя на Эльбрус, некоего кабардинца Хилара или Киллара Хаширова из селения Кучмазукино", то, как видно, это очередная пропагандистская басня, сочиненная по заказу обкома, на потребу наивной публике, как и басня про кабардинца Алима Байсултанова, чей отец умер только в семидесятых годах, прожив вместе со своими многочисленными и ныне здравствующими родственниками в селении Яникой Чегемского района Кабардино-Балкарии...

Казалось бы, что здесь страшного, т. к. известны случаи, когда те или иные народы в своих легендах иногда воспевают и даже "заимствуют" чужих народных героев. Да, такое случается. Более того, можно привести конкретный пример того, как глубокое сочувствие и уважение к соседнему народу породило в среде карачаево-балкарского народа замечательную песню о мужественных защитниках адыгейского селения Ходзь. Но как можно убедиться воочию, приводимые нами примеры далеко не из того безобидного и благородного ряда.

Во-первых. В данном случае мы имеем дело не с туманной мифологией и народными небылицами, а с конкретным фактом того, что на глазах у всего мира "обворовывается" наша буквально вчерашняя и даже сегодняшняя история.

Во-вторых. Обворовывая карачаево-балкарскую историю, делается откровенная и целенаправленная попытка приписать ее к истории адыгской (в частности кабардинской).

В-третьих, и что самое неприглядное, этим занимаются не дряхлые сказочники, а уверовавшие во вседозволенность местные ученые и власти, которые, видимо, полагают, что подобным образом они восславляют кабардинский народ, хотя, по нашему действительно искреннему мнению, приписывая ему чужую, украденную историю и чужих героев, именно они, как никто другой, унижают этот народ, у которого есть своя собственная история и свои народные герои.

В-четвертых, и наконец. К сожалению, подобный многолетний "научный" бред, своевременно не получающий должной оценки, постепенно переходит не только в т. н. официальную историю, но еще на "научной основе" становится составной частью и государственной политики, что в конечном итоге для нас оборачивается национальным бедствием, наиболее ярким свидетельством чего служит новая Конституция КБР от 01.09.1997 г., законодательно закрепившая политическое, экономическое и территориальное бесправие балкарского народа.

"Об(раз)ъединители?!.."

После двух скоропалительных и полуподпольных встреч в Домбае и в Нальчике представителей беппаевского "Голоса Балкарии" и небольшой части руководства МКА "Алан" во главе с А. Катчиевым, шестого января, в Черкесске, состоялось их третье собрание, почему-то помпезно названное общенациональным съездом.

Во-первых. Осталось непонятным: кто кого и с кем "объединял" и кто на самом деле проводил этот "съезд", если команда Беппаева, т. е. гостей (по нашей информации), включая два десятка его активистов и столько же статистов, направленных по административной разнарядке, плюс три артиста и восемь журналистов составляла 53 человека, в то время, когда со стороны хозяев на этом собрании участвовало всего лишь 26 человек?!

Поэтому нет необходимости оценивать ни правовую сторону организации и проведения этого собрания, ни его общественную значимость. Оба эти критерия, в лучшем случае, равны нулю.

Что же касается моральной стороны "съезда", то нам крайне не хотелось бы оценивать его организаторов с карачаевской стороны. Однако зная, что среди них были люди, которые 17.11.96 г. лично присутствовали на съезде балкарского народа и воочию видели на трибуне С. Беппаева с Кораном в руке, торжественно клявшегося перед делегатами никогда не отступать от решений народного съезда, а через неделю категорически отказавшегося от всех своих слов и тем самым полностью предавшего народ, и тем не менее сегодня, посчитавших возможным для себя воспринимать его в качестве представителя балкарского народа, напомнить поговорку: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты"...

И наконец. Если отбросить всю подковерную муть, т. е. истинные цели и задачи инициаторов этого собрания "объединителей", то скорее всего оно запомнится двумя фактами.

Первое. Открывший "съезд" старейший и как всегда экстравагантный Х. Залиханов преподнес пару великолепных рогов его главным организаторам. Это примечательно!

Во-вторых. Сразу после проведения этого "съезда" в знак протеста МКА "Алан" покинули три его вице-президента, руководитель отдела и пять членов Высшего Совета. Это печально, ибо это были наиболее искренние и лучшие люди в руководстве этой организации, ныне поставленной "объединителями" на грань полного развала.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по запросу Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики о проверке конституционности пункта "е" статьи 81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, статьи 2 и пункта 3 статьи 17 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике"

город Москва 2 ноября 2000 года

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М. В. Баглая, судей Н. С. Бондаря, Н. В. Витрука, Г. А. Гаджиева, Ю. М. Данилова, Л. М. Жарковой, Г. А. Жилина, В. Д. Зорькина, А. Л. Кононова, В. О.. Лучина, Т. Г. Моршаковой, Ю. Д. Рудкина, Н. В. Селезнева, А. Я. Сливы, В. Г. Стрекозова, О. И. Тиунова, О. С. Хохряковой, Б. С. Эбзеева, В. Г. Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н. В. Витрука, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики...

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Положения об обязательном предложении кандидатуры на пост председателя Совета представительного органа местного самоуправления Президентом Кабардино-Балкарской Республики либо теми главами местного самоуправления районов, городов республиканского подчинения, которым он делегирует это право, и о назначении на должность главы муниципального образования Президентом Кабардино-Балкарской Республики либо главами местного самоуправления районов, городов республиканского подчинения, которым он делегирует это право, содержащиеся в пункте "е" статьи 81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики и пункте 3 статьи 17 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике", являются аналогичными положениям, признанным ранее Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации в решениях, сохраняющих свою силу.

Пункт "е" статьи 81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики и пункт 3 статьи 17 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике" подлежат отмене в установленном порядке и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

2. Поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" не требуется вынесения предусмотренного его статьей 71 итогового решения в виде постановления, признать запрос Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

4. В соответствии со статьей 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и официальных изданиях органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики. Определение должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
М. В. БАГЛАЙ.
Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации
Н. В. СЕЛЕЗНЕВ.
№ 236-0.

Тырныауз: городу грозит уничтожением не вулкан
и не всемирный потоп, а чиновничество…

Два года назад усиленно и повсюду начали говорить о неизбежном конце света в 2000 году.

' Естественно, под этот шумок в Тырныаузе появились свои "предсказатели", которые стали муссировать слухи, что вскоре произойдет извержение Эльбруса и полностью накроет все лавой и пеплом до Кёнделена.

Интересно одно. Почему же не выше или не ниже? "Наверное, потому, что это точная граница балкарского - Эльбрусского района", - со смехом ответил первый же пастух, которому мы задали этот вопрос на летнем пастбище у самого подножия Эльбруса.

Вскоре появились и некие безымянные "очевидцы", которые "собственными глазами видели", как температура источников "Жылы-суу" поднялась до 80С! Но тут возникает второй вопрос. Почему же тогда за 1999-2000 гг. в нем не сварился ни один из высокопоставленных чиновников, которые не только постоянно купаются в нем, но и строят там для себя капитальный пансионат с "люксами"?!

Да потому, что (простите!) все это чушь собачья, и температура "Жылы-суу" абсолютно не менялась. (Единственная попытка успокоить до предела запуганное население была предпринята районной газетой "Эльбрусские новости". Ред.)

Более того, как утверждают авторитетнейшие геологи, даже изменение температуры источника еще не является обязательным проявлением активности вулкана. В первую очередь это случается, когда подземные источники (как 'и надземные) иногда меняют русло и начинают проходить через более теплые (или холодные) слои земли. Т.е. все это, утверждают многие, не что иное, как очень продуманно, организованно и умело запускаемые слухи, четко направленные на запугивание, в первую очередь, русскоязычного населения Тырныауза, развал и разграбление Эльбрусского района. Итоги налицо...

В частности, еще в 1999 году, в нарушении закона о местном самоуправлении и Устава Эльбрусского района, не только без всенародного обсуждения (референдума), но и совершенно негласно, из состава Эльбрусского района волевым порядком изъяты прекрасное и рудоносно-богатое ущелье Тызыл, расположенное как раз-таки выше Кенделена, т.е. в так называемой "опасной зоне", и территория лечебных источников "Жылы-суу" (и вовсе находящаяся чуть ли не под ледниками Эльбруса), которые были переданы Зольскому району. Может ли сегодня, хотя бы один элементарно здравомыслящий человек, обладающий совестью, всерьез утверждать, что изъятие из балкарского (Эльбрусского) района и передача кабардинскому (Зольскому) району этих уникальных земель спасет их от вулкана?! Вряд ли...

Все это похоже на некое подобие "спасения" насреддинова барана от "конца света" в местном исполнении. Тем более, если учесть, что недавно в полуразрушенном городе вдруг появились некие инвесторы извне, готовые "вложить деньги в Тырныауз".

(Персональный список "инвесторов" может объяснить многое. Ред.).

К тому же, как утверждают знающие люди, в городе идет активная (негласная) кампания по скупке квартир, в т.ч. и затопленных, непонятно кем.

Трудно поверить в то, что и те и другие сошли с ума и решили закопать собственные деньги под селем "бесперспективного Тырныауза или Эльбрусского района".

Нет, не на гибель под лавой Эльбруса (а "для ознакомления с верховьями реки Малка", где и расположены источники Жылы-суу) приглашал на правах хозяина французов прошлым летом участник несостоявшегося конного пробега в Париж учитель Мальсургенов из Зольского района. Возможно, кто-то не согласен с изложенной точкой зрения. Но пусть этот человек задаст себе один-единственный вопрос: "Почему в течение двух лет усиленного муссирования надуманных слухов о вулкане и явной борьбы за каждый клочок земли и объект в Эльбрусском районе руководство республики и района оставалось совершенно "глухим и слепым" в отношении реальной и очевидной стихийной угрозы"?!

Ведь не один раз, а многократно, причем в письменной форме в течение целого года, включая последнюю предстихийную неделю, ученые и специалисты обращались во все инстанции, начиная от Президента республики до местных властей с предупреждениями о неизбежности селя на реке Герхожан и даже о его возможных последствиях.

И если учесть, что в течение целого года не было предпринято ровным счетом ничего, чтобы обезопасить город и его население от стихии, то сегодня трудно возразить тем, которые утверждают, что Тырныауз был затоплен умышленно, чтобы быстрее рассеять его население, окончательно добить Эльбрусский район (после чего его можно будет брать голыми руками и за бесценок) и к тому же попутно отмыть на восстановлении города миллионы бюджетных рублей...

Но оставим дела прошлые. Так или иначе мы о них уже говорили ранее.

Ну, а как обстоят дела сегодня? Будем откровенны. Во много раз хуже, чем в прошлом году! Во-первых. Если в прошлом году, до селя, русло Баксана было чистым и свободным, и река не представляла никакой опасности для города, то в этом году ее русло полностью забито на несколько километров в длину и от 2-х до 15 метров в высоту, и именно она представляет сегодня главную угрозу для города.

Во-вторых. Если в прошлом году по руслу Герхожана было хотя бы подобие противоселевого лотка, пусть и полузабитого и не чищенного, то в этом году, учитывая полуразрушенную верхнюю и полностью уничтоженную нижнюю часть этого сооружения, назвать его противоселевым каналом вряд ли возможно.

Глядя на все это, люди уже откровенно говорят о том, что оставшиеся безнаказанными власти готовят город ко второму затоплению и очередному отмыванию денег. И попробуйте аргументирование доказать им, что это не так.

Ведь на самом-то деле прошло полгода с момента полного падения уровня воды в реках. И все это время, не иначе как по божьей милости, над пострадавшим городом стояла теплая весенняя погода, позволявшая день и ночь безостановочно вести работы по очистке русел рек.

Что же в реальности сделано в части дальнейшего сохранения города и обеспечения безопасности его жителей?

По сравнению с тем, что можно и нужно было сделать в этом наиглавнейшем направлении, ничего! Или почти ничего. Еще в ноябре прошлого года, видя, что оправившиеся от летнего испуга власти вместо исправления последствий собственной деятельности занялись сплошными и взаимными самовосхвалениями в местной прессе, мы попытались напомнить через нашу газету о том, что прошло три месяца, а забитые русла рек остаются нетронутыми и что в 2001 году, согласно законам природы, наступит лето и поднимется вода в Баксане, которая уже и без всякого селя затопит центральную часть города, оказавшуюся в котловане, но, увы! И первый сигнал бедствия вновь подала сама природа: даже небольшой январский ледоход на Баксане, упершийся в почти брошенный на воду камукский мост и водопроводные трубы, образовал ледяной затор, и поднявшаяся вода стала топить город.

Ну, а что же конкретно делают власти? Трудно поверить, но только в конце февраля загнали кое-какую технику в русло Баксана (под канатной дорогой и в районе "пожарки") и начали его очищать сверху, в то время, когда оно перегорожено огромным селевым конусом снизу, т.е. стали рыть котлован в котловане, хотя казалось бы, что не только цвету руководящей инженерной мысли, но и даже колхозному поливщику должно было бы быть ясно, что если не расширить и не "посадить" уровень запруды внизу, то весь этот сизифов труд пойдет насмарку, т.к. река за пару часов наполнит песком вновь выкопанные в русле ямы и, выровняв дна, сразу образует озеро и начнет топить город.

Трудно сразу понять, то ли это и есть реальная компетенция местных властей, то ли это и в самом деле, как утверждают, очередная попытка поспешно и поглубже "закопать" в русло бюджетные деньги.

Ведь не зря говорят о том, что на совещании, которое проводил В. Коробейников (похоже, единственный сегодня чиновник, всерьез обеспокоенный судьбой Тырныауза), почти никто из руководителей или специалистов не смог внятно доложить заместителю полпреда Президента РФ о реальном состоянии дел, находящихся в его непосредственном ведении. Все, по привычке, норовили либо рассказать о собственных "достижениях", либо о предстоящих в 2001 году "ужасах", чтобы на всякий случай обезопасить себя в будущем перед представителями федеральной власти. "Мы же, мол, вам говорили, предупреждали!.." Конечно, это очень предусмотрительная позиция, т.к. она намного проще и "умнее", чем отвечать впоследствии головой, то бишь портфелем, за собственную бездеятельность, граничащую с преступлением.

Стихия в горах - дело обычное. Десятки и сотни лет здесь сходили лавины и сели, но простые люди, понимающие, что, если стихию нельзя предотвратить, то от нее можно хотя бы уберечься, предприняв заблаговременные меры, так и делали.

Сели и лавины в горах будут и в последующем, но пора признать откровенно, что главная беда населения состоит не в них, а у насильно навязываемом сверху безответственном и некомпетентном руководстве, совершенно неподконтрольном народу, а потому демонстративно игнорирующего все его жизненно важные интересы.

Система круговой поруки и массовой коррупции во власти, гарантирующей полную безнаказанность чиновничества - вот, что является нашим самым разрушительным стихийным бедствием!

Для конституционно незащищенного балкарского народа, фактически лишенного права на собственную родину и реальное самоуправление - это носит характер национального бедствия. И, бога ради, не надо пытаться обвинять нас за подобное мнение в национализме, экстремизме и прочих смертных грехах. Дело в том, что даже, казалось бы, абсолютно "непрошибаемый" Миннац России в своих программных "Основных направлениях государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе" констатирует, что: "Падение производства и, как следствие, снижение уровня жизни основной массы населения... само по себе является существенным фактором обострения как межэтнических отношений, так и отношений между субъектами Федерации и Федеральным центром. Кроме того, все это порождает борьбу за ресурсы, финансы, доступ к ключевым постам в управлении экономикой, становится питательной почвой роста коррумпированности и криминализованности общества, которые зачастую приобретают ярко выраженную этническую окраску"... И этим все сказано!

* * *

Р.S. Казалось, что наши ученые-астрологи и политические шаманы за последние два года сделали все, чтобы посеять панику среди населения Приэльбрусья и особенно Тырныауза, предсказывая то вулкан, то повторный и всеуничтожающий сель...

Но даже, после прошлогодней катастрофы "Железные врата" Приэльбрусья - Тырныауз - выстоял, и абсолютно большая часть населения намерена в нем жить. Пострадавшие от селя и оказавшиеся бездомными семьи не торопятся взять предлагаемые администрацией жилищные сертификаты и покинуть город. (К тому же, власти, предлагающие этот сертификат, а их выделено около 900, не гарантируют безусловное получение жилья или денег его владельцам. Т.е. в определенной мере он (сертификат) сильно напоминает чубайсовский ваучер. Ред.).

Возможно, что это и заставило сказать на заседании Эльбрусского районного суда официального представителя МЧС КБР Шагина примерно следующее: "Вообще-то мне вас жаль, тырныаузцы, т.к. вы находитесь в эпицентре зоны, где угрожает не только сель, но и 9-бальное землетрясение..."

Во-первых. Что касается научной компетенции, деловых качеств и меры ответственности МЧС КБР, то их можно оценить всего лишь тремя, более чем убедительными, факторами:

1. Торжественным принятием в эксплуатацию (1999 г.) т.н. тырныаузской селезащитной дамбы, через месяц развалившейся как карточный домик, после первого же небольшого паводка. Невероятно! Но есть достоверная информация о том, что в Тырныаузе собираются построить еще одну дамбу, на что республиканские и местные власти просят деньги в центре?!

2. Реакцией (полным ее отсутствием) в течение года на неоднократные и обоснованные обращения руководителей и ученых ВГИ М. Залиханова и Х. Калова о необходимости принятия срочных село-защитных мер в Тырныаузе (2000 г.).

3. Нынешним (на 1.03.2001 г.) состоянием русел рек Баксан и Герхожан в районах затопления Тырныауза.

Во-вторых. После всего виденного и слышанного за истекший год хочется воскликнуть: "Спаси нас, Господи, еще от одного оракула, который может предсказать самум или цунами в Тырныаузе и образумь (хотя бы на три месяца) наших чиновников, а, главное, дай им побольше денег из федеральной казны (иначе совсем работать не будут!), чтобы успели очистить русла рек до июня... Все остальное со временем уладится, ибо на то есть воля твоя!"

Представляем Вам: М.Сураев "Сеннге айтама…"

Къайдан келдинг эсде болмай тургъанлай,
Бештау жели сюрюб келген булутча?
Ышандырыб къайры кетдинг, тас болуб,
Сабийликден толмай къалгъан умутча?

Учуб ётдюнг жашаууму жарытыб,
Кечги кёкде жаннган жулдуз ётгенча.
Нек уятдынг бир ёчюлген жюрекни.
Суху жауун кюйген жерге жетгенча?

Нек алдадынг алдагьанча кюн туууш,
Къачда ургьан жаннгы жашиль кырдыкны?
Нек сундурдунг атхан кибик жайгъы танг,
Къыш иннгирде мутхуз ашхам суукъну?

Жесир болгъан жаннгызлыкъгъа жюрегим
Жау чыракълай эриб кетиб барады.
Тынчаймайды, кече кюнда ачыта,
Келлик сунуб сени сакълаб турады.

Нек келгененг эсде болмай тургъанлай?
Самум желча нек, кюйдюрдюнг алай терк?
Акъылымы сормай алыб кетгенсе,
Жанымы да аннга къош да, ала кет!!!

г. Москва, ноябрь, 2000 г.

Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz