На главную сайта  Другие номера газеты

БАЛКАРИЯ
Независимая общественно-политическая газета Российской Федерации
Учредитель: Джаппуев Р.С.
Газета набрана и сверстана в ГУП Изд-во "Кавказская здравница",
г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67. Тираж 2000.
Март 2005 года №1 (15)

От редакции
Кому в КБР жить хорошо?!
Кто больше?!.
Годы и люди
Этот праздник со слезами на глазах…
Куда исчезли Хабаз и Кичмалка?
(Путевые заметки)
Посеявший добро пожнет благодарность…

От редакции

Дорогой читатель!

К нашему великому стыду и сожалению, из-за отсутствия необходимых средств мы дважды откладывали в истекшем 2004 году выпуск газеты «Балкария», в связи с чем у нас накопилось огромное количество материала, который останется неопубликованным.

Вместе с тем, готовя подборку материала к настоящему номеру газеты, мы обнаружили в нем некую закономерность. Все основные жизненно важные проблемы балкарского народа остаются неизменными, ибо в течение многих лет они попросту игнорируются властью.

Для подтверждения сказанного мы сегодня специально публикуем разноплановый материал, начиная от почти трехлетней давности буквально до вчерашнего.

А что из этого вышло, предстоит оценить Вам.

Кому в КБР жить хорошо?!

Похоже, что среди всеобщего катастрофического спада социально-экономического уровня жизни республики единственно процветающей ее отраслью является научно-исследовательская сфера. Для подобных выводов даже необязательно изучать каких-то новоявленных фундаментальных трудов местных ученых, а вполне достаточно регулярно читать «Газету Юга», которую в последнее время и облюбовали в качестве трибуны наши исследователи...

Тут, конечно, как и положено, по количеству «открытий» явно лидируют, ученые НИИ, которые то, а очередной раз, и на старых раскопках известных каждому местному школьнику, «откопают» какой-нибудь «Бадыноко» в Бедыке, то вдруг обнаружат чью-то мифическую резиденцию в окрестностях Нальчика, а то и чего похлеще из дня сегодняшнего...

В частности, вот и на сей раз «Газета Юга» №46 за 11 ноября 2004 г, опубликовала статью д.и.н. Б. Бгажнокова «Как чувствует себя интеллигенция республики», которая начинается с сообщения:

«...В КБИТИ проведено исследование социального и этнического самочувствия населения Кабардино-Балкарии.

Исследование проводилось среди наиболее благополучной и сравнительно хорошо устроенной, работающей городской и сельской интеллигенции - всего 364 респондента...» «Чудны дела твои, Господи!» - наверное воскликнул каждый элементарно грамотный читатель, осиливший статью до конца, а от себя еще добавил: «В особенности наука!..» И, несомненно, был прав.

Ибо надо быть «очень большим-ученым», чтобы додуматься до «исследования» полунищего населения республики, проецируя на него «самочувствие» горстки специально отобранных и наиболее «сытых» респондентов, к тому же, составляющих всего лишь около 0.0004% от общей численности исследуемого контингента.

Это равносильно тому, что по «самочувствию» обитателей небольшой банановой рощи на тропиках «делать научные выводы» о состоянии фауны прибрежной тундры.

Кроме того, тут сразу возникает вопрос: «Зачем же исследователям вообще было лукавить, сваливая все в общую кучу, называть ее населением, если девять из десяти их выводов приводятся в строго национальном разрезе, по трем основным народам республики?»

И наконец. Странно, что столь опытные в подобного рода делах специалисты почему-то «забыли» отметить, как подбирался состав респондентов по качественному и количественному составу. То есть, были ли они равнозначны по статусу и какими долями они формировались? По сто человек от каждого основного народа республики (за исключением 64 респондентов от других народов), по удельному весу этих народов в общей численности населения республики, или и вовсе «как попало»?

Возникает целый ряд и других закономерных вопросов, но все они будут абсолютно бессмысленны, т.к. похоже, что в данном случае самым главным исследователем изначально была поставлена иная и четко определенная задача, направленная на получение конкретных и заранее им запрограммированных результатов. Рядовым же ученым, видимо для большей правдоподобности, надлежало всего лишь преподнести эти результаты читателю в наиболее глубокомысленной, научно-исследовательской форме. Что и было сделано.

Поэтому, если итоги этого исследования могут просто удивить и даже ввести в заблуждение человека наивного, либо вовсе незнакомого с политической и социально-экономической ситуацией в КБР, то человека, компетентного в этой области, они просто шокируют, в т.ч. и в первую очередь, явными парадоксами. Обратите внимание! Несмотря на всю очевидную направленность этого исследования, ученым все же пришлось обнародовать два (неизбежных в КБР) вывода, которые, при их внимательном рассмотрении и достаточном осмыслении, попросту опровергают все прочие исследовательские умозаключения.

Первый же и, похоже, достаточно объективный вывод исследователей совершенно ясно показывает, что из числа респондентов только 16% - русских, 23% - балкарцев и 26% - кабардинцев убеждены, что в предстоящем пятилетии в жизни их народов произойдут изменения к лучшему. И это вполне понятно, ибо надо быть не интеллигентом, а пациентом психиатра, чтобы строить иллюзии о ближайшем пятилетии республики, о которой уже к концу 2002 года аналитики писали: «...размер долга превышает объем поступивших налогов и сборов. Практически - дефолт, полное банкротство». (См. журнал «Наша впасть. Дела и лица» № 10 (34) 2003 г.).

Более того, следует отметить, что не только высококлассным российским экспертам, но и каждому элементарно здравомыслящему жителю КБР, ежедневно и «на собственной шкуре» ощущающему весь этот жесткий кризис, давно уже было понятно, что республика «доведена до ручки», а многолетний миф, упорно раздуваемый нашими штатными демагогами о так называемой «единой и неделимой, братской и райской, самодостаточной республике с ее водочными реками в нарзанных берегах, обеспечивающими ее населению всехопережающий в России уровень жизни...» и т.д. и т.п. - не более чем второсортная «политическая лапша» для очень наивных.

Вторым, действительно правдоподобным выводом ученых, к тому же практически полностью опровергающим все официальные «сказки» руководства республики «о беззаботно благоденствующих в КБР балкарцах», является то, что даже из среды столь благополучных и специально отобранных респондентов-балкарцев 41% считают, что интересы их народа не учитываются в достаточной степени, а 33% и вовсе заявляют о их неприятии и проявлении к ним сегрегации!

Что же тогда думает о собственных реалиях в КБР 99.9996% балкарского народа?!!

Но похоже, что эти два важнейших собственных вывода были просто проигнорированы самими же учеными, которые попытались развить это исследование дальше и в заданном направлении, чтобы выполнить основную задачу главного исследователя и заполучить необходимые ему результаты. Что же из этого вышло? Невероятно, но в семи остальных основных выводах этого исследования именно балкарцы «оказались» наиболее удовлетворенными своим нынешним состоянием (причем во всех аспектах жизни!), и даже «горят оптимизмом, глядя в свое очередное светлое будущее»!

Кроме того, по мнению ученых, так называемое «самочувствие балкарцев в КБР оказалось настолько высоким, что по всем параметрам жизни они обогнали даже представителей других (т.е. некоренных) народов республики, которые, как это ни странно, оценивают свое общественное положение в республике гораздо выше, чем кабардинцы и русские.

И все же, более всего в этом исследовании поражает то, что если балкарцев, довольных своим материальным положением, «оказалось» всего лишь в полтора - два раза больше чем кабардинцев и русских, то довольных реализацией своих прав «получилось» аж более чем в два раза!!!

После ознакомления со столь удивительными, сколь и «авторитетными» выводами ученых сразу же напрашиваются два предложения.

Во-первых. Обязать главного исследователя персонально и в течение одного года ежедневно в теленовостях сообщать населению республики о столь выдающемся собственном открытии.

А то ведь не только другие народы, но и сами балкарцы даже и не догадываются, «где и как они живут?!»

Во-вторых. Обратиться в кабинет министров РФ с просьбой о безотлагательном направлении в КБР комплексной комиссии, на первых порах состоящей из представителей Минфина, Минюста, Миннаца и Счетной палаты, для тщательного изучения передового опыта республики за последние десять лет в части распределения финансовых потоков, развития местного законодательства, проведения политических, социально-экономических и территориальных реформ, после которых местным ученым удалось обнаружить здесь некий «балкарский рай». Ну, а если серьезно, то при нынешней правообеспеченности и социально-экономическом положении балкарского народа, доведенного здесь до демографической катастрофы с самой высокой смертностью а России, достигшей 290%, подобный вывод местных корифеев науки смахивает на откровенное издевательство, либо, в лучшем случае, на неудачный научно-политический анекдот.

Очередным анекдотом выглядит и то, что сами же исследователи, внесшие в анкету вопрос о реализации прав, после получения ответов от русской части респондентов так и не смогли определить, о каких правах идет речь вообще и поэтому только «полагают!», что речь, наверное, идет об экономических правах...

Надо же «доисследоваться» до такого состояния!

Но как бы то ни было, тс ли благодаря т.н. двойной итальянской, то ли методом «тройной и собственной бухгалтерии», ученые КБИГИ в самой «высоконаучной» форме «доказали» обществу, что при массово бедствующем в подавляющей части населении республики явно «жируют» балкарцы!

Какие же выводы должен сделать после прочтения подобного «научного» опуса не только любой обыватель, но и каждый высокопоставленный федеральный чиновник, принимающий ответственные государственные решения, но малознакомый с нашими местными «особенностями» законотворческого и научно-исследовательского искусства?!..

Конечно, в первую очередь он, наверное, должен воспринять за реальность всю ту 80-летнюю политическую ахинею о том, как два наиболее известнейших «друга и благодетеля балкарского народа» - Калмыков и Сталин, еще

в январе 1922 года, глубоко озабоченные тем, чтобы полностью независимые балкарцы случайно не лотеряли в пути своих политических, экономических и территориальных прав и по собственному недоразумению не умерли с голоду, целенаправленно ликвидировали самостоятельную Балкарию и сделали ее бесправным придатком Кабарды, насильственно создав КБАО в качестве специальной оранжереи для сохранения, дальнейшего развития и расцвета балкарского народа?!!

Ну, а поскольку даже они понимали, что жизнь коротка и собственных «благодеяний» им показалось маловато, они завещали их неустанное и всемерное продолжение своим последователям, что успешно и делалось по сей день всеми очередными секретарями обкома.

(Печальные результаты их многолетних деяний хорошо известны сегодня не только балкарскому народу, чья нынешняя ситуация охарактеризована ведущими российскими учеными как национальное бедствие).

Во-вторых, и естественно, что у любого из них должно появиться твердое убеждение в том, что не кто иной, как «эти вечно недовольные балкарцы», составляющие всего-то 15% населения КБР, и «объедают» всю эту несчастную республику, доведя тем самым до нищеты ее другие народы...

Вот тут-то и «зарыта собака»! И именно это являлось первой важнейшей частью основной задачи «главного исследователя»! Т.е. ему необходимо было наукообразным путем (иначе уже не верят!) «доказать общественности» многолетнюю теорию каждого очередного руководства республики о «вечно жирующих за чужой счет балкарцах».

Читатель, наверное, помнит, как еще несколько лет назад, в присутствии огромного числа высокопоставленных московских гостей, в т.ч. В.Черномырдина, В.Коков с трибуны официально заявлял, что для обустройства возвратившегося из депортации балкарского народа к каждому федеральному рублю, выделенному на эти цели, «добавлялся еще один кабардинский рубль!». Поэтому вовсе не надо быть академиком, чтобы сравнить, столь высокое официальное заявление и столь же высокий «научный» вывод, чтобы понять, что они являются звеньями одной цепи. То есть, как и тогда, так и сегодня стоит одна и та же конкретная задача, а именно, чтобы отвлечь внимание интернационально бедствующего, в своем подавляющем большинстве населения республики от истинных причин и конкретных виновников этих бедствий, власти необходимо любыми методами создать в общественном мнении большинства образ «всехобъедающего врага народа» номер один, в качестве которого, как всегда, «предлагается» балкарский народ. В роли второй категории «жирующих», то бишь теоретических врагов номер два, оказалась столь же малочисленная и также наименее защищенная часть населения республики, состоящая из представителей некоренных народов, которая, видимо, вскоре вынуждена будет «поделиться с бедствующими»...

Ну, а чтобы обо всех этих «уникальных открытиях» узнало как можно больше людей, сей «научный» опус и опубликован в наиболее распространяемой «Га- зете Юга»...

Что касается весьма неутешительных и достаточно правдоподобных выводов относительно бытия более чем 30%-ной русской части населения республик», то, к сожалению - это опять-таки не более чем «русская тень на плетень», т.е. очередной политический реверанс в сторону Москвы, т.к. на самом деле вовсе не это волнует главного исследователя.

Вторую и наиглавнейшую задачу своего исследования он четко сформулировал отдельным выводом, в котором говорится:

«Больше, чем другие народы, кабардинцы не удовлетворены работой, образованием, состоянием здоровья, оценкой их знаний и деловых качеств, взаимоотношениями в семье, духовно-нравственным состоянием народа, мерами, предпринимающимися для развития национальных языков и культур, деятельностью средств массовой информации, местом, которое занимает религия в духовной жизни республики...»

О чем же в целом должны свидетельствовать все эти выводы?

Да о том, что, если исключить всю обычную здесь официальную демагогию о неких «экстремистах, постоянно и безуспешно разжигающих межнациональную рознь и о мудрой власти, успешно разрешающей все эти проблемы», то ученые КБИГИ, как уже отмечалось, самым «высоконаучным» методом «доказали» обществу, что при максимально удовлетворенном своим правовым и экономическим положением балкарском народе, наименее удовлетворенным в КБР (по всем основным показателям) «оказался» кабардинский народ, чье правовое и экономическое «самочувствие» оценено «в два раза ниже чем у балкарцев», даже несмотря на то, что по неофициальным данным именно его представители занимают свыше 3/4 всех государственных и административно-хозяйственных должностей в республике, а в сфере среднего и мелкого бизнеса этот показатель достигает 90%.

Т.е., если отбросить всякую политическую мишуру и научную бутафорию, становится совершенно очевидным, что данное исследование по сути очень похоже на откровенное и сознательное противопоставление по меньшей мере двух народов республики кабардинцев и балкарцев. На сей раз это происходит путем вроде бы обычного, безобидного сравнения т.н. научно-исследовательских выводов.

А теперь, дорогой читатель, чтобы и вовсе не обидеть коллектив целого НИИ и в очередной раз не прослыть на его ученых советах «балкарскими национал-экстремистами» и прочими возмутителями спокойствия, мы попросту предлагаем вам взять «Газету Юга» за 15 июля 2004 г. и на ее третьей странице прочитать явно провокационную статью («Оскорбленным дворянам») некоего Султана Ахова, который, не только не стесняясь в выражениях, но и с откровенной угрозой «вариантом Косова», пытался доказать читателям, что, якобы окончательно распоясавшиеся в КБР балкарцы уже претендуют на кабардинские земли и даже «балка-ризировали» историю республики.

Мы не будем тратить дорогостоящую газетную полосу на цитирование бредовых высказываний этого «знатока истории» и английских шпионов, а потому предлагаем вам внимательно прочитать всю его названную статью, и вы наверняка убедитесь, что ее автор и «главный исследователь» ныне представленного «Газетой Юга» научного труда либо одно и то же лицо, либо «близнецы и братья».

Т.е. выводы, представленные в материале «Как чувствует себя интеллигенция республики», явно смахивают на крайне неудачную попытку наукообразного изложения выше упомянутой статьи С. Ахова.

А «Газета Юга» в очередной раз, к сожалению, тиражирует материалы подобного рода.

Пресс-группа Государственного Совета Балкарии

Ноябрь 2004 г.

Кто больше?!.

Это первое сентября…

Несмотря на кровавую драму, разыгравшуюся с утра в соседнем Беслане, где под угрозой уничтожения оказались не только очередные сотни случайных заложников, а целая тысяча детей, официальный Нальчик широко и с размахом праздновал.

Список торжественных и развлекательных программ, завершившихся праздничным салютом в дождливое ночное небо, показал, что власти республики намерены ежегодно, и при любых обстоятельствах, в этот день отмечать здесь сразу три собственных национально-государственных праздника: День образования Кабардинской автономной области (01.09.1921 г.), к которому специально был приурочен и День принятия новой конституции КБР (01.09.1997 г.), и, наконец, отныне «установленный»учеными т.н. День основания Нальчика кабардинскими князьями (01.09.1724 г.)...

Искренне выражая наши глубокие соболезнования всем родным и близким безвинно погибших, мы не станем давать политическую и правовую оценки трагедии в Беслане, рассуждать о ее истоках и методах борьбы с терроризмом, т.к. полагаем, что все это будет сделано на других уровнях и более квалифицированно.

Но мы не можем молчать о степени нравственности наших властей, ибо даже для нас, за долгие годы привыкших к их полному цинизму по отношению к любым жизненно важным проблемам балкарского народа, стал неожиданностью столь демонстративный «пир во время чумы» у наших ближайших соседей. Даже в далекой столичной Москве в эти дни были отменены все развлекательные программы. Ну, а насколько были веские исторические основания для устройства столь громадного шоу в полунищей республике, см. статью «Кто больше?!»

При этом следует подчеркнуть, что настоящая статья была подготовлена всего лишь в качестве адекватного ответа на целую серию явно провокационных материалов в «Газете Юга», опубликованных под т.н. научной крышей, и, в первую очередь, адресована некоему Султану Ахову, отличившемуся своей воинствующей недоброжелательностью к балкарскому народу (см. «Газета Юга», № 29 (542) за 15.07.04).

Вряд ли этот аукционный клич может служить методом научного анализа и установления исторических фактов. Но, к сожалению, похоже, что на сей раз именно этот принцип и был заложен рядом местных ученых в основу так называемой «но-вооткрывшейся» истории Нальчика, начало которому, по их мнению, якобы положили «главные князья Кабарды - Асланбек Кайтукин, Джамбот Татарханов и Кучук Джанхотов, будто бы «в 1724 году переселившиеся сюда со своими аулами из верховьев реки Кумы...»

Однако, если исходить из целого ряда до сих пор существующих в этой области документальных фактов, то сразу возникает вопрос: «Каким же образом и с чьей помощью эти кабардинские князья со сплошь тюркскими именами вдруг»переселились» сюда лет на 100 вперед, еще до закладки здесь русской военной крепости, ставшей, как известно, первым строением на территории нынешнего Нальчика? Все оказалось просто. И в начале, как всегда, было слово. То есть, примерно год назад стали появляться первые слухи, то бишь «научные предположения» о том, что Нальчику уже не 185, а все 279 лет. Более того, для наиболее позитивного восприятия населением этой «сенсации» и придания большей правдоподобности своему очередному «открытию», его авторы предлагали широко и торжественно отметить 1 сентября «280-летие города».

На чем же базировалась сия научная гипотеза? Судя по публичным выступлениям ее апологетов, только на обычных здесь «научных аргументах» типа; «есть мнение» или «ряд ученых считают», «было бы правомернее» или «общеизвестно» и т.д. и т.п.

Но на сей раз группа ученых, имеющих подобное мнение, превзошла самое себя и не только предположила, но и для пущей убедительности посчитала более правомерным и целесообразным безотлагательно подтвердить свою гипотезу соответствующим постановлением республиканского парламента. Сказано - сделано! Своя рука - владыка. И при большом желании {с их-то финансово-административными возможностями!) они спокойно могли «построить Нальчик» пораньше Санкт-Петербурга и заселить его кем угодно по собственному усмотрению и устроить по этому поводу грандиозный праздник...

Однако жаль, что столь ученые мужи всерьез решили, что историю, не соответствующую их интересам и «не влезающую» в рамки их предположений, можно попросту «посадить на место» решением собственного законодательного собрания, которое, как показала практика, может «узаконить» все, что угодно.

Но даже при этом, видимо, исходя из того, что полуголодное и полунищее население республики как-то не сумело сразу и по достоинству оценить всю глубину и масштабность этого «открытия» и без особого восторга восприняло идею очередного «исторического праздника», а кое-кто, к тому же, стал вяло возражать против откровенной приписки лишнего века возрасту Нальчика, эти ученые решили одним махом и наповал сразить всех сомневающихся и противников не только историческими, но и теле-коммунальными аргументами. Летом нынешнего года на клумбах Нальчика появились цветочные надписи: «Нальчику-280». Вышло очень красиво, но не очень убедительно, как и в случае с телефонной компанией, ежедневно по несколько раз поздравлявшей Нальчик с телеэкрана от имени 10 млн. своих абонентов. Оно и понятно. Если горзеленхоз, любую местную компанию и даже парламент можно приобщить к историческим открытиям подобного рода в приказном порядке, то гораздо сложнее это сделать с историческими фактами. К тому же, дело в том, что история образования нынешнего Нальчика достаточно подробно описана не только в академических трудах, но и во многих публицистических изданиях, вплоть до буклетов.

Так, например, в одном из самых попупярных путеводителей по Кабардино-Балкарии «Приэльбрусье» (Б. М. Бероев. Москва. Профиздат. 1984 г.), прошедшем не одну «академическую цензуру», четко говорится: «Сегодняшний Нальчик начинался с крепости, основанной в 1818 году. Эта крепость входила в систему оборонительных сооружений на Северном Кавказе, созданных русскими войсками в ходе военных действий против султанской Турции. Крепость была окружена деревянными стенами, земляными валами и глубоким рвом. В центральной ее части размещались командование Кавказской линии, суд, казармы гарнизона, церковь и около десятка домов и землянок.

Спустя 20 лет при крепости было образовано военное поселение Кабардинского егерского полка...

К 1850 году в Нальчикском поселении проживало 272 человека. Командование поселило вблизи Кавказской укрепленной линии несколько семей мелких торговцев-мастеров по переработке кожи, а на правом берегу реки Нальчик обосновались крестья не-бедняки»...

Т.е. в отличие от древнейших балкарских поселений, к тому времени существовавших в этих окрестностях, не только в начале XVIII, но и в середине XIX века на территории Нальчика не было никаких кабардинских аулов. Более того, даже нынешний Вольный Аул образовался стихийно и под крылом русского командования как сборное бедняцкое поселение.

Из-за чего же, может спросить тогда читатель, раскручена вся эта «историческая буря в стакане воды» вокруг давно уже известного факта?!

Причина, как всегда, оказалась простой до банальности.

К сожалению, ряд местных историков, начиная от самых великих и именитых, до тех, чьи познания в истории почерпнуты на двух-трех национальных митингах начала 90-х годов, упорно продолжающих, время от времени, затевать публичные споры о весьма туманно ими же описываемых «исторических границах «великой Кабарды», решили в очередной раз «слегка уточнить», то бишь «подправить» и пересмотреть ее границы с Балкарией к началу XVIII века...

«Копнуть глубже» не решились даже они... Тем не менее, еще раз следует всем напомнить, что многонациональная и густонаселенная КБР - это не бескрайняя Якутия. Здесь не только каждое поселение, но и каждая балка и каждый заметный камень имеют свое название, а местные жители достаточно хорошо знают их историю и принадлежность.

Поэтому любые попытки их переименования, стремление заново переписать их историю и желание перекроить границы по собственному усмотрению неизбежно порождают межэтнические трения. Обычно подобные «открытия» и земельные споры тут возникают в аккурат под какие-нибудь очередные выборы, главные претенденты которых и начинают затем выступать в роли «миротворцев и объединителей» не только КБР, но и «всея России»...

Плохо, когда подобной деятельностью занимаются дилетанты, которые в порыве патриотизма и вполне искренне пытаются восславить свой народ и возвеличить его историю.

Но куда хуже и гораздо опасней, когда этим занимаются так называемые ученые мужи, имеющие академические звания и государственные должности, чьим основным «научным аргументом» чаще всего служит действующая система власти, готовая не только узаконить эти «открытия», но и (именем закона!) «заткнуть» любого инакомыслящего и преследовать каждого, кто посмел возразить их «очередному «великоисторическому открытию», которые появляются с частотой и качеством очередных серий мыльных опер.

И уж совсем легкомысленно ведут себя СМИ, сознательно и целенаправленно тиражирующие подобные открытия только ради обретения ими т.н. государственной «крыши», со всеми вытекающими из этого для них благами.

Остается только сожалеть, что для обнародования очередных «исторических открытий» на сей раз была привлечена не только официальная пресса, вынужденная печатать «что прикажут» и которую мало кто читает, но и, пожалуй, самая популярная в КБР «Газета Юга».

В частности, в течение последних» двух месяцев на ее страницах были опубликованы довольно сомнительные в научном плане, но явно провокационные в межнациональном отношении материалы, которые, видимо для солидности, завершались выдержкой из столь же сомнительной «справки» комиссии, которой в конце XIX века председательствовал печально известный не только в Балкарии, но и в самой Ка-барде - Кодзоков, с помощью которого, и практически обманным путем, были обобществлены все земли кабардинских владельцев, и за что сам Кодзоков впоследствии получил от государства весьма обширные земельные владения в собственность! (Балкарцы, как из вестно, своих земель тогда не отдали)…

Авторы этих материалов, начиная от профессора Кушхабиева до некоего Ахова «...не княжеской и не е, дворянской фамилии», как могли «разъясняли» читателям газеты не только высокородность, но и почти богоизбранность кабардинских князей, у которых якобы, как у «золотой рыбки», на побегушках находились почти все остальные князья кавказских народов, которые, по их мнению, к тому же, являлись «данниками» «великой Кабарды», на чьей будто-бы равнинной и предгорной части они проживали и проживают по сей день, при этом бессовестно претендуя даже на «резиденцию кабардинского князя Кайтукина в Хасанье» и на «охотничьи угодья Атажукина в Баксанском ущелье» и т.д. и т.п.

При этом Ахов даже популярно «объяснил», что подобная «вседозволенность» со стороны этих народов проявляется только с попустительства кабардинцев, которые все время думают: «Ах! Это испортит межнациональные отношения!», «Ах! А как на это посмотрят российские власти!», «Ах! Они ведь пострадали в результате переселения!» и т.д. Жаль, но столь «благородно поахав», сам Ахов стал угрожать всем несогласным с его мнением «вариантом Косова» и даже погрозил пальцем, заявляя: «Кабардинцы очень толерантны. Но у всякого терпения есть предел. Не будем доходить до этого предела». (См. «Газета Юга» за 15.07.04 г.).

Читая подобные «исторические открытия», содрогаешься не столько от их «благородства» и даже публичных угроз, сколько от уровня компетенции их авторов.

Складывается такое впечатление, что ни один из этих «ученых мужей», время от времени делающих подобного рода «исторические открытия на ровном месте», никогда не читал доклада астраханского губернатора А.Волынского, в начале XVil! века посетившего с инспекцией Кабарду и писавшего, что князья «не имеют платья,..», «а купить и негде и не на что», «лучшее было богатство -скот, но и то все крымцы обобрали»... Кроме того, похоже, что никто из авторов этих «открытий» и не слышал о действительно историческом заявлении русского царя, направленном турецкому султану, в коем говорится: «Князья кабардинской земли искони вечные были наши холопы»...

Как это документально известно, в те же самые времена князья других кавказских народов, защищая собственную независимость, вели ожесточенную войну против экспансии России.

Поэтому, вряд ли, даже сегодня, кто-то поверит тому, что князья этих народов, не только не подвластных Российской империи, но и ведших многолетнюю оборонительную войну с могущественным русским царем, могли бы стоять рангом ниже его «холопов».

Во-вторых, и что касается т.н. «данников» Кабарды... Вряд ли с нашей стороны будет этичным отвечать на подобные заявления от имени других народов, а потому мы очень четко и коротко осветим ситуацию балкарского народа на тот период.

Так вот. Многочисленные источники, и не раз, утверждают о том, что Балкария никогда не являлась не только «данником» Кабарды, но и могущественных крымских ханов, которым в течение многих десятилетий (вплоть до 1729 года) кабардинцы платили ежегодную дань как имуществом, так и наложниками -»мальчиками и девицами моложе 20 лет», как пишет один из авторов того времени.

Более того, даже в состав Российской империи Балкария вошла на договорных началах, т.е. после получения гарантии на сохранность целостности своей территории и внутреннего самоуправления, на свободу собственного языка и вероисповедания, обычаев и традиций…

В-третьих, и относительно т.н. «первого поселения в 1724 году на территории нынешнего Нальчика аулов главных князей Кабарды - Кайтукина, Татарханова, Джанхотоаа» и т.д., то, к сожалению авторов этого «открытия», помимо прочих источников в хорошо известной им книге С.Броневского «Кавказцы», изданной в 1823 году (т.е. спустя целых 100 лет после этого мнимого «поселения»), утверждается, что: «Не более сорока лет, как кабардинцы перешли из Пятигорского урочища далее на полдень за Малку...»

То есть и в данном случае элементарная арифметика вполне убедительно показывает, что только после основания Пятигорска, в 1780 году, кабардинцы полностью и окончательно были переселены кавказской администрацией за Малку, на нынешнюю территорию КБР.

Что касается других заявлений вроде «обнаружения» резиденции князя Кайтукина в древнем балкарском селении Хасанья или охотничьих угодий князя Атажукина в верховьях Баксанского ущелья, то они из той же области мифически «исторических открытий».

Не кто иной, как тот же С. Броневский четко описывает в упомянутой книге и всю протяженность Кабарды по реке Баксану, точно указывая ее пределы: «От впадения речки Гунделен вниз по Баксану верст на тридцать». При этом автор поясняет еще и тот факт, что самыми верхними кабардинскими поселениями в этом ущелье являются Атажукины аулы.

Кстати, только эти два аула и были единственным кабардинским поселением, оказавшимся выше, т.е. южнее возведенной Ермоловым Кабардинской оборонительной линии, за пределы которой кабардинцам строго-настрого было запрещено селиться, т.к эти земли принадлежали «враждебным горцам» и отмечены на военно-топографических картах того времени как территории, не подвластные российской короне. По тем же причинам кабардинцам запрещалось заводить и аталыческие отношения с горцами, у которых они частенько скрывались от очередных карательных экспедиций колониальных войск...

Таким образом. Кабардинская линия, строительство которой было завершено к 1822 году, стала не только системой обороны русских владений от горцев, но и жестко очерченной границей между подвластной России Кабардой и Пятью Горскими обществами, т.е. Балкарией, тогда еще не подвластной России. Поэтому сегодня не только каждому уважающему себя ученому, но и студенту-историку достаточно хорошо известно, как эта линия пролегала на территории нынешней КБР. Со стороны Кисловодска она проходила по Джинальскому хребту до укрепления Каменномостское, откуда через Куркужин, огибая подошвы гор (т.е. практически закрывая все горные ущелья у их выходов на равнину), последовательно шла на укрепления Баксанское, Чегемс-кое и продолжалась далее через крепость Нальчик, укрепления Урванское, Лескенское и Урухское до Осетии...

То есть вопреки многочисленным и малоубедительным «научным открытиям» в этой области, таковы были наши пограничные реалии к началу XIX века.

Если же кто-то сомневается в изложенных нами фактах в части границ, мы с удовольствием приведем и другое свидетельство в форме очередного и очень серьезного документа, принятого еще через 100 лет после вышеописанных событий, который дает прекрасную возможность убедиться в малоизменности этих границ в течение целого века, вплоть до прихода Советской власти...

Но главная ценность публикуемого нами документа все же заключается в том что:

Во-первых, он самым подробным образом перечисляет все до единого населенные пункты, из которых состояла Кабарда начала XX века. Во-вторых, и тем самым, он предоставляет великолепную возможность столь же точно очертить всю вторую (южную) часть нынешней КБР, т.е. Балкарию тех же лет. В-третьих, в том, что данный документ подготовлен и подписан не кем иным, как Б. Калмыковым, т.е. отцом-основателем первой Кабардинской государственности...

Как известно, к концу XIX века и Кабарда и Балкария в качестве двух самостоятельных частей входили в состав Нальчикского округа Терской области Ставропольской губернии. После установления Советской власти на Кавказе, в январе 1921 года, они уже сами, в качестве двух самостоятельных национально-территориальных округов, вошли в состав Горской автономной республики, куда на таких же началах были одновременно включены Чечня и Ингушетия, Карачай и Осетия. То есть Горская АССР была образована из шести равноправных, добровольно объединившихся и самоуправляемых субъектов...

Вскоре, уже через восемь месяцев, Калмыкову, пользующемуся невероятным личным покровительством Наркомнаца - И.Сталина, удалось с его помощью вывести Ка-барду из состава Горской республики и образовать самостоятельную кабардинскую автономную область, непосредственно подчиненную РСФСР.

Естественно, что, имея такого покровителя в Москве, который уже тогда, игнорируя Совнарком, самолично решал судьбы народов, Калмыков не оставил ни Горской республике (откуда уходил), ни кому-то другому, в том числе и балкарцам, ни одного квадратного метра кабардинской территории, которую он - председатель облревкома - полностью и лично описал в собственном приказе от 1 августа 1921 года.

Поэтому, чтобы прекратить все досужие домыслы и «исторические» потуги по т. н. «установлению границ» между Кабардой и Балкарией, мы в полном соответствии оригиналу публикуем отрывок из вышеупомянутого приказа Б. Калмыкова, который ровно через месяц (1.09.1921 г.) был не только в точности переиздан в качестве Постановления Совнаркома РСФСР, но еще и благодаря усилиям того же Сталина включил в этот список кабардинских сел и часть города Нальчика:

«Приказ областного революционного комитета об образовании на территории Кабарды четырех округов и о порядке создания окружных и сельских ревкомов

1 августа 1921 г.

На основании постановления облревкома и оргбюро, состоявшегося 1 августа, Кабардинская автономная область делится на четыре округа: Баксанский, Нальчикский, Урванский и Мало-Кабардинский.

В Баксанский округ входят следующие селения: Каменномостское, Сар-маково, Верхнее Ашабово, Нижнее Ашабово, Заюково, Кызбурун I, Куба, Шариатское, Карагачево, Кызбурун III, Алтуд, Ших-Иэмайловское, Кишпек, Старая Крепость, Кызбурун II, Верхне-Куркужинекое, Нижне-Куркужинекое, Залукокоаже, Баксан, Кременчуг-Константиновское, Черниговский хутор, Матвеевский хутор, Николаевский 2-й хутор и Петропавловское.

В Нальчикский округ: Ново-Полтавское, Лечинкай, Чегем I, Чегем II, Ша-лушкинское, Нартан, Кенже, Ново-Ивановское, Баксано-Курское, Вольное и колония Александровская.

В Урбанский округ: Старый Черек, Урванское, Псыгансу, Жемтала, Ка-хун, Аушигер, Старо-Урухское, Старый Лескен, Лескен II, Урухское, Нижний Черек, Аргудан, Пришибская, Котляревская и Александровская.

В Мало-Кабардинский округ: Плановское, Верхне-Курпское, Дейское, Ха-мидие, Нижне-Курпское, Арик, Терекское, Акбаш, Неурожайное, Кизлярс-кое, Гнаденбург, Раздольное и Сухотский хутор.

Районные исполкомы 1-го, 2-го, 3-го (Мало-Кабардинский) участков бывшего Кабардинского округа с сего числа считаются распущенными, а взамен их образуются, впредь до созыва Учредительного съезда Советов Кабардинской автономной области, окружные ревкомы с местопребыванием - Баксанского в сел. Старая Крепость, Нальчикского в г.Нальчике, Урванского в сел. Старый Черек и Мало-Кабардинского в сел. Муртазово.

Председатель областного ревкома Б. КАЛМЫКОВ,

Секретарь Л0МАК0»

В точности с этим же самым списком кабардинских поселений, повторно утвержденных Совнаркомом, Кабарда и вошла в состав насильственно образованной Сталиным и Калмыковым Кабардино-Балкарской автономной области в 1922 году.

Все последующие по сей день изменения этих границ - не что иное, как последовательная реализация захватнической и антибалкарской политики бывших первых секретарей обкома КПСС. И это уже печальные для нас реалии дня сегодняшнего.

Пресс-группа Государственного Совета БАЛКАРИИ,

июль, 2004 г.

Комментарии

Одностороннее перекраивание вековых исторических границ к тому же откровенно явочным порядком - дело опасное. Да и главным перекраивателям, при всем их цинизме, людям многоопытным в этой области, вовсе не хочется выглядеть в глазах широкой общественности и федеральной власти обычными захватчиками чужих земель. Поэтому, прежде чем заявить свои права на чужие территории, они вынуждены организовывать всевозможные административно-политические, правовые и научные маскарады и облачаться в «белые тоги», чтобы затем выступить в роли неких архангелов, всего лишь «восстанавливающих историческую справедливость», ими же заблаговременно сочиненную в хорошо известных здесь академических кабинетах в виде очередных «исторических открытий».

Как же иначе можно «объяснить» наивному обывателю со стороны или федеральному чиновнику то «чудо», что территории древнейших балкарских поселений, имеющих многотысячелетнюю историю и в течение, по крайней мере, последних десяти веков только дважды временно покинутых народом (во времена Тимура и сталинской депортации), вдруг «оказались» резиденциями одних и охотничьими угодьями других кабардинских князей, которые и появились-то здесь всего лишь лет 200 назад?! Чтобы «доказать» подобную ахинею, нужны не просто «научные открытия», а «супероткрытия»! И они сыплются как из рога изобилия.

Затем весь этот «научный» бред перетекает в коридоры республиканской власти, щедро финансируется и., уже обретя силу законодательных решений, выливается в форме очередной антибалкарской кампании, нацеленной на отторжение очередной части балкарских земель.

Не говоря о более ранних проявлениях подобного рода, так было в 1998 году, когда не только без обязательного в подобных случаях референдума, но и без всякой огласки были переданы Зольскому району Кабарды исконно балкарские земли Тызыл и верховья р. Малки, в т.ч. уникальная территория лечебных источников - Джылы-Суу, которые к тому же были подведомственны Национальному парку «Приэльбрусье» и являлись федеральной собственностью. Эта откровенно противоправная передача балкарских земель была осуществлена главой администрации Эльбрусского района Б. Чеченовым на основании распоряжения Председателя кабинета министров КБР Х.Чеченова.

Так случилось и в 2002 году, когда вместо полной территориальной реабилитации репрессированного балкарского народа и возвращения ему всех ранее противоправно отторгнутых земель КМ КБР во главе с тем же X. Чеченовым, якобы «спасая их от сусликов» (о чем он публично заявил в редакции газеты «Заман»), навсегда передал теперь уже все балкарские горные пастбища и сенокосные угодья неким сомнительным ГУПам, у которых балкарцам потом необходимо было арендовать свои же собственные земли...

В 2003 году, только после личного обращения к Президенту РФ Путину В.В., балкарцам удалось отстоять Приэльбрусье от попытки узаконенного захвата...

Сегодня все так же... И вместо полного, законодательного восстановления ликвидированщгк Сталиным районов Балкарии, как это предусмотрено действующим Федеральным Законом от 26 апреля 1991 года, власти республики вновь пытаются насильственными методами лишить балкарцев Приэльбрусья и части Черекскоео района, а также передать Нальчику самые крупные балкарские селения - Хасанью и Белую Речку; чтобы окончательно завершить территориальное разорение Балкарии и не допустить ее восстановления в будущем...

Именно поэтому власти пытались как всегда раскрутить «инициативу», то есть т.н. «волю трудящихся» снизу, с подачи некой Кучуковой, которой вдруг стало «за державу обидно» (только не понятно за чью ?!) и которая «глубоко озабочена» тем, что если Хасанья добровольно не станет бесправным придатком Нальчика, то потеряет все те мыслимые и немыслимые «благодеяния», которыми Нальчик осыпал ее раньше.

Мы не будем тратить время на обсуждение подобной демагогии, а напомним сей «державной» даме и иже с нею всего лишь то, что им действительно должно было бы быть по-настоящему обидно и стыдно уже хотя бы в конце 80-х годов, когда в течение более чем тридцати лет после возвращения из депортации их жителей крупнейшие балкарские поселки с многотысячным населением - Хасанья и Белая Речка, как разтаки являвшиеся тогда пригородами Нальчика, не имели ни одной приличной школы, ни клуба, ни больницы, ни дорог, не говоря уже обо всем прочем...

В отличие от Кучуковой, новые перекраиватели границ прекрасно об этом осведомлены и именно поэтому всей этой очередной этно-территориальной «обираловке» они сегодня и пытаются придать законодательный характер, попутно разглагольствуя о всеобщем благе и неких непонятно чьих (но уж точно не балкарских!) высших интересах.

Именно поэтому ряд депутатов-законодателей и требует сегодня у населения не превращать эту акцию в политику, а тем более в этнополитику, а просто «идти навстречу правительству». А один из этих депутатов даже вспомнил, что Кабардино-Балкария «входит в российскую державу» и что «надо выйти из местных рубашек».

Браво, господа депутаты!.. И все же позвольте сделать вам два небольших, но существенных замечания.

Во-первых, во всем цивилизованном мире именно правительство идет навстречу народу, т.к. оно и создается-то для защиты его законных интересов. Вы же сегодня предлагаете балкарцам добровольно отказаться от их конституционного права на собственную родину и «идти навстречу» крайне сомнительным для нас интересам правительства.

Во-вторых, если бы вы вспомнили о реалиях нашей географии, в т.ч. и политической хотя бы лет 14 назад и вышли бы тогда из своих «местных рубашек», то, безусловно и безоговорочно, вы в первую очередь во имя сохранения межнационального мира и единства республики реализовали бы Федеральный Закон «О реабилитации репрессированных народов» и восстановили бы противоправно ликвидированные Сталиным балкарские районы республики, обеспечив в них конституционно гарантированное самоуправление, и сегодня ни у кого из нас уже не было бы проблем с бесконечным и мучительным «сочинением» очередных сомнительных границ.

А пока, к сожалению, приходится констатировать еще и тот факт, что каждое т. н. административное переустройство в этой республике обычно переходит в административный произвол и уже в течение последних десяти лет сопровождается многочисленными силовыми акциями МВД КБР на территории балкарских поселений.

Т.е. вопреки систематически переправляемым в Москву административным сказкам о «спящей красавице», о «братской и райской, единой и неделимой КБР», эта до предела обнищавшая и, как утверждают, основательно разворованная республика сегодня находится на грани социально-экономической и этнополитической катастрофы с необратимыми последствиями...

Вместе с тем существует самый законный и кардинальный способ разрешения этой, практически искусственно созданной госаппаратом республики «балкарской проблемы».

Для этого, как уже упоминалось, необходимо всего лишь в полном соответствии действующему Федеральному Закону восстановить в рамках существующей Кабардино-Балкарии все четыре противозаконно ликвидированных в годы депортации балкарских административных района республики, по их состоянию на 08. 03. 1944 г.

Единственной и главной причиной затягивания этого жизненно важного для нас реабилитационного процесса в течение всех истекших 14 лет является только нежелание и даже откровенное противостояние высшего руководства КБР территориальной реабилитации балкарского народа и предоставлению реального местного самоуправления его муниципальным образованиям. Именно об этом, т. е. об этнически избирательной национальной и государственной политике руководства КБР и свидетельствует тот факт, что год назад безо всяких проблем, т. е. «без всяких межнациональных войн и разрушений единства и братства республики» и т. д. (неизбежностью которых и мотивируется отказ балкарцам) руководство этой республики по собственной инициативе спокойно восстановило Лескенский район Кабарды, им же ранее и упраздненный за ненадобностью, а все наши СМИ в течение полугода рассказывали о том, какое это благо для жителей вновь восстановленного района. Почему тогда отказывается в точно таком же благе балкарцам, тем более при наличии соответствующего Федерального Закона?!

Сегодня ситуация доведена до такого предела, когда либо Федеральный центр должен жестко обязать руководство Кабардино-Балкарии беспрекословно и безотлагательно обеспечить полную, в рамках закона, территориальную реабилитацию репрессированного балкарского народа и предоставление ему реального местного самоуправления, гарантированного Конституцией РФ, либо, исходя из сложившейся ситуации, этим должны заняться депутаты Парламента КБР балкарской национальности.

Поскольку депутаты-балкарцы, составляющие менее пятой части Парламента КБР, совершенно не могут влиять на его общие решения, а тем более «переголосовать» другую, противостоящую нашей реабилитации часть этого форума, то им остается единственно реальный и совершенно законный путь, а именно: депутаты-балкарцы ныне действующего состава Парламента КБР должны собраться вместе и написать коллективное заявление «О временном приостановлении своих депутатских полномочий до полной законодательной территориальной реабилитации всех четырех балкарских районов (Чегемского, Черекского, Холамо-Бызынгийского и Эльбрусского)» и на это время, оставив двух наблюдателей, покинуть Законодательное Собрание республики.

Этот вопрос безо всяких проблем может быть решен в течение од-ной-единственной недели (по крайней мере на республиканском законодательном уровне). Причем это будет сделано без участия в этом процессе единого депутата-балкарца, т. к. они на кворум вовсе не влияют. Поскольку имеются все необходимые карты и описания ранее ликвидированных балкарских районов, то правительству республики понадобится максимум еще две - три недели на восстановление этих границ...

Т. е. вся территориальная реабилитация репрессированного балкарского народа, затянувшаяся на 14 лет, практически осуществима в течение одного месяца, при добром пожелании органов государственной власти КБР!!

Все остальные «благие пожелания» в адрес реабилитации балкарского народа - от лукавого...

И наконец. Для прекращения многолетних и противоправных перекраиваний границ и постоянных попыток межэтнического перетягивания властного одеяла, в результате которых определенными кругами и кланами откровенно противопоставляются друг другу, в первую очередь, два субъектообразующих народа республики - кабардинцы и балкарцы, наверное необходимо, чтобы очередной глава республики, которого будет рекомендовать Президент России В.Путин, был бы человеком иной национальности, возможно, русским. Ибо только тогда у нас есть какой-то реальный шанс, что в республике напрямую будут действовать все федеральные законы, в т.ч. и закон о реабилитации репрессированных народов, а мы «наконец» станем чувствовать себя полноправными гражданами России.

Годы и люди

Светлой памяти наших безвременно ушедших из жизни товарищей посвящается:

Годы уходят от нас. Но годы уносят и нас!..

Ушел навсегда, канув в лета, и високосный 2004 год. Но помимо всех прочих своих бедствий, он унес с собой и двух наших замечательных товарищей - членов Государственного Совета Балкарии:

Инала Крымовича КАБАРДУКОВА

и Мустафира Хызировича БЕККАЕВА

К великому сожалению, мы дважды (в августе и октябре) вынуждены были откладывать выпуск очередного номера газеты «Балкария», в связи с чем не смогли довести своевременно и в надлежащей форме эти горестные сообщения нашему народу, ибо это были те люди, которые заслуживали его несомненного уважения, потому что до последнего момента своей жизни искренне служили ему верой и правдой...

Пройдут годы, в течение которых еще многое будет сказано о всех тех, которые были верны своей клятве, публично данной своему народу, и посвятили свою жизнь реализации его конституционных прав, т.е. полной законодательной реабилитации и установлению его реального равноправия. Народ не забудет и тех, кто во имя собственного благополучия предавал его жиз-ненноважные, национальные интересы и способствовал разорению Балкарии.

В жизни много ценностей, которые можно обрести и потерять в зависимости от меняющихся обстоятельств или по собственному желанию. Но в жизни есть и высшие непреходящие ценности, которые неизменны. РОДИТЕЛЕЙ, НАРОД и РОДИНУ не выбирают, ибо ЭТО ТОЛЬКО ОТ БОГА.

И пусть Всевышний воздаст своей милостью нашим безвременно ушедшим из жизни товарищам Иналу Кабардукову и Мустафиру Беккаеву за все их добрые деяния, которые они свершали во имя своего многострадального народа, чьими верными сыновьями они были и в чьей благодарной памяти останутся навсегда.

Пресс-группа Государственного Совета Балкарии

Этот праздник со слезами на глазах…

Наверное, более краткой, но более точной и емкой по своей сути, оценки не имеет ни один наш праздник.

Кроме того, в отличие от всех остальных праздников по большей части символических, именно он вобрал в себя то печальное море крови и слез, пролитое за четыре года войны народами, и тот океан их радости и торжества, который бушевал в день ее окончания.

Здесь слились воедино горечь поражений и радость побед.

За этими строками видны миллионы солдат, погибших и искалеченных войной, как и десятки миллионов людей, которых они спасли от подобной участи...

И наконец. Как никому другому эти слова, наверное, дважды близки и понятны репрессированным народам, в т.ч. и балкарскому, который за три года войны отправил на защиту Родины свыше четверти всей своей численности.

И вдруг в марте 1944 года сам был объявлен врагом народа и поголовно депортирован «навечно».

Чего только ни испытал народ?! Он оплакивал погибших на войне и массово погибал сам от голода, тифа и каторжных работ.

Он радовался возвращению фронтовиков и упрямо верил в торжество справедливости...

По сей день удивляет одно явление из периода депортации.

Старики и женщины (взрослые мужчины почти все оказались на фронте), потихоньку и между собой проклинавшие на чем свет стоит существующий режим власти и всех ее главарей «от Москвы и до окраин», т.е. начиная от Сталина и Берии и кончая райкомовскими и сельскими чиновниками, никогда не проклинали эту страну, т. е. землю, на которой они были всего лишь каторжанами «бессрочниками»!

Наоборот. Они молились за Родину и даже на Родину!

Наверное, это и есть одно из высших форм проявления патриотизма. И именно подобные чувства и отношение к Родине они внушали и нам, детям. Поэтому сегодня мы считаем святым долгом поздравить всех участников Великой Отечественной войны, защищавших нашу Родину, с наступающим праздником Победы. Более того, мы поздравляем и всех тех, кто ратным и прочим трудом внес свою долю в дело разгрома фашизма. А всем им вместе мы желаем крепкого здоровья, долголетия и счастья!

Редакция газеты «Балкария»

Куда исчезли Хабаз и Кичмалка?

(Путевые заметки)

В начале июля мы вынуждены были срочно выехать в Кичмалку. Водитель арендованного нами микроавтобуса - молодой парень, заменивший в рейсе отца, сразу предупредил, что ни разу не был в тех краях, где расположены балкарские села Хабаз и Кичмалка, и попросил, чтобы мы при необходимости показывали ему дорогу. Кто-то рассмеялся и шутя сказал, что при нынешней информации на дорогах трудно заблудиться даже при желании, тем более, что эти два села являются конечными в Малкинском ущелье, а потому обязательно должны быть указатели в их направлении... Однако, заговорившись в салоне, мы вдруг обнаружили себя за малкинским мостом, в Прогрессе.

Кто-то заметил парню, что тот «прозевал знак», на что водитель стал клясться, что не было никакого знака, указывающего на Хабаз или Кичмалку. Разгорелся спор, и мы, развернувшись, подъехали к дорожному щиту, установленному с правой стороны федеральной трассы (при движении из Бакса-на).

Действительно, на щите вопреки существующим правилам не было указано направление к конечным населенным пунктам этого ущелья. Две стрелки влево указывали на существование в этом направлении только двух, к тому же промежуточных, кабардинских сел - Сармаково и Каменномостское. Стрелка прямо указывала на Пятигорск. Так обстояло дело и с «левым» щитом.

Удивленные непонятным нововведением нашего «Автодора» мы извинились перед водителем и повернули в сторону ущелья, но и тут не увидели каких-либо знаков, свидетельствующих о существовании в этом направлении двух древнейших и достаточно крупных балкарских сел.

Дальше больше. Въехав в Каменномостское, мы прямиком выехали на его окраину, хотя и пытались не «прозевать» поворота на Кичмалку. Указателя пути не оказалось и здесь. Развернувшись в очередной раз, мы методом «язык до Киева...» добрались до моста через Малку, где начинается развилка на Хабаз и Кичмалку.

Знаков не было и здесь, а любой впервые добравшийся сюда' путник, словно на краю света, должен был выбирать уже сказочные варианты: «налево пойдешь...» или «направо пойдешь...», хотя даже в страшной сказке отчетливо говорилось, что ждет его на левой, а что на правой стороне... Настроение у всех было паршивое, а у нашего шутника резко поменялся лексикон...

Все было предельно ясно. Четырех совершенно одинаковых случайностей не бывает. Отсутствие дорожных указателей на автомагистрали Кавказ, в селениях Малка и Каменномостское, а также на развилке у моста - это вовсе не случайности, а очередной трюк из многолетней антибалкарской политики, на сей раз направленный на создание неудобств двум балкарским селам - Хабаз и Кичмалка, среди жителей которых уже в течение года кем-то упорно распускаются провокационные слухи, что эти села будут переселены в Майский и Прохладненский районы в связи с якобы возникшей на их территориях радиационной опасностью.

Видимо, пользуясь подобными слухами, и на всякий случай, «Автодор» и районная администрация соответственно решили сэкономить не только на дорожных указателях, но и на ремонте некогда прекрасно отстроенного, а ныне разоренного и на их же глазах разваливающегося здания Дома культуры селения Кичмалка.

-Но нас удивляет другое, а именно столь безразличное отношение к явно демонстративному пренебрежению к их населению администраторов этих сел. Надо полагать, что уж раз-то в неделю они наверняка бывают в райцентре, а потому крайне интересно, задумываются ли они на обратном пути хотя бы над тем, куда, кем и чем они едут руководить?!

Наш. корр. Июль 2002 г.

Посеявший добро пожнет благодарность…

Пять лет назад в четвертом номере газеты «Балкария» (март, 1999 г.) была опубликована статья «Черный камень в Дол и иске».

В ней, в частности, говорилось о том, как 8 марта 1989 года во время проведения на нальчикском стадионе траурного митинга, посвященного 45-летию депортации балкарского народа, в Долинске перед курзалом небольшая группа людей устанавливала огромную каменную глыбу, на которой была высечена надпись «Здесь будет сооружен памятник жертвам насильственного выселения и геноцида балкарского народа. 1944-1956 гг.»

Статья заканчивалась словами:

«...Наверное, когда-нибудь все же завершится строительство заложенного здесь мемориала, и хотя бы дети тех, в чью память он заложен, будут молиться в его мечети. Возможно, они построят и другие памятники.

Но именно этот черный, бызынгийский камень, установленный в едином душевном порыве истинными сынами балкарского народа и народом же нареченный Камнем Памяти, навсегда останется первым символом, увековечившим память десятков тысяч безвинных жертв сталинизма, символом опаленных сердец оставшихся в живых, т. е. первым памятником нашей национальной трагедии».

Сегодня, спустя 15 лет со дня установления этого камня, мы все свидетели того, что за это время, пусть и ценою невероятных усилий, но из него действительно вырос весьма впечатляющий Мемориал жертвам репрессий балкарского народа. Тем не менее, даже сегодня, когда поднимаешься по ступенькам столь внушительного мемориала и вдруг пред собою видишь тот самый черный камень, сердце невольно подскакивает и начинает колотиться, как и тогда, в 1989 году.

И это понятно, ибо этот камень стал уже неотъемлемой частью нашей истории так же, как день депортации - 8 марта 1944 года, или день восстановления нашей гражданской свободы в СССР - 9 января 1957 года...

Вместе с тем, чтобы не обречь их на постоянные гонения со стороны местной власти, в течение всех пятнадцати истекших лет мы ни разу не упоминали в широком кругу, а тем более не публиковали в печати имена тех людей, которые имели самое непосредственное отношение к появлению этого памятника.

Поэтому сегодня мы считаем своим прямым долгом публично и от имени всего балкарского народа искренне поблагодарить; Чочаева Магомеда, Чочаева Мурадина, Аттаеаа Адильгерия, собственноручно заготовивших и бесплатно доставивших в Нальчик самую лучшую глыбу, которая имелась на карьере, и конечно же: Бегиева Бориса, Ногерова Ахма-та, Хачаева Ануара, Калабекова Руслана, которые также безвозмездно выполнили всю основную работу, т.е. своими силами обработали ее в цехе, превращая в памятник, а затем при участии нашего народного художника - Ибрагима Джанки-шиева (исполнявшего роль дизайнера и архитектора) сами же и установили в Долинске этот, уже священный для нас Камень Памяти.

Спасибо Вам, братья, за Вашу бескорыстность, мужество и благородство!!!

Поверьте, народ никогда ничего не забывает, и он всегда будет помнить о Вашем достойнейшем поступке.

Пресс-группа Государственного Совета Балкарии

08.03.2004 г.

Внимание! Опечатка!

На первой полосе газеты «Балкария» № 1(14) за март 2004 г. допущена ошибка при наборе текста, в связи с чем мы приносим свои извинения. В памятном списке депортированных народов следует читать: «из Калмыцкой АССР».

Сайт управляется системой uCoz