на главную сайта     архив номеров газеты  "Балкария" 1998-2004гг 

Фотофакты по следу событий в КБР в мае-июне 2005г

Темы  №2 (16) май-июнь 2005г газеты "Балкария"
I.От учредителей и общественной редакции газеты «Балкария»
II.«Я всегда буду с вами…»
III.«…Если человек хочет уйти, ему плохо»
IV. Извинение хуже проступка
V. Есть такое мнение…(заявление глав администраций балкарских сёл)
VI.Ответ председателя комитета Госдумы В.С. Мокрого
VII.
Резолюция 2005-02 конгресса Федеративного Союза нацио-
нальных меньшинств Европы (ФСЕНМ)


I.От учредителей и общественной редакции газеты «Балкария»

Дорогой читатель!
Сразу после выхода в свет общественно-политической газеты «Балкария» №1 (15) 
за март 2005 г. (со ссылкой на обращение Прокуратуры КБР) в наш адрес поступило 
письмо от Кубанского Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением за-
конодательства в сфере массовых коммуникаций с требованием предоставить 
исчерпывающую информацию о регистрации и деятельности нашей газеты.
Мы, естественно, предоставили все затребованные документы как в Кубанское, так 
и в Федеральное управления.
Вместе с тем, уже через месяц после издания упомянутого номера газеты, мы были 
вызваны в Прокуратуру КБР, где нам вручили очередное «предупреждение», в котором 
газета вновь, неоднократно и совершенно беспочвенно обвинялась в возбуждении нацио-
нальной розни и попытках подрыва безопасности Российской Федерации. 
Мы ознакомились с данным «предупреждением» и на первом экземпляре, который 
остался в Прокуратуре КБР, собственноручно написали, что категорически не согласны с 
подобной оценкой деятельности нашей газеты.
В связи с изложенным мы еще раз и официально заявляем для всей нашей чита-
тельской аудитории, что газета «Балкария» никогда не занималась и не занимается 
«разжиганием межнациональной розни и вражды в Кабардино-Балкарской Республике и 
подрывом безопасности Российской Федерации».
Более того, и в части т.н. попыток «подрыва основ государственного строя», мы 
утверждаем и готовы доказать на любом правовом уровне, что именно газета «Балкария», 
со дня ее выхода в свет и по сей день, была и остается здесь единственным СМИ, после-
довательно и откровенно требующим у руководства КБР приведения всего республикан-
ского законодательства, в т.ч. и конституционного, в полное соответствие за-
конодательству федеральному, и на территории единого российского государства жить по 
единым для всех общегосударственным законам, а не по местным «понятиям», которые 
иногда пытаются облечь в законодательные формы. Что касается т.н. «разжигания меж-
национальной розни в КБР», то мы столь же ответственно заявляем, что газета «Балка-
рия» всегда подчеркивала свое уважительное отношение ко всем национальным и куль-
турным, религиозным и прочим общечеловеческим ценностям каждого народа и граж-
данина и, практически, во всех своих номерах предостерегала многих, начиная от 
отдельных авторов до органов государственной власти, от применения политики двойных 
стандартов при обсуждении и разрешении национальных проблем, т.к. именно подобный 
подход к этому вопросу и провоцирует, в первую очередь, возникновение межнацио-
нальных трений. Обо всем вышеизложенном предельно четко сказано и в упомянутом 
Прокуратурой КБР № 1(15) газеты «Балкария», а в одной из критикуемых право-
охранителями статей это выделено жирным шрифтом, чего нельзя было не заметить! По-
нимая, что крайне нескромно и даже глупо выглядела бы любая наша попытка выдать 
газету «Балкария» за некий идеал в области средств массовой информации, мы, тем не 
менее, надеемся, что наша газета является далеко не худшим печатно-информационным 
изданием, представленным читательской аудитории.
Поэтому более чем странно выглядят официальные обвинения в ее адрес, вроде: 
«... опровергает результаты научного исследования специалистов КБИГИ, опубликован-
ных в печатном издании КБР «Газете Юга» или «.. .стилистика, смысловая составляю-
щая... несут в завуалированной форме отрицательные эмоциональные оценки и 
негативные установки...». Но еще большее удивление вызывает замечание: «Балкарский 
народ представляется в статье как наиболее обиженный, обделенный» и т.д.
Кроме того, в части замечания Прокуратуры КБР о «ненаучности» дискуссионных 
статей в газете «Балкария», мы вынуждены заявить, что нельзя обсуждать на высоком на-
учном уровне малонаучные «исторические труды», которые штампуются в зависимости от 
чьих-то сиюминутных политических интересов. Что касается первой части этих обви-
нений, то (слава Богу!) «Газета Юга» - не священное писание, а мнение специалистов 
КБИГИ - не слово Божье, чтобы их нельзя было подвергать сомнению.
Относительно второй части претензий, то это, пожалуй, и вовсе из области спири-
тизма и черной магии. Разве можно всерьез предъявлять юридически обоснованные обви-
нения за якобы завуалированные мысленные установки, которые якобы мысленно же мо-
гут быть кем-то восприняты. Газета «Балкария» -это не виртуальный клуб Кашпировского 
или Чумака, а вполне мирское издание, действующее на основании Федерального законо-
дательства.
Ну, а что касается прокурорских претензий и сомнений в части особо бедственного 
положения балкарского народа в КБР, то, не перечисляя ни этнически избранного и пого-
ловного выселения из КБАССР только балкарского народа, чьи административные рай-
оны, существовавшие даже при Сталине, не восстановлены по сей день, ни фактического 
лишения его не только народных, но и гражданских прав, вплоть до уровня местного са-
моуправления, и, наконец, ни его всехопережающей не только в республике, но и в Рос-
сии смертности, достигшей 290%, мы представим для всех, подобного рода 
сомневающихся, три совершенно разноплановых и разного уровня официальных 
документа, принятых только в течение двух последних месяцев, т. е. в апреле и мае 2005 
года.
В отличие от газеты «Балкария» авторов этих документов невозможно обвинить ни 
в «разжигании межнациональной розни в КБР», ни в «подрыве безопасности России», т.к. 
составителем документа № 1 является собрание глав администраций подавляющего боль-
шинства балкарских поселений, т.е. законно избранная местная власть.
Автором документа № 2 является председатель Комитета по местному 
самоуправлению государственной Думы РФ B.C. Мокрый.
Третий документ принят Конгрессом Федеративного Союза национальных мень-
шинств Европы 7 мая с.г. в городе Бухаресте.
Мы полагаем, что, ознакомившись с предложенными документами (см. стр. 4 
«Есть такое мнение...») и сравнив их не только с критикуемыми правоохранителями 
статьями из № 1(15) газеты «Балкария», но и со статьей «Если человек хочет уйти, значит, 
ему плохо», публикуемой в ее настоящем номере, читатель, способный сопоставить их с 
ныне сложившейся в республике ситуацией, может убедиться, что наша газета является не 
инструментом подрыва основ государства, а одним из ее объективных источников инфор-
мации.

Учредитель общественно-политической
газеты «Балкария» Р. Джаппуев.
Зав. общественной редакцией Б. Этезов



II.«Я всегда буду с вами…»

В ночь с 14 на 15 мая с. г. у ворот собственного дома многочисленными вы-
стрелами в упор был убит глава администрации селения Хасанья АРТУР ЮСУПО-
ВИЧ ЗОКАЕВ, в связи с чем мы приносим свои глубокие соболезнования всем родным и 
близким покойного...
Судя по тому, как было организовано это убийство (с двумя контрольными вы-
стрелами в голову при семи прочих ранениях и бесследным исчезновением убийц), оно 
было заранее и тщательно подготовлено.
Но кем бы ни были конкретные убийцы и под какой бы «крышей» они не действо-
вали, подавляющее большинство балкарского народа, да и не только, считает это пре-
ступление заказным политическим убийством.
Всегда искренний и энергичный Артур был не только депутатом и главой админи-
страции крупнейшего балкарского селения, но и, практически, одним из самых влия-
тельных и авторитетных людей, способным встать на защиту своего народа и увлечь за 
собой других.
Именно за эти качества еще четырнадцать лет назад Артур был избран членом На-
ционального Совета балкарского народа и являлся одним из самых молодых его предста-
вителей.
В последние годы, когда всем стало предельно ясно, что руководство КБР не толь-
ко не намерено реализовать Федеральный закон «О реабилитации репрессированных на-
родов» и восстановить административные районы Балкарии, а наоборот под предлогом 
очередных переустройств поэтапно стало изымать балкарские земли, передавая их 
сомнительным структурам, односельчане, на глазах которых и вырос Артур, посчитали, 
что именно он может защитить их законные интересы, и избрали его главой своей 
сельской администрации, вопреки воле вышестоящих органов власти, дважды пытавшихся 
сорвать эти выборы. И они не ошиблись. Когда обсуждался и даже был принят новый 
закон КБР о местном самоуправлении от 27.02.05 г., который вопреки Федеральному 
законодательству полностью и окончательно лишал все балкарские поселения их земель, 
являвшихся для них основным богатством и источником жизни, Артур оказался не
Т.е., те губительные ночные выстрелы в Хасанье были направлены не только в А. 
Зокаева, но и против всего балкарского народа...
В этой связи необходимо отметить, что кому-то очень хочется подтолкнуть балкар-
ский народ на массовые выступления, а при необходимости столкнуть и с кабардинцами, 
чтобы «наклеить» на нас очередной ярлык балкарского национал-бандитизма и подста-
вить под федеральные войска. Это дало бы организатору подобных беспорядков 
возможность не только запрятать собственные криминальные концы, но и далеко 
откинуть реабилитацию балкарского народа и беспроблемно прибрать к рукам его земли.
Понимая это прекрасно, балкарцы никогда не станут инициаторами межнацио-
нальной бойни в собственной республике и «не пойдут с войной!» на своих вековых сосе-
дей, ибо они хорошо знают, что виновниками их проблем являются не кабардинский, не 
русский, не иные народы, а органы государственной власти, игнорирующие их законные 
права и интересы.
Не нужна война столь же бедствующим в большинстве своем кабардинцам, рус-
ским или иным этносам республики.
Поэтому никакой «кабардино-балкарской войны» ради отмывания чьих-то пре-
ступных денег не будет, а балкарцы добьются реализации своих конституционных прав 
совершенно законным путем и непременно.
Пресс-группа Государственного
Совета Балкарии, май 2005 г.

P.S. Два года назад, задолго до местных выборов, старики-односельчане, случайно 
встретившие Артура Зокаева, возвращавшегося домой, спросили его: «Артур, судя по 
нынешнему изъятию наших пастбищ и сенокосов и попыткам построить город Эльбрус, 
нас скоро собираются и вовсе оставить без земли. Где ты окажешься в тот день?»
Он не задумываясь и как всегда горячо, ответил: «Я всегда буду с вами, с 
народом…» И действительно до конца своей жизни оставался с народом, в памяти 
которого теперь останется навсегда. 



III.«…Если человек хочет уйти, ему плохо»

От редакции: Эта статья-обращение была представлена нам жителями Хасаньи 
почти за полтора месяца вперед до убийства ее главы администрации Артура Зокаева, о 
котором они в ней пишут с какой-то особой теплотой и гордостью. Именно поэтому, 
несмотря даже на гибель Артура и резко изменившуюся общественно-политическую си-
туацию, мы решили опубликовать ее в первоначальном виде, чтобы сохранить живую 
память о нем.

Как ни странно это выглядит в нынешней ситуации, но именно столь объективным 
выводом и закончил свое интервью с Джамилей Хагаровой глава администрации г. 
Нальчика Хазратали Бердов (см. «Газета Юга», №11(576) от 17.03.05. «От выхода Хасаньи 
из Нальчикского округа никто не выиграет»).
Эта вольно или невольно высказанная фраза сегодня приме-нительна не только к 
Хасанье, но и к ситуации всех муниципальных образований, расположенных на террито-
рии Балкарии, которым, согласно вновь принятому Парламентом КБР Закону «О статусе и 
границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике» от 27.02.05 
г., в будущем фактически отведена роль неких этнических резерваций.
Конечно, чтобы не быть голословным при столь серьезном заявлении, необходимо 
разъяснить читателю суть всего здесь происходящего. Дело в том, что под маркой очеред-
ного административного переустройства республики, неправомерно ссылаясь на Феде-
ральный Закон № 131 от 6. 10. 03 г. «Об общих принципах организации местного самоуп-
равления в Российской Федерации», руководство КБР, под явно неуместным предлогом 
создания т.н. «межселенных» территорий, раз и навсегда лишает все балкарские села уже 
и последних остатков их летних и зимних пастбищ, сенокосных и прочих хозяйственных 
угодий, ранее обеспечивавших их практическую жизнедеятельность и, по сути, являв-
шихся основным источником существования населения. То есть, отныне будущие земле-
владения подавляющего большинства балкарских сельских муниципальных образований 
очерчены нашими законодателями в пределах территорий длиною до нескольких кило-
метров и шириною в 100-300 метров, напоминающих узкие каменные мешки, хаотично 
разбросанные в поймах рек по ущельям, на голой прибрежной гальке.
Вместе с тем, прекрасно понимая, что столь откровенная и грубая попытка 
окончательного доразграбления и фактического уничтожения этнотерриториальной 
Балкарии вряд ли вызовет «бурные восторги ее благодарного населения», ряд наших 
высокопоставленных политиканов и кучка их местных прихлебателей решили успокоить 
народ, заявляя, что «земли, изымаемые у балкарских сел, никуда не деваются и не 
улетают, а остаются в пределах районов» и т. д. и т. п.
Аи, да умники!.. Ну, конечно же, эти земли, естественно, «никуда не улетят» и ос-
танутся на месте. Весь фокус только в том, что при реализации этого закона безвозвратно 
«улетят» конституционные права их жителей (и в целом всего балкарского народа) на эти 
земли, являющиеся их исторической родиной.
Вот об этом-то упорно замалчивают и не хотят говорить все наши штатные демаго-
ги - «реформаторы», которые, к тому же, прекрасно знают, что вышеупомянутым Феде-
ральным Законом № 131 от 6. 10. 03 четко предусмотрено, что уже с 2006 года вдвое 
уменьшаются, а затем в течение последующих трех лет почти полностью прекращаются 
все федеральные и региональные дотации районам сверху.
Т. е., если учесть полное отсутствие какой бы то ни было производственной базы в 
балкарских селах, выжить и жить в дальнейшем в качестве реально самоуправляемого 
сельского административного субъекта может только то муниципальное образование, ко-
торое владеет землей и способно в будущем к полному самообеспечению.
А это значит, что все балкарские районы и села, у которых сегодня изымается их 
исконная земля, являющаяся не только их основным богатством, но и единственным ис-
точником их существования, вынуждены будут полностью «самоликвидироваться» в каче-
стве таковых уже к 2010 году, а их население должно будет рассеяться по белу свету в по-
исках пропитания.

Если кого-то из лжепатриотов и вечных «радетелей балкарского народа» не уст-
раивает подобное рассмотрение этого вопроса через национальную призму, то давайте 
рассмотрим его с сугубо административной точки зрения и зададимся всего лишь парой 
элементарных вопросов:
Что такое любой административный район?! Самый простой ответ - это 
совокупность объединенных воедино нескольких первичных (низовых) муниципальных 
образований, т.е., в первую очередь, сел с их землевладениями, населением, 
производственным и прочим потенциалом.
Что же такое район без всего этого?! Ответ столь же очевиден... Это даже не 
просто воздушный шарик, ныне «раздуваемый» нашими парламентариями на бумаге, но 
еще и шарик без оболочки, т.е. абсолютная пустота, которая и предлагается балкарскому 
народу в законодательном порядке.
Вот это и есть основная и главная задача авторов нового республиканского закона 
и иных устроителей этой очередной «административной реформы». Именно поэтому «ре-
форматоры» и пытаются успеть сегодня захватить в «законодательно»-насильственном 
порядке уже и последние клочки балкарских земель, пока здесь не стал полномасштабно 
действовать федеральный закон о местном самоуправлении, который не только де-юре, 
но и де-факто закрепит права жителей этих муниципальных образований (районов и сел) 
хотя бы на нынешние остатки их бывших административных территорий.
Откровенно цинично и наиболее жестко действия этого закона направлены на 
крупнейшие балкарские села Хасанья и Белая Речка, которые уже сегодня решено лишить 
статуса самостоятельных муниципальных образований (сел) и передать их Нальчику не 
только без законодательно предусмотренного согласования с их населением, но и откро-
венно вопреки его воле*...

Конечно, при всем этом, сегодня, ни для кого (кроме определенной кучки наших 
законодателей, преследующих конкретно поставленную пред ними цель!) не секрет, что 
данный закон КБР грубо противоречит Конституции РФ и целому ряду федеральных зако-
нов, в том числе и вышеупомянутому федеральному закону (№131 от 6.10.03г.), который 
четко предусматривает возможность создания межселенных территорий непосредственно 
самим населением или рай-администрацией и, к тому же, только в тех районах, где плот-
ность населения в 3 раза меньше среднероссийской.

Но здесь эти территории пытаются навязать нам сверху, да еще при том, что Ка-
бардино-Балкария, как это должно было бы быть хорошо известно всему ее руководству, в 
т.ч. и, в первую очередь, председателю ее парламента И. Бечелову, является не только ма-
лонаселенным, а одним из самых густонаселенных регионов России. Подобного рода «за-
конотворчество», наверное, можно объяснить либо полным правовым невежеством наших 
законодателей, либо их хроническим правовым нигилизмом, сохранившимся у них со вре-
мен так называемого «суверенного кабардино-балкарского государства», которое, являясь 
одним из самых мелких и нищих субъектов России, на 80% дотировалось Москвой, но за-
то «имело» собственное гражданство и собственное Министерство иностранных дел…
Однако, как бы там ни было, но «законодательные чудеса» наших «корифеев пра-
ва» продолжаются...
И тут надо отдать им должное. Они и только они могли додуматься до того, чтобы 
«...в целях реализации федерального закона...», откровенно и грубо нарушить этот же са-
мый закон!
В этой связи, т.е. с попыткой насильственной реализации данного закона КБР 
сверху, сегодня, все же, необходимо напомнить его авторам еще и то, что любая 
деятельность, направленная на сокращение жизненных территорий, сферы 
жизнеобеспечения или отдельных источников существования определенной группы лиц 
(населения), по тем или иным признакам классифицируется международным правом как 
геноцид, т.е. преступление против человечности.
А ведь ситуация сегодня такова, что балкарский народ в законодательном порядке 
ставится руководством КБР именно в подобные условия, и это, надо отметить, чревато 
последствиями...
В то же самое время, прекрасно осознавая суть всего происходящего, в т.ч. и ис-
тинное предназначение этого «драконовского» закона, столь многоопытный политик и 
руководитель высокого ранга Х. Бердов выразил ряд претензий и сомнений относительно 
правомерности действий жителей Хасаньи, отказавшихся добровольно стать придатком 
Нальчика, и предположил, что глава администрации Хасаньи преследует какие-то свои 
цели, имеющие политическую подоплеку.
Что же в этом удивительного, уважаемый Хазратали Александрович?!
Если законно избранная администрация нашего села, выражая волю абсолютного 
большинства его жителей, в самой демократической форме защищает их конституцион-
ные интересы, то это, естественно, еще и политика. Разве секрет, тем более для человека 
вашего уровня, что любая деятельность, направленная на реализацию закона есть полити-
ка, т.к. любой закон страны, в т.ч. и ее Конституция, есть не что иное, как составная часть 
ее государственной политики.
И слава Богу, если наша администрация умеет грамотно апеллировать 
действующими законами РФ и не обманула наших надежд.
Но если подобное юридическое толкование ее деятельности для кого-то не-
понятно, то мы попытаемся объяснить это на бытовом уровне.
Все т. н. «политические» и прочие «подоплеки» в действиях руководства Хасаньи 
и его жителей обоснованы, в первую очередь, тем, что даже на бытовом крестьянском 
уровне они прекрасно понимают, что лучше иметь пусть небольшое и даже не очень 
богатое, но собственное подворье, где они являются истинными хозяевами, чем оказаться 
бесправным жильцом городского общежития только потому, что там есть асфальт!
Во-вторых. Сегодня для нас уже стало предельно ясно, почему республиканские и 
нальчикские городские власти так упорно противостояли на последних выборах в 
местные Советы против избрания нынешнего главы администрации Хасаньи и дошли до 
того, что «признали недействительными» итоги первых, легитимно проведенных выборов 
и назначили новые уже после проведения организационной сессии Совета местного 
самоуправления и фактического избрания его председателя.
Похоже, что нынешний закон КБР готовился втайне и давно, и в Хасанье нужен 
был не инициативный и грамотный председатель Совета, способный принимать собствен-
ные решения и защищать законные интересы жителей, а «мальчик на побегушках», 
который по первому телефонному звонку «сверху» подписал бы любые документы в части 
ликвидации самостоятельного статуса этого села и его беспрекословной передачи 
Нальчику.
Вот это и есть, сегодня, для нас самая простая и наглядная, доходчивая и 
убедительная политика!
Именно поэтому, еще до публикации вышеупомянутого закона КБР (1. 03. 05 г.), 
под общим заявлением о намерении сохранить прежний статус Хасаньинского сельского 
Совета местного самоуправления подписалось свыше 3000 жителей этого села (с 
указанием всех их паспортных данных). И вряд ли даже «всемогущему» Парламенту и 
Правительству КБР удастся проигнорировать столь откровенное и легитимное во-
леизъявление народа...
При всем этом странно, что в своем интервью Х. Бердов так и не привел (или не 
смог привести?) ни одного конкретного положительного фактора, в силу которого жители 
Хасаньи (а равно и Белой Речки) отказались бы от собственного сельского самоуправле-
ния и решили бы в качестве придатка войти в состав Нальчика.
Но зато уважаемый Хазратали Александрович, спасибо ему за это, не скрывая ожи-
даемых реалий, откровенно рассказал о том, что может выиграть Нальчик, если эти села 
будут включены в его состав. У города будет более высокий социальный статус, увеличит-
ся его финансирование, вырастут чиновничьи штаты и их зарплаты. И, наконец, самое 
главное – городская администрация получит полное право безраздельного и по 
собственному усмотрению распоряжения их землями.
Ведь не зря же, уже сегодня, г-н Бердов заявляет: «...что землей должны быть на-
делены нуждающиеся, имеющие возможность вести строительство. А отдать, чтобы 
она потом годами прорастала сорняком, зачем? Возможность получить землю под 
строительство имеют нуждающиеся одинаково что в Хасанье, что в Нальчике».

Т.е. жители Хасаньи и Белой Речки, годами стоявшие в очереди на получение 
участка земли в собственном селе, должны избавиться от всяких иллюзий по этому 
поводу. Следуя новопровозглашаемой политике, в первую очередь землю могут, «а потому 
и должны!» получить (купить) или арендовать нефтяные и водочные короли, табачные и 
фармацевтические «самопальщики», рыночные и прочие дельцы и, конечно же, 
создавшие всю эту подпольную и полуподпольную криминальную империю и 
«крышующие» ей государственные чиновники, скопившие огромные состояния на взятках 
и распродаже национального достояния республики.
(Справедливости ради, необходимо отметить, что недели через три после выше-
упомянутого интервью Бердова, выступая с очередным ежегодным посланием на заседа-
нии законодательного собрания КВР, не кто иной, как сам Президент В. Коков, 
назвавший этот процесс «своеобразной и благословенной молитвой во имя немалых 
деяний, намеченных на предстоящий год во благо собственного народа», обещал 
«...нанести жесточайший удар по коррупции, масштабы которой сегодня - уже грозящая 
катастрофа для будущего республики...» и, обращаясь к парламентариям, подчеркнул: «Не 
обессудьте - это так!». См. «Газету Юга» №15 за 14.04.05 г. Ред.)
Что касается перечисленных в интервью градоначальника социальных «угроз», то 
следует подчеркнуть, что системы местного здравоохранения, образования, коммуналь-
ных и прочих услуг являются всего лишь частью единой федеральной системы, впрочем, 
как и сама КБР.
И все же, отбросив банальности типа передачи Хасаньи и Белой Речки под юрис-
дикцию Къашхатау и т.д. и т.п., т.к. при реализации ФЗ №1107-1 от 26.04.91г. любое из 
этих сел само может стать центром Холамо-Бызынгийского района, особо подчеркнем 
два момента из этого интервью.
Во-первых, и относительно хасаньинской больницы, которая является одним из тех 
немногих объектов (для перечисления которых достаточно пальцев одной руки!), реально 
построенных на целевые федеральные средства, выделенные из российского бюджета на 
социально-экономическое развитие балкарского народа, то следует отметить, что она 
«проплачена» ценою крови и жизней многих тысяч наших фронтовиков и безвинно 
уничтоженных в годы депортации собратьев...
Во-вторых, и что касается системы образования.
Кто сказал, что в Хасанье или Белой Речке уровень преподавания и качество 
получаемого образования должны быть непременно ниже, чем в Нальчике, до центра 
которого из этих сел можно доехать за 10-15 минут?
Интереса ради, составьте список всех, без исключения, более или менее значимых 
административно-хозяйственных чиновников республики и попробуйте выяснить, сколь-
ко из них окончили не только нальчикскую, но и, вообще, городскую школу?
Таковых окажется не более трети этого списка. Но, как может свидетельствовать 
тот же список, остальные тоже устроились в этой жизни совсем неплохо.
Кроме того, вся эта система запугивания и перечень применяемых при этом аргу-
ментов стали приобретать уже трагикомичный характер.
Дело в том, что еще 11 лет назад, осенью 1994 г., предшественник Бердова (Абро-
ков) и спикер Парламента КБР Жабоев, слово в слово перечисляя все те же самые 
аргументы, «уговаривали» жителей тогда еще пригородных поселков Хасанья и Белая 
Речка и требовали их проголосовать против восстановления Холамо-Бызынгиевского 
района. Более того, в случае выполнения их (по сути противозаконных и аморальных!) 
требований и срыва восстановления этого района они обещали в качестве «пряника» 
придать этим поселкам статус самоуправляемых селений и полчаса разъясняли со-
бравшимся, какое это счастье быть жителем подобного села. Сегодня, дословно используя 
все те же самые «аргументы», глава администрации Нальчика требует у жителей Хасаньи 
и Белой Речки прямо противоположного.
Где же элементарная логика во всей этой многолетней и грязной политической 
возне? Или местные власти уже окончательно восприняли народ за некое бессловесное и 
неразумное существо, которым можно бесконечно манипулировать по собственному ус-
мотрению?!
Но более всего в интервью Бердова нас поразило другое. Странно, что человек 
столь высокого официального уровня (к тому же бывший депутат Парламента КБР, т.е. 
законодатель) в качестве своего первого и самого главного аргумента в части необходи-
мости передачи Хасаньи Нальчику заявляет: «Хочу подчеркнуть, что Хасанья не сегодня 
вошла в город. 26 июля 1944 года Хасанья вошла в Нальчикский район и была названа по-
селком Пригородный...»
Да, уважаемый Хазратали Александрович, было такое дело!
Но Вы почему-то «забыли подчеркнуть» еще и тот факт, что для этого четырьмя 
месяцами раньше, т.е. 8 марта 1944 года, пришлось «навечно» депортировать в Сибирь, 
Среднюю Азию и Казахстан не только всех жителей Хасаньи, но и весь балкарский народ. 
И, что только спустя месяц после этого очередного варварского акта геноцида, Указом 
ПВС СССР Кабардино-Балкария была переименована в Кабардинскую АССР, которой и 
досталось свыше 90% балкарских земель. Но и тогда, как Вам это хорошо известно, около 
10% территорий Балкарии, а точнее все Приэльбрусье (которое в течение всех последних 
10 лет пытаются отнять у балкарского народа, то якобы для «градостроительства», то в 
качестве «охотничьих угодий Атажукина»), тем же указом были переданы Грузии. Т.е. 
Вам еще следовало бы четко разъяснить читателям, что именно после столь трагических 
событий Хасанья стала Пригородным, Кёнделен - Комсомольским, Лашкута - Заречным, 
Быллым - Угольным, Верхний Баксан - Бухаидзе, а Эльбрус -Ял бузи.
К сожалению, так было по всей опустевшей Балкарии...
И если исходить из ваших, шестидесятилетней давности, «правовых» аргументов, 
то как быть со всем этим сегодня?!..
То есть, кому же теперь «балкарцы должны отдать все Приэльбрусье от Чегема до 
Карачая?!»...
Жаль, что у нас до сих пор есть высокопоставленные государственные чиновники, 
со всех трибун и публично разглагольствующие о «единой и неделимой, братской и рай-
ской Кабардино-Балкарии» и в то же время откровенно пытающиеся заставить жить насе-
ление этой двухсубъектной и многонациональной республики не в XXI веке, а по законам 
бывшей Кабардинской АССР, противоправно созданной сталинско-кумеховским 
режимом и просуществовавшей с 8.04.44 по 9.01.57 г.
И, наконец, еще об одном, очень характерном здесь, местном нововведении в 
области государственного строительства.
Рассказывая о своем видении будущего, Х.Бердов преподнес весьма странное и 
даже жутковатое объяснение по поводу предполагаемой административно-
территориальной реформы Нальчика, заявив: «...будет создано три округа, на которые го-
род территориально разделится по принципу трех ОВД».
Но, уважаемый Хазратали Александрович, во всем цивилизованном мире вначале 
все-таки создается административно-территориальное образование и только лишь затем 
его полицейский участок, а не наоборот!
Судя же по предварительному созданию трех ОВД Нальчика, ныне предложенная 
нам административно-территориальная реформа республики готовилась давно и по новой 
методе. Однако, если следовать ей, то можно дойти и до того, что вскоре здесь и вовсе не 
понадобится какая-либо, в т.ч. и нальчикская, гражданская администрация, а всю тер-
риторию республики нужно будет разбить на «зоны» того или иного ОВД или РОВД. (К 
тому же, исходя из.опыта ГУЛАГа, надо подчеркнуть, что это и на самом деле принесет 
весьма огромную экономию государству по статье административных расходов.)
Хотя чего греха таить! Уже с начала 90-х годов вся наша республика, и в первую 
очередь ее балкарские районы и населенные пункты, обложенные стационарными 
блокпостами и измученные постоянными вооруженными рейдами милиции и чинимым 
при этом произволом, давно уже напоминают одну «единую и неделимую, братскую и 
райскую» «зону» МВД КБР...
Разве для кого-то здесь секрет, что репрессированный сталинским режимом, но до 
сих пор фактически так и не реабилитированный, «благодаря» жесткому и откровенному 
противостоянию руководства КБР, балкарский народ «бежит» не из собственной родины, 
ныне именуемой Кабардино-Балкарией, не, тем более, от кабардинского, русского или 
еще какого-то другого народа этой республики, с которыми он сотни лет 
добрососедствуют, а от той драконовской системы, которая откровенно и планомерно 
ведет его к полному этнотерри-ториальному уничтожению?!
Поэтому именно ваша фраза, которой мы и начали свое письмо, как нельзя лучше 
подтверждает выше изложенное нами, достаточно просто и емко характеризуя все реаль-
ное бытие не только Хасаньи, но и всего балкарского народа и определяя истинную при-
чину его намерений в части самоопределения и самоуправления. 

Жители селения Хасанья 12 подписей, апрель 2005 г.

* Пытаясь защитить свои конституционные права в рамках действующего Федерального законода-
тельства и в пределах своих полномочий органы власти с. Хасанья назначили свой (местный) референдум, 
чтобы на основании волеизъявления народа закрепить свой самостоятельный статус, но с подачи прокура-
туры суд признал подобное решение неправомерным.
Жаль, но наша прокуратура, впрочем как и МВД и судебная система, призванные обеспечивать 
соблюдение законности, давно уже превратилась а инструмент политической борьбы в руках у властвующих. 
(Ред.)




IV. Извинение хуже проступка

Прочитал в «Газете Юга» № 313(578) от 31. 03. 05 г. заметку О.Гусейнова «Пора 
смыть клеймо предателя», и появилось такое ощущение, что нас вновь, и как всегда, «с 
самыми благими намерения-ми» и «ненароком»облили грязью, пообещав при этом, «что 
в преддверии 60-летия Победы» российское руководство непременно «смоет» ее с нас...
Чтобы раз и навсегда прекратить этот многолетний поток крокодиловых слез, по-
сле которых обычно начинается выпрашивание очередных федеральных денег на столь же 
очередное «облагодетельствование» репрессированного балкарского народа, хочу напом-
нить о том, что еще 2.5 тысяч лет назад Конфуций заявил, что «трудно поймать в темной 
комнате черную кошку, особенно, если ее там нет».
Поэтому вряд ли стоит заниматься столь бесполезным трудом сегодня, да еще при-
давая этому «великозначимость».
Т. е. балкарский народ, только за три первые года войны отправивший на защиту 
Родины свыше четверти всей своей численности и давший этой республике первого Героя 
Советского Союза, да еще приложивший немало усилий для получения ею четырех своих 
трудовых орденов, никогда и ни перед кем себя еще не запятнал.
Более того и к их чести, сегодня уже документально известно, что только балкар-
цы и карачаевцы не имели своих этнических подразделений в составе Вермахта, а потому 
они в «отмывании» не нуждаются.
Но, если кто-то, когда-то и почему-то оклеветал, депортировал и ограбил балкар-
ский народ, то это уже его проблемы, так как это ему сегодня необходимо принести свои 
публичные покаяния и смыть с себя клеймо клеветника, палача и грабителя.
Поэтому все, что касается очередных «благородных попыток и намерений» в части 
убеждения В.Путина в том, что балкарский народ не является предателем, это рав-
носильно тому, что пытаться разъяснить ученому астроному о том, что Земля вертится.
Дело в том, что не только нынешнему руководству России, но и руководству СССР, 
еще 60 лет назад было великолепно известно о том, что ни балкарский, ни десяток других 
депортированных советских народов не были предателями, как не были «врагами народа» 
и те миллионы безвинных жертв сталинских репрессий.
Об этом, как долго нас уверяли их последователи, «не знал» всего лишь десяток 
секретарей обкомов и крайкомов (в т. ч. и секретарь Каббалкобкома З. Кумехов), в 40-е 
годы писавших свои грязные политические доносы на имя двух главных «незнаек» страны 
Сталина и Берии с просьбой о тотальной депортации этих народов.
Но, «как это ни странно!», об этом знал весь цивилизованный мир, еще в 1948 году 
оценивший все эти злодеяния как геноцид, т.е. преступление против всего человечества, и 
даже принявший по этому поводу соответствующую Конвенцию ООН. Более того, целых 
полвека назад об этом заявил с трибуны XX съезда КПСС некто иной, как глава Советско-
го государства Н. С. Хрущев.
Затем были Декларация ВС СССР и Закон РСФСР от 26.04.91 г., давшие 
соответствующие политические и правовые оценки всем этим варварским деяниям.
И наконец, надо отдать должное первому Президенту России Б. Ельцину, не только 
высказавшему свое собственное мнение, но и имевшему мужество в марте 1994 года при-
нести от имени государства публичные извинения репрессированному балкарскому народу.
Уж после всего-то этого вряд ли сегодня стоит столь шумно, считать « един-
ственным вариантом и реальной причиной возвращения сегодня к обсуждению темы о 
т.н. «этническом предательстве» и «врагах народа» (как известно, закончившейся 
массовыми репрессиями и геноцидом народов) может быть только необходимость созда-
ния международного трибунала для проведения, подобного Нюрнбергскому, публичного 
судебного процесса как над системой, свершившей эти злодеяния, так и над всеми ее 
большими и малыми лидерами, живыми и мертвыми.
Ну, а Президенту России накануне столь знаменательной даты, наверное, надо бы-
ло докладывать о другом и, в первую очередь о том, что, несмотря на множество зако-
нодательных актов, принятых как на союзном, так и на федеральном уровнях, начиная с 9 
января 1957 года, репрессированный балкарский народ, по сей день так и 
нереабилитирован в должной мере, как это предусмотрено действующим уже в течение 14 
лет Федеральным Законом «О реабилитации репрессированных народов».
Что касается упомянутой в заметке встречи с Владимиром Путиным, то, кроме все-
го прочего, в беседе с ним особо стоило подчеркнуть тот факт, что так и не вос-
становленный в течение полувека в своих прежних территориальных правах (существо-
вавших даже при Сталине!) балкарский народ сегодня оказался полностью бесправным в 
части распоряжения своим главным национальным достоянием (землей) и лишенным не 
только своих основных политических прав, в т.ч. на реальное местное самоуправление, но 
и элементарных гражданских прав, вплоть до права избирательного, гарантированного 
Конституцией Российской Федерации.
Что в результате подобного рода полувековых «благодеяний» руководства респуб-
лики трудолюбивый балкарский народ, выживший даже в депортации, доведен сегодня на 
родине до экономической нищеты и всехопережающей в России смертности, достигшей 
290%-ного уровня, что охарактеризовано учеными как национальное бедствие.
И наконец. Президенту страны надо было детально доложить и о новом антибал-
карском законе КБР от 27.02.05 г. «О статусе и границах муниципальных образований в 
Кабардино-Балкарской Республике», который в насильственном порядке, т. е. вопреки 
воле их населения, передает крупнейшие балкарские села Хасанья и Белая Речка 
Нальчику, а вместо ожидаемой в течение 14 лет полной реабилитации репрессированного 
балкарского народа законодательно лишает его даже последних остатков этнической 
территории, которые не успели отнять у него в 1998 и 2002 гг.
При этом Владимиру Путину надо было четко и внятно показать на карте, как ру-
ководство КБР, неправомерно ссылаясь на Федеральный Закон «Об основных принципах 
местного самоуправления в Российской Федерации'' от 06. 10. 2003 г., откровенно и 
грубо искажая предусмотренный в нем принцип образования т.н. межселенных террито-
рий, пытается загнать балкарский народ в некие этнические резервации, в которых 
балкарцам и предлагается «полное местное самоуправление», то бишь полное само-
обеспечение, т. к. в ближайшие несколько лет федеральные и региональные дотации рай-
онам прекратятся совсем.
Столь реальная, обстоятельная и объективная информация с мест была бы гораздо 
интересней для главы государства и более полезней для балкарского народа, в очередной 
раз насильственно загнанного в тупик региональными органами власти.

Наш. корр. 05. 04. 05 г.




V. Есть такое мнение…

Президенту Кабардино-Балкарской Республики
В. М. Кокову

Председателю Правительства Кабардино-Балкарской Республики
Г. С. Губину

Председателю Парламента Кабардино-Балкарской Республики
И. Б. Бечелову


ОБРАЩЕНИЕ
глав администраций балкарских сел,
Кабардино-Балкарского регионального отделения
политической партии «Евразийский Союз» и
Центрального Совета Республиканской: общественной
организации балкарского народа «План»
по вопросу принятия закона КБР
«О статусе и границах муниципальных образований
в Кабардино-Балкарской Республике»
Обсудив основные положения закона «О статусе и границах муниципальных обра-
зований в Кабардино-Балкарской Республике», принятого Парламентом КБР 02.03.2005 г., 
главы администраций балкарских сел, Политсовет Кабардино-Балкарского регионального 
отделения политической партии 'Евразийский Союз» и Центральный Совет 
Республиканской общественной организации балкарского народа «Алан», выражая волю 
населенных пунктов, вынуждены обратиться с заявлением:
«Закон «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-
Балкарской Республике» нарушает конституционные права граждан и не соответст-
вует требованиям Федерального закона Российской Федерации от 6.10.2003г. №131 -
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ущемляет жиз-
ненные интересы балкарского народа».
1. Этот закон предусматривает наличие в КБР обширных межселенных территорий, 
в то время как Федеральный закон Российской Федерации от 6.10.2003 г. №131-ФЗ 
гласит: «территории субъекта РФ, за исключением территорий с низкой плотностью 
населения, разграничиваются между поселениями» (пункт 1 части 1 статьи М).
В п. З статьи 1 закона№131-ФЗ дано определение: «к территориям с низкой плот-
ностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных 
районов в субъектах РФ, плотность населения сельских поселений в которых более чем в 
три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в РФ».
Исходя из этого определения, территория Кабардино-Балкарии в целом и террито-
рии муниципальных районов республики, в том числе, не могут быть отнесены к катего-
рии «территорий с низкой плотностью населения».
Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 25. 05. 2005 г. № 707-Р террито-
рия КБР относится к территории с высокой плотностью населения.
Следовательно, отнесение обширных территорий КБР к межселенным не право-
мочно, что подтверждается заключением правового управления Аппарата Парламента 
КБР.
2. Межселенные территории выделены в основном на этнической территории бал-
карского народа: в Черекском и Эльбрусском районах, а также в горной части 
Чегемского, Зольского и Лескенского районов.
Это является целенаправленной попыткой отчуждения основной части территории 
одного из коренных субъектообразующих народов Кабардино-Балкарской Республики и 
напоминает события 1944 г., когда балкарский народ был вероломно депортирован, а тер-
ритории, которые вновь пытаются отобрать под видом «межселенных», были переданы 
Грузии. Здесь уместно напомнить, что без реабилитации балкарского народа и его воз-
вращения на историческую родину эти территории сейчас принадлежали бы другому го-
сударству.
3. По закону «О статусе и границах муниципальных образований в КБР» балкар-
ским поселениям выделяются территории населенных пунктов и узкие речные долины 
(ширина которых не превышает 100 м) и отторгаются плато, пригодные для сенокосов и 
пастбищ, а также территории с рекреационными ресурсами.
Таким образом, эти поселения лишаются ареала жизнедеятельности, лишаются 
перспектив развития, не могут быть самодостаточными и законодательно обрекаются на 
вечную нищету и деградацию без возможности осуществлять какую-либо хозяйственную 
деятельность.
Основным источником существования балкарского народа, живущего в горах, как и 
у других горских народов, являлось и является животноводство. Лишая исконных пастбищ 
и сенокосных угодий, закон «О статусе и границах муниципальных образований в КБР» 
лишает балкарский народ основного источника существования.
4. Закон «О статусе и границах муниципальных образований в КБР» приводит к 
сокращению территории балкарских поселений в десятки раз по сравнению с тем, что они 
располагали на момент депортации в 1944 г.
Приведем цитату из «Справки о состоянии балкарских районов КБАССР» от 
23.02.1944г., №1/63, представленной наркому ВД СССР Берия Л. П. секретарем обкома 
ВКП(б), наркомом внутренних дел и наркомом госбезопасности Кабардино-Балкарской 
АССР:
«Всего балкарцев - 40909 человек. Балкария расположена в ущельях Главного Кав-
казского хребта. В административном порядке распределяется на 4 района: Эльбрус-
ский, Чегемский, Черекский и Хуламо-Безенгиевский. Площадь земли Балкарии составля-
ет: - 503064 га. из них:
пахотоспособной - 4755 га
сенокосных угодий - 56442 га
выпасных земель - 165697 га
лесных массивов - 97669 га
огороды и сады - 479 га
горы, хребты и проч. - 181022 га.
На одного жителя балкарских районов приходится земли: всего 12.95 га, из них 
пашни – 0,26 га, сенокосной – 1,36 га, выпасной – 4,42 га, лес – 2,45 га, др. – 4,46 га.
В связи с недостатком земли и пастбищ в самой Балкарии, балкарским районам 
дополнительно дана для использования земля Курских, Нагорных и Зольских пастбищ... 
Всего 26769, из них пашни 6281 га».

Далее в этой «Справке», послужившей основанием для депортации балкарского 
народа, детально расписано, сколько и какой земли имели балкарские поселения в 
разрезе по каждому населенному пункту и району.
Таким образом, балкарский народ владел территорией около 530 тысяч га. 
Сегодня, когда численность народа и плотность населения в 3 раза больше, чем в 1944 г., 
законодатели и руководители КБР сокращают территорию жизнедеятельности 
балкарского народа в десятки раз.
5,Большая часть «межселенных территорий КБР», где сосредоточены основные па-
стбища и сенокосные угодья на территории Эльбрусского, Зольского и Черекского рай-
онов, передается так называемым ГУП «Хай-маша», «Аурсентх» и «Черек». Это ведет к 
отторжению этих угодий от местных хозяйствующих субъектов и созданию кормушки для 
чиновников из Нальчика.
Если эти ГУП столь необходимы, то почему они не создаются в районах и поселе-
ниях, которым нужно вернуть эти земли. Кому не очевидно, что на этих землях целесооб-
разно работать местным жителям, а не «варягам», которые больше калечат пастбища, чем 
приносят пользу республике. Как в этих условиях решать проблемы почти поголовной 
безработицы и материального обеспечения людей в горных поселениях? Неужели не ясно, 
что это может привести к социальному взрыву с непредсказуемыми последствиями.
6. Села Хасанья и Белая Речка отнесены к городу Нальчику и лишаются местного 
самоуправления. Почему это делается вопреки Конституции РФ и Конституции КБР {п.2 
статьи 129) вопреки желанию жителей и администрации этих сел, которые свое катего-
рическое возражение представили в Парламент КБР и администрацию г. Нальчика в виде 
решений схода села Хасанья и решений Советов местного самоуправления этих сел.
Это является грубым нарушением закона РФ №131 -ФЗ и лишает возможности 
восстановления незаконно ликвидированного Хуламо-Безенгиевского района, что, в свою 
очередь, попирает до сих пор неисполненный закон РФ «О реабилитации репрессирован-
ных народов» от 26.04.1996 г. (статьи 3 и 6 о национально-территориальной реабилита-
ции репрессированных народов).
Возникает ряд и других вопросов;
A) Кому выгодно большую часть территории Балкарии выделять в «межселенные 
(точнее бесхозные) территории»? Ответ ясен - чиновникам, которые планируют привати-
зировать эти территории.
Б) Как мог Парламент КБР принять такой антиконституционный и про-
тиворечащий Российскому законодательству закон вопреки возражению балкарской депу-
татской группы? Ответ опять простой: мнение балкарской депутатской группы ничего не 
значит. Она в подавляющем меньшинстве и отстоять интересы своих избирателей не в 
состоянии. Почему не решается (неоднократно поставленный балкарской 
общественностью) вопрос предоставления права ВЕТО балкарской депутатской группе 
при решении таких жизненно важных вопросов. Какая же тогда двухсубъектная 
республика, если один из субъектов лишают всего (например, приватизация обошла 
балкарский народ стороной), а он ничего не может с этим поделать?
В недалеком прошлом была принята Конституций КБР, противоречащая Консти-
туции РФ. Пришлось привести в соответствие. Сейчас принимается закон, который опять 
противоречит законодательству Российской Федерации.
B) Почему в последнее время проявляется такая активность и энергичные действия 
по ущемлению интересов балкарского народа:
- Предпринимаются неоднократные попытки преобразования Приэльбрусья с насе-
лением в 5 тыс. человек в город республиканского подчинения с населением 30-50 тысяч, 
практически растворив местных жителей среди приезжих и лишив балкарский народ час-
ти своей территории.
- Делается попытка передать на 49 лет 409 тыс. га этнической территории балкар-
ского народа Нальчикскому охотхозяйству под предлогом защиты животного мира.
- Созданы вышеупомянутые ГУП «Хаймаша», «Аурсентх» и «Черек».
- Изобретаются и другие методы изъятия этнической территории Балкарии.
- Без проволочек восстановлен Лескенский район с созданием более 1000 бюджет-
ных рабочих мест, а Чегемский и Хуламо-Безенгиевский районы, ликвидированные при 
незаконной депортации балкарского народа, не восстанавливаются вопреки требованиям 
закона РФ «О реабилитации репрессированных народов».
- Ведется неприкрытая информационная война в средствах массовой информации, 
осуществляются силовые акции устрашения жителей балкарских населенных пунктов и 
давление на глав местного самоуправления, выполняющих волю своих избирателей, ис-
пользуя силовые структуры, в которых нет ни одного балкарского руководителя.
Исходя из изложенного, главы администраций балкарских поселений, Политсовет 
Кабардино-Балкарского регионального отделения политической партии 'Евразийский Со-
юз» и Центральный Совет Республиканской общественной организации балкарского на-
рода «Алан» предлагают:
1. Отменить антиконституционный и противоречащий законодательству Россий-
ской Федерации закон «О статусе и границах муниципальных образований в КБР» и при-
нять этот законодательный акт, откорректированный в строгом соответствии со статьями 
11,13 и 85 закона Российской Федерации №131 -ФЗ, упразднив межселенные территории.
2. Отменить незаконное решение о присоединении сел Хасанья и Белая Речка к 
городу Нальчику и ликвидацию их местного самоуправления, как противоречащее 
статьям 11 и 13закона Российской Федерации№131-ФЗ.
3. В соответствии с законом «О реабилитации репрессированных народов» от 26. 
04. 1996 г. (статьи 3 и 6} восстановить Чегемский и Хуламо-Безенгиевский районы, лик-
видированные в результате политической репрессии по национальному признаку, в ранее 
существовавших границах.
4. Остановить информационную войну в СМИ, акции запугивания и непрерывную 
череду действий по ущемлению жизненных интересов балкарского народа, продолжение 
которых может, безусловно, привести к обострению обстановки в республике,
Наше обращение никоим образом не ущемляет интересы и права других народов, 
проживающих в единой Кабардино-Балкарии, и направлено на восстановление справед-
ливости и укрепления братских отношений межнационального согласия в республике. 
В случае отказа от справедливого решения этих проблем, волнующих балкарский 
народ, мы будем вынуждены обратиться в окружные и федеральные законодательные и 
исполнительные органы. 
С уважением, главы администраций 

Это обращение подписано главами администраций: Безенги (М. Рахаев), Верх-
ний Баксан (Р. Хаджиев), Хасанья (А. Зокаев), Бабугент (Р.Мокаев), Кашхатау (А. Ажо-
ев), Эльбрус (У. Курданов), Кара-Суу (И. Толгуров), Белая Речка (А. Чабдаров), Верхняя 
Жемтала (Х. Уянаев), Былым (Атакуев), Бедык (М. Мирзоев), Хабаз (Б. Мутчаев), Лаш-
кута (Э. Малкаров), Яникой (3. Газаев), Верхняя Балкария (X. Байсиев), Ташлы-Тала (И. 
Таукенов), Нижний Чегем (А. Сарбашев), Кёнделен (М. Отаров), Тырныауз (Б. Гызыев), а 
также руководителями двух общественно-политических организаций (М. Газаев и С. 
Беппаев).

После появления в свет этого документа и предания его огласке почему-то именно 
нам, и в массовом порядке, стали задавать вопросы жители всех без исключения балкар-
ских сел: «А где были в столь ответственный для народа день главы других администра-
ций?!», «Почему на документе нет их подписей в защиту законных интересов своего на-
рода?!» и т. д. и т. п.
Уважаемые авторы этих вопросов!
Сегодня нам известно, что главы Эльбрусской и Черекской райадминистраций на-
ходились в это время на совещании в Терском районе и объективно не могли принять уча-
стие в данном собрании.
Что касается нескольких глав администраций балкарских сел (Герпегеж, Хушто-
Сырт, Булунгу, Жанхотеко, Кичмалка, Новая Балкария), чьи подписи отсутствуют на дан-
ном документе, то вы, и только вы вправе и можете спросить у них об этом в собственном 
селе, т. к. именно вы их избрали депутатами и главами.
И каждый из них обязан ответить вам по существу.



VI.

Федеральное Собрание Российской Федерации
Государственная Дума
Комитет по вопросам местного самоуправления
20 апреля 2005 г.
На № 51 от 06.04.2005 г. № 3.20-30/105
Главе администрации поселения
Эльбрус Эльбрусского района 
Кабардино-Балкарской Республики
У. Д. Курданову
361603, Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский район, с. Эльбрус

Уважаемый Узеир Дахирович!
На Ваше обращение в Комитет Государственной Думы по вопросам местного са-
моуправления сообщаем следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об общих 
принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» (№131 -ФЗ 
от 06.10.2003, далее - Федеральный закон) территория Кабардино-Балкарской Республики 
должна быть разграничена между сельскими и городскими поселениями, которые 
должны входить в состав муниципальных районов. При этом в муниципальных районах 
Кабардино-Балкарской Республики не могут предусматриваться межселенные 
территории, так как в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Феде-
рации от 25 мая 2004 г. №707-р территория Республики отнесена к территориям с 
высокой плотностью сельского населения.
В связи с изложенным Закон Кабардино-Балкарской Республики №13-Р3 от 27. 02. 
2005 года «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской 
Республике» должен быть приведен в соответствие с указанными положениями Феде-
рального закона.
Дополнительно сообщаем, что Комитет Государственной Думы по вопросам мест-
ного самоуправления рекомендует субъектам Российской Федерации формировать терри-
тории муниципальных образований и устанавливать их границы в соответствии со сло-
жившимся административно-территориальным делением.

Председатель Комитета B. C. Мокрый




VII.РЕЗОЛЮЦИЯ 2005-02
«О положении репрессированного балкарского народа 
в Кабардино-Балкарской Республике»

Конгресс ФСЕНМ вновь напоминает о том, что на съезде своих полномочных 
представителей и при проведении национального референдума (в1991 году) репрессиро-
ванный балкарский народ заявил о своем намерении установить национально-
территориальную автономию в составе Российской Федерации.
Такое волеизъявление всего народа в полной мере соответствует международным 
правовым нормам и предусмотрено в Конституции Российской Федерации.
Тем не менее, из-за неприкрытого противостояния кабардино-балкарских властей 
этому процессу, проблема самоопределения и автономии балкарского народа законода-
тельно не решена, соответственно, не реализован и закон Российской Федерации от 26 
апреля 1991 года '0 реабилитации репрессированных народов'. В результате.остаются 
неисполненными важнейшие положения этого закона о восстановлении админи-
стративных регионов Балкарии, ликвидированных по приказу Сталина в 1944 году.
Более того, ссылаясь на различные административно-структурные преобразования, 
власти Кабардино-Балкарской Республики пытаются захватить балкарские земли и ликви-
дировать отдельные балкарские селения, тем самым открыто лишая балкарский народ 
возможности местного самоуправления - права, гарантированного Конституцией Россий-
ской Федерации.
В связи с этим конгресс ФСЕНМ обращается к властям Российской Федерации с 
предложением предоставить репрессированному балкарскому народу предусмотренную 
законом возможность самоопределения и самоуправления в составе Российской Федера-
ции. Одновременно с этим конгресс ФСЕНМ обращается к Совету Европы с просьбой 
оказать содействие этому демократическому процессу.

Настоящая Резолюция принята 50-м конгрессом Федеративного Союза нацио-
нальных меньшинств Европы (ФСЕНМ) 7 мая 2005 г. в г. Бухаресте (Румыния).

Рейтинг@Mail.ru 
Сайт управляется системой uCoz