на главную сайта   архивные номера газеты "Балкария"  1999-2004г

" БАЛКАРИЯ " 
ИЮЛЬ 2005г. №3 (17)
. +  первая часть номера , номер 2(16)-2005г
Специальный выпуск
Независимая общественно-политическая газета РФ.

Историческая справка.
(Перепечатано с небольшими сокращениями из газеты "ТЕРЕ" за март 1993 года, №24)


Народ и Время
Проблемы Балкарии на фоне концепций о национально- государственном переустройстве республики.


I. Исторический аспект. Проблемы.
Балкарцы являются одним из наиболее древних народов Кавказа. Об этом неопровержимо свидетельствуют как их принадлежность к кавкасионскому антропологическому типу, так и материальная и духовная культура, данные археологии, топонимики, гидронимики и письменные источники.
Важную роль в их этногенезе сыграли автохтонные племена, носители кобанской культуры эпохи бронзы. Основу формирования карачаево-балкарского составили болгары и аланы (асы).
Уже во фрагменте работы сирийского историка Мар-Абас-Котины, сохранившемся в книге древнеармянского историка Моисея Хоренского "История Армении", говорится о переселении болгар с Северного Кавказа в пределы Армении, происшедшим во II веке до н.э. Сам Моисей Хоренский, живший в 7 веке, писал: "Большие смуты возникли в цепи великой горы Кавказской, в земле булгар".
Как этнос карачаево-балкарцы сформировались в предмонгольское время на равнинной части Центрального Кавказа. Оттесненные в горные ущелья в результате нашествия монголов, войск среднеазиатского эмира Тамерлана, а позднее и адыгских племен, карачаево-балкарцы сохранили единые язык, религию, культуру, традиции и обычаи, национальную независимость с институтами самоуправления. 
Иоганн Шильтбергер, который в начале XV века лично побывал на территории нынешней Кабардино-Балкарии, отметил здесь только тюркоязычное население. В другом месте своей работы, упоминая черкесов, он писал: "....страна их на побережье Черного моря... они говорят на особенном языке".
Подлинной катастрофой для карачаево-балкарцев явилось нашествие среднеазиатского эмира Тамерлана в конце 14 века. Равнинное население было большей частью уничтожено или уведено в плен. Период формирования территории Кабарды совпадает со временем, когда местное население после погромов Тамерлана не могло эффективно противодействовать экспансии части адыгов (кабардинцев).
Продвижение кабардинской этнической границы на юг и оттеснение балкарцев в горную зону края было не единовременным актом, а процессом, происходившим с XV в. до середины XIX в. Результатом этого процесса явилось то, что балкарские поселения локализовались по рекам Чегем, Черек, Баксан; в Балкарском, Хуламском, Безенгиевском, Чегемском, Баксанском обществах. По этим пяти обществам балкарцы называли свою страну Малкъарны Беш Тау Эли - Пять Горских Обществ Балкарии. Название это со второй половины XIX века до конца того же столетия было закреплено в качестве официального в России с уточняющим добавлением "сопредельных с Большой Кабардой". Тот факт, что некоторыми авторами, а также в некоторых документах употреблялось сокращенное наименование "Пять горских обществ Кабарды", ни о чем не говорит, так как Балкария никогда не являлась частью как административного, так и "историко-географического понятия Кабарда".
До установления власти царской администрации на Кавказе Балкария являлась самостоятельным и независимым политическим образованием во главе с Олием - верховным правителем и высшим общенациональным представительным органом - Тёре.
Вплоть до вхождения Балкарии в состав Российский Империи никому не удавалось окончательно завоевать и покорить Балкарию и обложить ее постоянной данью.
Кабардинские феодалы Гиляхсанов и Атажукин в Коллегии иностранных дел России в 1743 году, говоря о политическом статусе Балкарии, подчеркивали: " ...ни под чьей протекцией они не состоят, и никому ими действительно овладеть невозможно".
Об этом же писали В. Христианович: "Героический отпор, который горцы систематически давали крымцам, сохранили Балкарии некоторую тень независимости. Кубанские земли черкес, Карачай и Кабарда считались определенно входящими в границы Крымского ханства. Балкария же в эти границы не входила".
11 января 1827 года балкарская депутация подала прошение о вхождении Пяти Горских Обществ в состав Российской Империи.
С установлением власти царской администрации, с 1860 года и до событий октября 1917 года, Балкария и Кабарда были включены в состав административного округа, который назывался последовательно - Кабардинским, Георгиевским, Пятигорским, Нальчикским. В начале XX века Нальчикский округ делился на четыре участка. В состав второго участка входила Балкария со слободой Нальчик, немецкая и еврейская колонии...

II. Анализ развития процессов национального строительства в период между событиями октября 1917 года и настоящим временем.
20 января 1921 года был издан Декрет ВЦИК "Об образовании Автономной Горской Социалистической Республики", в котором говорилось: "Образовать Автономную Горскую Социалистическую Советскую Республику как часть РСФСР, в состав включить территорию, занимаемую чеченцами, осетинами, ингушами, кабардинцами, балкарцами, карачаевцами и живущими между ними казаками и инородными.
Кабарда и Балкария вошли в состав Горской АССР как самостоятельные Кабардинский и Балкарский округа. В состав Кабардинского округа вошла северная часть, в Балкарский - южная часть бывшего Нальчикского округа. Балкария и Кабарда предварительно решили вопрос о границах между ними. Город Нальчик остался центром Кабардинского округа, центром Балкарского округа был Долинск.
Вскоре после образования Горской АССР Кабарда поставила вопрос о своем выделении из состава Горской АССР и образовании Кабардинской Автономной области.
Как свидетельствуют документальные материалы того времени, в результате выделения Кабардинского, а затем Балкарского округа из состава Автономной Горской ССР предполагалось образование двух непосредственно входящих в РСФСР автономных областей - Кабардинской и Балкарской.
Основываясь на решении Балкарского съезда Советов, делегация Балкарии обратилась с докладной запиской в Наркомнац РСФСР, в которой в частности, утверждалось, что "Балкарии необходимо выделиться из ГССР в Автономную область, непосредственно подчиненную центру РСФСР".
IV съезд Советов Кабардинского округа 13 июня 1921- года в своей резолюции постановил: "Просить высшие органы власти РСФСР и ГССР о выделении трудящихся Кабарды и находящегося среди них инородного населения в автономную Кабардинскую область. Поручить президиуму съезда и окружному исполнительному комитету Советов немедленно представить обстоятельный доклад по этому решению в высшие органы власти РСФСР и ГССР".
На указанные решения балкарского и кабардинского съездов Советов властные структуры РСФСР должны были отреагировать, основываясь на действовавшей в то время Конституции РСФСР 1918 года, и прежде всего на её статье, которая гласила: "стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных советских учреждениях".
1 сентября 1921 года образование Кабардинской Автономной области было юридически оформлено постановлением ВЦИК, в котором на основании решения органов власти Кабардинского округа был закреплен поименный перечень всех населенных пунктов Кабарды, вошедших в образованную автономную область. В этом перечне ни одного балкарского села, якобы расположенного на территории Кабарды, не могло быть и не было, на что теперь, во время разговоров о границах и землепользовании, претендуют сегодняшние наши оппоненты.
В свою очередь, специальной комиссией был подготовлен проект постановления ВЦИК об образовании Балкарской Автономной области, который был принят коллегией Наркомнаца РСФСР 6 января 1922 г. Проект гласил: "Выделить Балкарский округ из территории Автономной Горской Социалистической Советской Республики в Автономную область Балкарского, народа с административным центром на местности Долинской, непосредственно связанную с РСФСР". Далее в проекте устанавливалось: "До созыва первого съезда Советов Балкарской Автономной Области вся полнота власти в области принадлежит Балкарскому исполкому". Приняв проект комиссии, Наркомнац РСФСР одновременно определил центром Балкарии участок "Долинск".
Таким образом, была подготовлена нормативная основа для образования Балкарской Автономной Области, непосредственно связанной с РСФСР, с центром в Долинске.
Однако дальнейшие шаги, предпринятые властными структурами РСФСР в отношении балкарского и кабардинского народов, уже не соответствовали не только упомянутым решениям, но и нормам Конституции РСФСР 1918 года.
Так, 9 января 1922 года Коллегия Наркомнаца РСФСР принимает антиконституционное решение со следующей формулировкой: "Во изменение постановления Коллегии от 6-го января 1922 года признать целесообразным выделение из состава Горской Республики территории, занимаемой ныне балкарцами, и образование из нее вместе с Кабардой объединенной Кабардино-Балкарской Автономной Области, непосредственно связанной с РСФСР с тем, чтобы местопребыванием Балкарского, как и Кабардинского, исполкома считать город Нальчик"...
Наркомнац РСФСР не имел никаких правовых оснований для принятия подобного решения.
Данным решением была попрана воля балкарского и кабардинского народов, выраженная через их национальные съезды. Тем самым Наркомнац РСФСР грубо нарушил статью 8 Конституции РСФСР 1918 г., определившую, что сами народы через свои съезды Советов определяют свой политический статус.
Логическим продолжением антиконституционных действий Наркомнаца РСФСР по отношению к постановления, которым предписывалось:
1. Во изменение постановления ВЦИК от 1 сентября 1921 г. об образовании Кабардинской Автономной Области, образовать объединенную Кабардино-Балкарскую Автономную Область, непосредственно связанную с РСФСР, выделив для сего из состава Горской Автономной Республики территорию, занимаемую ныне Балкарией и объединив Балкарию с Кабардой. 
2. В состав Кабардино-Балкарской Автономной Области включается территория Кабарды, указанная в декрете ВЦИК от 1 сентября 1921 г., и территория Балкарии в составе районов (округов)...
3. Съезды Советов Кабарды и Балкарии избирают на общих основаниях, каждый в отдельности, свои собственные Исполкомы, которые составляют на паритетных началах из своих представителей общий объединенный Кабардино-Балкарский Областной Исполком, коему присваиваются права Губисполкома.
4. Местопребыванием Областного Исполкома, как и местных Кабардинского и Балкарского Исполкомов, устанавливается гор. Нальчик.
А с тем, чтобы устранить всякую возможность существования какого-либо центра Балкарии, Президиум ВЦИК прибегает к следующей манипуляции: в дополнение к выписке из протокола №41 заседания Президиума ВЦИК от 22 июня 1922 г., вопреки постановлению Комиссии ВЦИК о границах между Кабардой и Балкарией, вносится запись: "Хутор Долинский является неотъемлемой частью г. Нальчика. " Тем самым балкарский народ лишался административного центра, ибо и в то время не было другого балкарского населенного пункта, который мог бы взять на себя функции центра Балкарии. Очевидно, что преследовалась цель устранить и в дальнейшем всякую возможность политического самоопределения балкарского народа.
Противоправные решения ВЦИК и Наркомнаца РСФСР осложнили обстановку в Балкарии и Кабарде. Как свидетельствуют архивные документы, в течение длительного времени не удавалось сформировать объединенный исполком. Между тем властные структуры РСФСР продолжали действовать в духе избранной ими противоправной позиции. Так, 19 июня 1922 г. Коллегия Наркомнаца РСФСР постановила "просить ВЦИК:
1) Обязать Кабардинский и Балкарский национальные Исполкомы под личной ответственностью т. Калмыкова и т. Энеева в двухнедельный срок организовывать объединенный Исполком на паритетных началах.
2) Предложить Наркомфину не отпускать никаких средств по открывающимся кредитам ни Кабарде, ни Балкарии впредь до получения от Наркомнаца сообщения о состоявшейся организации объединенного Кабардино-Балкарского Исполкома".
Но и эти решения не привели к фактическому формированию объединенной Кабардино-Балкарской Автономной Области и ее властных структур. В результате 3 июля 1922 г. Президиум ВЦИК постановил: "Вопрос (объединение Кабарды с Балкарией) рассмотрением отложить. Предложить НКНа-цу обсудить вопрос о выделении Балкарии в автономную область". Однако Коллегия Наркомнаца РСФСР отвергает возможность существования отдельной Балкарской Автономной Области.
Таким образом, упорствуя в своей антиконституционной позиции, властные структуры РСФСР заложили конфронтационную основу под искусственно созданное объединенное Кабардино-Балкарское автономное образование, основу, негативные последствия, которой сказываются по сей день.
Итак, упомянутыми актами ВЦИК и Наркомнац РСФСР совершили противоправное посягательство на статью 8 Конституции РСФСР 1918 г., закрепившую за народами право через свои национальные съезды Советов решать вопрос о своем политическом статусе. Также была нарушена статья 22 Конституции РСФСР 1918 г., которая установила: "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия". В то время как другим народам РСФСР отказывают в образовании Балкарской и Кабардинской Автономных Областей, непосредственно связанных с РСФСР. Необходимо также отметить, что усилия, предпринимаемые органами власти РСФСР по реализации постановления ВЦИК "Об образовании объединенной Кабардино-Балкарской Области" не привели к желаемым результатам.
17 августа 1922 года на объединенном заседании Кабардинского областного комитета РКП(б) и Балкарского окружного оргбюро РКП(б) было принято Положение по объединению Кабарды и Балкарии, которое практически аннулировало основные принципы, заложенные в постановлении ВЦИК.
Вопреки решению ВЦИК, предусматривавшему создание на паритетных началах из представителей исполкомов Кабарды и Балкарии "общего объединенного Кабардино-Балкарского областного исполкома", Положение закрепило следующую структуру облисполкома:
а) Пленум - 15 человек (5 русских, 5 кабардинцев, 5 балкарцев);
б) Большой президиум - 7 человек (2 русских, 2 кабардинца, 2 балкарца и 1 секретарь обкомаРКП(б))
в)Малый президиум - 5 человек (1 - председатель, 2 - заместителя, один - из заместителей предисполкома Балкарии, 1- секретарь обкома РКП(б).
Вопреки Декрету ВЦИК, предусматривавшему равный статус исполкомов Кабарды и Балкарии, положение гласило: "Балкарский исполком считать окружным на положении других округов". Таким образом, в результате антиконституционных действий Наркомнаца РСФСР и ВЦИК Балкария была лишена возможности образования самостоятельной автономной области. А в результате противоправных действий местных большевистских органов Балкария была лишена даже тех урезанных прав, которые были предоставлены ей постановлением ВЦИК от 16 января 1922 года.
Если постановление ВЦИК предусматривало образование Кабардино-Балкарской Автономной Области как административно-территориального Союза Кабарды и Балкарии и создавало необходимые предпосылки для преобразования ее в последующем в федеративное государственное образование, то положение заложило основы унитаризма и создало предпосылки для ликвидации Балкарии, равно как и Кабарды, как единой административно-территориальной единицы. Однако последнее обстоятельство не могло иметь одинаково тяжелые последствия для обоих субъектов в силу соотношения численности их населения. Если отсутствие надежных механизмов обеспечения национальных интересов Кабарда преодолевала за счет благоприятного для нее соотношения численности населения, то Балкария в силу указанной причины оказывалась практически бесправной в автономном образовании, построенном на принципах унитаризма.
Необходимо также отметить, что утвержденная в Положении структура облисполкома не решала проблему обеспечения равных прав субъектов, образовавших Автономную область, а только создало видимость равноправия. Кроме того, принцип квотного представительства по этническому принципу не только не способен обеспечить конструктивное разрешение национальных проблем, но наоборот, ведет к еще большему их усугублению.
Архивные документы, относящиеся к 1921 -1922 гг., позволяют также сделать однозначный вывод о том, что определяющую роль в указанных выше негативных процессах играли органы власти уже образованной и существовавшей к тому времени Кабардинской Автономной Области. Так, в апреле 1922 года, обращаясь во ВЦИК, председатель исполкома Кабардинской Автономной Области Б. Калмыков настойчиво возражал против реализации постановления ВЦИК от 16 января 1922 года, утверждая, что местные условия не позволяют до сего времени сконструировать областной исполком по вышеизложенной конструкции, причиной чему является решительный протест населения Кабарды, права коего приравнены к правам населения Балкарии, численностью в десять раз меньшего.
От имени Кабардинского обкома РКП(б) и облисполкома Б. Калмыков предложил внести в постановление ВЦИК от 16 января 1922 года следующие изменения:
1.Каждая национальность представительствует в объединенном (областном) исполкоме пропорционально численности населения.
2. В Балкарии действует свой исполком на правах окружного исполкома.
3. В Кабарде действуют 4 исполкома (по количеству округов).
В июне 1922 года Кабардинский обком РКП(б) обратился, во ВЦИК с просьбой пересмотреть свое постановление.
9 июля 1922 года состоялся пленум Кабардинского обкома РКП(б) с участием Балкарского окружного оргбюро РКП(б) и окрисполкома.
На пленуме было принято следующее постановление:
1) Поставить в известность ЦК РКП(б) и ВЦИК, что балкарские трудовые массы более склонны сотрудничать с кабардинским народом, чем выделиться в автономную область:
2) Поставить в известность, что балкарский народ в период полуторалетнего существования отдельно от Кабарды убедился в невозможности и нецелесообразности существования отдельно от Кабарды. ' ,
3) Поставить Центр в известность, что, руководители балкарского народа продолжают добиваться отделения Балкарии от Кабарды в ущерб интересам балкарского трудового народа;
4) Вторично поставить в известность ЦК РКП(б) и ВЦИК, что кабардинский облпартком, состоявший в большинстве своем из присланных Центром товарищей, считает необходимой организацию Кабардино-Балкарского облисполкома на основах Конституции РСФСР.
Содержащиеся в данном установлении ссылки на мнение балкарского трудового народа, а также обвинения в адрес "руководителей балкарского народа", нельзя признать не только правомерными, но и даже соответствующими элементарному здравому смыслу. Ведь в Балкарии существовали свои органы власти, образованные в соответствии с правовыми нормами того времени. И те, кого в указанном постановлении обвиняют по сути в пренебрежении интересам народа, имели законное право говорить от имени народа Балкарии. Нам не удалось обнаружить каких-либо документов, которые говорили бы о том, что "балкарский трудовой народ" наделяет Кабардинский обком РКБ(б) какими-либо полномочиями выражать его мнение или же делать заявления от его имени. Не обнаружено также документов, свидетельствующих о том, что народ Балкарии не доверяет своим руководителям.

Необходимо также отметить, что действия Кабардинского областного исполкома с декабря 1921 года, направленные на объединение Кабарды и Балкарии, являются противоправными, противоречат решениям IV съезда Советов Кабардинского округа от 13 июня 1921 года и решениям 1 учредительного съезда Советов Кабардинской Автономной Области от 28 ноября 1921 года.
После фактического объединения Балкарии и Кабарды административно-территориальное устройство Автономной области, а затем - Республики, осуществлялось без учета национальных факторов. Как уже отмечалось выше, в 1922 году Долинск был объявлен "неотъемлемой частью гор. Нальчика". В 1924 году из Балкарского округа был выведен аул Хабаз с прилегающими к нему Нагорными пастбищами и включен в состав вновь образованного Нагорного округа. Оставшаяся часть Балкарского округа в 1935 году была разделена на три района -Чегемский, Черекский и Эльбрусский. В 1938 году при очередном разукрупнении из Черекского района был выведен ряд населенных пунктов, образовавших Хуламо-Безенгиевский район, а также были выделены Ташлы-Тала и поселок Лескенского фанерного завода, которые были включены в состав Лескенского района.
В 1936 году Кабардино-Балкарская Автономная Область была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. В 1937 году была принята Конституция Кабардино-Балкарской АССР, в которой по сути была закреплена унитарная форма национально-государственного устройства республики. Ни Конституция 1937 года, ни Конституция 1977 года не учитывала то обстоятельство, что Кабардино-Балкария изначально была образована двумя субъектами - Балкарией и Кабардой, и в них не были предусмотрены какие-либо механизмы защиты интересов данных субъектов.
Отсутствие надежных правовых механизмов защиты интересов субъектов республики, как было отмечено выше, объективно не могло иметь и не имеет одинаковых последствий для Кабарды и Балкарии. Существовавшие негласные и не оформленные юридически нормы обеспечения прав народов, наиболее ярко проявляющиеся, например, в кадровой политике, являлись явно, неэффективными и не были способны обеспечить защиту интересов Балкарии. Это подтверждается трагическим развитием событий в 40-е годы, приведшим к геноциду.
Анализ архивных документов позволяет сделать совершенно определенный вывод о том, что руководство республики не только не предприняло мер по защите балкарского народа, но наоборот, способствовало выселению.
В феврале 1944 года в Кабардино-Балкарии была составлена справка на имя Л.Берия "О состоянии балкарских районов Кабардино-Балкарии - Эльбрусского, Чегемского, Хуламо-Безенгиевского, Черекского".
Справка, подписанная 23 февраля 1944 года, содержала клеветнические обвинения в отношении балкарского народа и заключалась словами: "Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым решить вопрос о возможности переселения балкарцев за пределы КБАССР".
Среди подписавших справку руководителей республики не было представителя балкарского народа. Справку подписали Первый секретарь обкома ВКП(б) Кумехов, Нарком внутренних дел Бзиава, Нарком Госбезопасности Филатов.
24 февраля 1944 года Берия выехал в г. Орджоникидзе, куда были приглашены первый секретарь Кабардино-Балкарского обкома ВКП(б) и председатель СНК КБАССР. Первому секретарю З.Кумехову при этом было указано взять с собой одного балкарца из числа руководящих работников КБАССР. Вместе с 3. Кумеховым прибыл зам. секретаря обкома ВКП(б) по торговле Ч. Уянаев. Он заменил отсутствующего Председателя Президиума Верховного Совета КБАССР И.Л. Ульбашева, который был предусмотрительно командирован в Москву.
25 февраля состоялась встреча руководства КБАССР с Берия. Встреча прошла без участия в ней балкарца Ч. Уянаева. 26 февраля 1944 года НКВД СССР за подписью Л.Берия издал приказ "О мероприятиях по выселению из Кабардино-Балкарской АССР балкарского населения".
5 марта 1944 года Государственный Комитет Обороны принимает решение о выселении всего балкарского населения Кабардино-Балкарии в Казахскую ССР (25 тыс. человек), Киргизскую ССР (15 тыс. человек). Постановление было принято как дополнение к постановлению ГКО от 31 января 1944 года, когда вопрос о выселении балкарцев был отклонен. В КБАССР шифровкой был передан изданный НКВД СССР приказ, согласно которому 5 марта в балкарских населенных пунктах сосредоточились воинские части.
7 марта текст приказа НКВД СССР от 26 февраля 1944 года был доставлен Наркому БД КБАССР Бзиава.
8 марта 1944 года балкарский народ был депортирован с родной земли. Выселение происходило в то время, когда каждый четвертый балкарец находился на фронте.
11 марта 1944 года Берия докладывал Сталину: "Операция по выселению балкарцев из КБАССР закончена 9 марта".
Переселенцы были отправлены в 14 эшелонах, по 65 вагонов в каждом, а общее число депортированных балкарцев составило 37.713 человек, в основном стариков, женщин и детей.
Вопреки существовавшим правовым нормам, лишь спустя месяц, 8 апреля 1944 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О переселении балкарцев, проживающих в Кабардино-Балкарской АССР и о переименовании Кабардино-Балкарской АССР в Кабардинскую АССР". Более того, только в июне 1946 года это решение было утверждено Верховным Советом СССР.
Пункт 4 названного указа гласил: "Включить в состав Верхне-Сванетского района Грузинской ССР юго-западную часть Эльбрусского и Нагорного районов Кабардинской АССР, изменив в связи с этим границу между РСФСР и Грузинской ССР на этом участке следующим образом: от Бурун Таш, что у северных склонов г. Эльбрус, линию границы на востоке по реке Малка до высоты 2.877, далее на юго-восток по реке Ислам-Чат через высоту 3.242 у перевала Кыртык-ауш, на юго-восток по реке Кыртык западнее поселка Верхний Бак-сан и на юг - по реке Адыр-Су до перевала Местия".
В 1957 году был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР". Восстановление Кабардино-Балкарской АССР и возвращение балкарского народа на исконную территорию не сопровождалось восстановлением государственности Балкарии и ее политических прав.
В 60-е годы неоднократно производились изменения административно-территориального устройства республики. В 1962 году были ликвидированы Чегемский, Советский и Эльбрусский районы. В 1965 году были созданы (в других границах) Чегемский и Советский районы, а Эльбрусский так и не был восстановлен. Часть населенных пунктов Эльбрусского района была включена в состав Баксанского района, а другая часть перешла в подчинение Тырныаузского горсовета, и сам город Тырныауз стал городом республиканского подчинения.
В эти же годы селения Хасанья и Белая Речка были преобразованы в поселки и перешли в административное подчинение города Нальчик.
В настоящее время административно-территориальное деление осуществлено таким образом, что балкарские населенные пункты оказались разбросанными едва ли не по всем районам республики. Они включены в состав 6 районов из 8 имеющихся и двух горсоветов. В результате удельный вес балкарского населения в этих районах и горсоветах республики составляет от 1,2 до 30 процентов. Исключение составляет самый малочисленный район республики - Советский. После признания в 1989 году Верховным Советом СССР незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, Верховный Совет Кабардино-Балкарской АССР 28 августа 1990 года принял постановление "О декларации Верховного Совета СССР "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав", в котором говорилось:
Поручить Совету Министров Кабардино-Балкарской АССР в соответствии с Декларацией Верховного Совета СССР "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав" подготовить систему мер по полному и безусловному восстановлению прав балкарского народа, а также направить предложения республики в Совет Министров СССР и Совет Министров РСФСР для включения их в общесоюзную и республиканскую (РСФСР) Программы.
В этот же день Верховный Совет КБАССР образовал "комиссию по подготовке предложений о восстановлении районов Балкарии, существовавших на 1 января 1944 года". Комиссии было поручено внести соответствующее предложение в Верховный Совет КБАССР до 1 октября 1990 года.
Однако указанные решения так и остались невыполненными.
Лишь после принятия Верховным Советом Российской Федерации Закона "О реабилитации репрессированных народов" возникли реальные предпосылки для полной и всесторонней реабилитации балкарского народа.
11 марта 1992 года Верховный Совет Кабардино-Балкарской Республики принял постановление "Об обращении Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики в восстановлении территории Кабардино-Балкарской Республики в границах на 1 января 1944 года, во втором пункте которого говорится:"..., что уже 19 августа 1990 года в КБР прошла Конференция народных депутатов балкарской национальности, представленных во всех уровнях Советов народных депутатов. Конференция, в частности, предложила Верховному Совету КБАССР, Верховному Совету РСФСР рассмотреть вопрос об определении Балкарии как национально-государственной единицы и признала целесообразным "преобразование Кабардино-Балкарской АССР в суверенное федеративное государство в составе РСФСР"...
Конференция также приняла решение о проведении съезда Балкарского народа, которое было санкционировано Президиумом Верховного Совета Кабардино-Балкарии постановлением от 22 сентября 1990 года.
Право балкарского и кабардинского народов на обретение самостоятельного политического статуса получило закрепление и в Декларации о государственном суверенитете КБАССР: "Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика как суверенное государство развивается на основе осуществления кабардинской и балкарской нациями своего неотъемлемого права на самоопределение как равноправных субъектов республики. Кабардинский и балкарский народы как суверенные субъекты, образующие единую республику, обладают неотъемлемым правом на самоопределение, вплоть до выхода из республики и образования самостоятельной государственности".
Стремление балкарского народа к самостоятельному политическому существованию нашло концентрированное выражение и в Декларации о провозглашении Республики Балкария и национального суверенитета балкарского народа.
И в этом случае властные структуры Кабардино-Балкарии не имели правовых оснований блокировать указанную Декларацию, принятую в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете КБАССР, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, международно-правовыми актами. Поэтому Верховный Совет КБССР 19 ноября 1991 года принял Постановление "Об обращении Съезда Балкарского народа к Верховному Совету Кабардино-Балкарской ССР в связи с провозглашением республики Балкария", которое гласит: "Рассмотрев обращение 1 Съезда Балкарского народа и признавая неотъемлемое право нации на самоопределение, в соответствии с Декларацией "О государственном суверенитете Кабардино-Балкарской ССР", Верховный Совет Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Республики постановляет:

1. Поддержать решения 1 Съезда Балкарского народа о провозглашении Республики Балкария в составе РСФСР, национального суверенитета балкарского народа. Оказать содействие в реализации данного решения".
Неуклонное стремление балкарского народа осуществлять свою последующую жизнедеятельность в рамках своего национально-государственного образования, непосредственно входящего в Российскую Федерацию, нашло наглядное подтверждение и в итогах национального референдума, состоявшегося 29 декабря 1991 года в соответствии с Законом КБР "О всенародном голосовании (референдуме) КБР" и давшего бесспорные позитивные результаты. За образование Республики Бапкария в составе Российской Федерации высказалось 94,8% от числа граждан, участвовавших в голосовании, что составило 80,5% от числа граждан, внесенных в списки для голосования. Правомерность и юридическая обоснованность референдума подтверждена соответствующими экспертными заключениями. Присутствовавшие в качестве наблюдателей представители Республики Адыгея, Республики Дагестан, а также общественных объединений Кабардино-Балкарии не установили нарушений законодательства о референдуме.
Вслед за этим в марте 1992 года в адрес Съезда народных депутатов Российской Федерации было направлено Обращение местных Советов КБР в связи с проведением на их территории указанного референдума.
В январе 1992 года Съезд Кабардинского народа принял решение о восстановлении Кабардинской Республики, которое было также поддержано Верховным Советом Кабардино-Балкарской ССР.
В заключение необходимо отметить, что при определении путей реформирования национально-государственного устройства республики необходимо основываться на следующих ключевых позициях:
1) Наличие волеизъявления балкарского народа на образование Республики Балкария;
2) Наличие волеизъявления кабардинского народа на образование Кабардинской Республики;
3) Признание и поддержка решений об образовании Республики Балкария и Кабардинской Республики со стороны Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики.


III. Предпосылки для реформирования национально-государственного устройства Кабардино-Балкарской Республики.
Развитие процессов национально-государственного строительства в Кабардино-Балкарии со всей наглядностью продемонстрировало нежизнеспособность и историческую бесперспективность формы унитарного национально-государственного устройства республики, образованной двумя субъектами. Накопленный опыт также свидетельствует, что при сохранении и укреплении унитарной формы национально-государственного устройства накопившиеся проблемы будут только обостряться и являться постоянным потенциальным источником дестабилизации общественно-политической ситуации в республике.
В целях разрешения имеющихся проблем и обеспечения возможности полнокровного развития балкарской и кабардинской наций, для которых Кабардино-Балкария является единственным местом на земле, где они могут развиваться как этносы, а также в целях недопущения осложнения общественно-политической ситуации и обострения национальных проблем, представляется жизненно необходимым осуществление плавного, поэтапного реформирования национально-государственного устройства и политической системы Кабардино-Балкарской Республики.
При определении концепции и стратегии реформы необходимо основываться не на отвлеченных умозаключениях, а на конкретном опыте национально-государственного существования наших народов в период после событий октября 1917 гола и до настоящего времени.
При разработке концепции, на наш взгляд, следует исходить из следующего:
1) объединенная Кабардино-Балкарская Автономная Область была образована в нарушение правовых норм того времени, прежде всего - Конституции РСФСР 1918 года;
2) действия органов власти Кабардинской Автономной Области в декабре 1921 года и первой половине 1922 года, направленные на объединение Балкарии и Кабарды, не отражали волеизъявления народа Кабарды, выраженного на IV съезде Советов Кабардинского округа и 1 учредительном Съезде Советов Кабардинской Автономной Области;
3) позиция официального руководства Балкарии, отражающая решения Съезда Советов Балкарского округа и выраженная в докладной записке, адресованной в 1921 году в Наркомнац РСФСР, о необходимости выделения Балкарии из ГАССР в Автономную область, непосредственно подчиненную центру РСФСР, не была учтена органами власти РСФСР;
4) фактическое объединение Балкарии и Кабарды было осуществлено не на основе постановления ВЦИК от 16 января 1922 года, а на основе Положения по объединению Кабарды и
Балкарии от 17 августа 1922 года, которое было принято большевистскими органами и являлось противоправным, не говоря уже о его антиконституционности;
5) противоправное, антиконституционное аннулирование местными большевисткими органами положений Постановления ВЦИК от 16 января 1922 года привело:
- к попранию принципа равноправия Балкарии и Кабарды, заложенного в постановлении от 16 января 1922 года;
- к ликвидации в последующем Балкарии и Кабарды как административно-территориальных единиц;
- к тому, что не были созданы собственные органы власти (съезды Советов и исполкомы) Балкарии и Кабарды,
- к тому, что права исполкома Балкарии были сведены до уровня прав одного из пяти округов области (в Кабарде в то время существовало 4 округа);
6) При преобразовании Кабардино-Балкарской Автономной Области в Кабардино-Балкарскую АССР и принятии Конституции КБАССР 1937 года не был учтен тот факт, что Кабардино-Балкария была изначально образована двумя субъектами - Балкарией и Кабардой: Конституция КБАССР 1937 года фактически закрепила унитарную форму национально-государственного устройства Кабардино-Балкарии и не заключала в себе абсолютно никаких механизмов защиты интересов Балкарии и Кабарды;
7) насильственное выселение балкарского народа во многом было предопределено тем, что в то время не существовало механизмов защиты интересов Балкарии, а также позицией руководства республики, которое выступило инициатором выселения, направив на имя Л. Берия Справку "О состоянии балкарских районов Кабардино-Балкарии - Эльбрусского, Чегемс-кого, Хуламо-Безенгиевского, Черек-кого", содержащую клеветнические обвинения против балкарского народа и заключалась словами: "Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым решить вопрос о возможности выселения балкарцев за пределы Кабардино-Балкарской АССР". Возвращение балкарского народа на исконную родину не сопровождалось восстановлением административно-территориальной целостности Балкарии политических прав балкарского народа;
9) законодательные акты Кабардино-Балкарской Республики о введении института президентства в том виде, в каком они были приняты, не только укрепили унитарную форму национально-государственного устройства республики, но и  создали условия для полного игнорирования интересов одного из субъектов, образующих республику, что ярко проявилось в ходе первых выборов Президента Республики.
Необходимо также отметить, что мы считаем крайне опасным принцип, заключенный в Декларации о государственном суверенитете Кабардино-Балкарской Республики, а именно: предоставление статуса субъектов, образующих республику, балкарскому и кабардинскому народам. Данное положение Декларации является основой дли создания политических образований с неопределенным юридическим статусом в виде этнокультурных сообществ. С учетом того, что в республике проживают представители нескольких десятков наций, существует реальная тенденция создания десятков национально-культурных сообществ, каждое из которых будет требовать статуса субъекта, образующего республику. Совершенно очевидно, что данная тенденция может привести к взрыву общественно-политической ситуации, к хаосу и безвластию и утрате государственности как балкарским, так и кабардинским народами.
Мы также считаем, что реформы национально-государственного устройства республики необходимо сочетать с процессом реабилитации балкарского народа. В этой связи представляется необходимым провести тщательный, объективный анализ хода реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в Кабардино-Балкарской Республике, а также анализ событий и причин, приведших в 1944 году к выселению балкарского народа. На основе этого анализа необходимо разработать концепцию реабилитации балкарского народа, направленную не только на устранение последствий геноцида, но и на устранение причин, приведших к чудовищному акту беззакония по отношению к балкарскому народу.
Рабочая группа Национального Совета балкарского народа
Газета "ТЁРЕ" (БАЛКАРСКИЙФОРУМ) Март 1993 года, № 24.


Рейтинг@Mail.ru