На главную сайта                   др. номера газеты

БАЛКАРИЯ
Независимая общественно-политическая газета Российской Федерации
Учредитель: Джаппуев Р.С.
Газета набрана и сверстана в ГУП Изд-во "Кавказская здравница",
г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67. Тираж 2000.

Март 1999 года №2 (4)
55-ой годовщине светлой памяти жертв насильственной
депортации и геноцида балкарского народа посвящается

1. Черный камень в Долинске.
2. Эхо карачаево-балкарских проблем в далеком Берлине.
3. "Они были первыми…" К десятилетию национально-демократического движения балкарского народа.
4. Светлой памяти Хаджи-Мурата Ибрагимбейли…
5. Письмо в номер. Хусей Непеев.
6. Срочно в номер.
7. Многие лета здравствуй, "Ас-Алан"!
8. Генерал армии Владимир Семенов к читателям первого номера журнала "Ас-Алан".
9. Страничка из биографии. В.М.Семенов.
10. Информация.
11. "Некомпетентность или беспредел?!"
12. О ряде положений действующей Конституции КБР противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству. 

Черный камень в Долинске

8 МАРТА 1989 года... На нальчикском стадионе идет многотысячный траурный митинг балкарского народа, посвященный 45-й годовщине его депортации...

А в это время у курзала, на долинском пяточке, творится что-то непонятное. Небольшая группа людей, без всякой лишней суеты и разговоров, снимает с помощью подъемного крана многотонную каменную глыбу с КамАЗа и совершенно молча устанавливает ее на высокую клумбу.

Камень плотно сел на основание, но люди, его окружившие, не радуются. Молчат. Словно, глядя на них, в воздухе завис уже отведенный в сторону стальной "паук". Не смея шевельнуться и нарушить всеобщее молчание, застыл в своей будке и крановщик.

Молчание затягивалось. Было мгновение, когда показалось, что остановилось время. Но, наконец, кто-то седой, так и не оторвавший рук от уже установленного камня, не выдержал, резко отвернулся и, пытаясь незаметно для остальных утереть глаза, быстрым шагом направился вниз, к стадиону. Остальные словно ждали этой команды. Каждый делал вид, что забыл что-то срочное, поспешно отворачивался, отходил от камня в сторону кустов.

Единственный человек, оставшийся у камня, - рослый, молодой парень с необычайно мягким детским лицом уже не скрывал своих слез. Он и плакал по-детски, как глубоко обиженный ребенок, содрогаясь всем телом.

И кто знает, отчего плакал он, казалось бы, счастливец, родившийся уже после возвращения народа из ссылки но родину в собственном отчем доме, а не в скотском вагоне и не но краю свекольного поля?

Счастливец, который не ел ни лебеды, ни среднеазиатского клевера и никогда не видел, как пухнут от голода и тихо на глазах друг у друга умирают беспомощные матери и дети?..

Но коль уж плакал, то, видимо, какую-то незримую, даже для него самого, частицу своей безвинной и светлой души он только что похоронил собственноручно, под черным камнем…

Через некоторое время, выйдя из-за стоявшей рядом машины, к нему подошел рабочий в спецовке и осторожно тронул за плечо. Вдвоем, так же молча ухватив крюки, они медленно стали тянуть концы "паука", подводя его к креплениям крана.

Машины ушли... Потихоньку, с покрасневшими глазами, не глядя друг на друга, возвращались люди и становились у подножия клумбы, в центре которой уже возвышалась черная каменная глыба. Толпа нарастала...

...Митинг но стадионе продолжался. Через заснеженное футбольное поле к импровизированному президиуму спешил седой человек. Он подошел и что-то шепнул но ухо Бахаутдину Этезову, ведущему митинг. Тот, в свою очередь, что-то сказал стоящему рядом секретарю обкома, который засуетился и начал отчаянно жестикулировать.

Случилось то, что и должно было случиться в подобной ситуации. Секретарь обкома, начав с высоких тонов, в конце концов стал отчаянно просить "потихоньку убрать и спрятать на несколько дней" только что установленный камень.

Вокруг стали собираться те, кто устанавливал этот памятник и готов был ценой жизни защитить его. Дело принимало опасный оборот.

Народ, сидящий на трибунах, не понимая происходящего, стал волноваться. Но вдруг к очередному выступающему подошел Б. Этезов и, дав оратору закончить фразу, взял микрофон и прерывающимся от волнения голосом объявил:

"Дорогие братья и сестры! Только что в Долинске установлен памятник жертвам геноцида балкарского народа. После окончания митинга прошу всех пройти к памятнику для совершения всенародной молитвы".

На какое-то короткое время стадион онемел, но, наконец, поняв смысл сказанного, бурно и одобрительно загудел, полагая, что сей благородный акт свершили местные органы государственной власти.

Но больше всех растерялись сами ничего непонимающие руководители республики, которые не могли взять в толк, что за памятник, кто разрешил, кто поставил, и как-то подозрительно оглядывали друг друга.

Через полчаса тысячи людей стояли в молитве у Камня памяти в Долинске, на котором было высечено: "Здесь будет сооружен памятник жертвам насильственного выселения и геноцида балкарского народа. 1944-1956 гг."

...Именно так, т.е. почти подпольно, безо всяких на то разрешений, только благодаря инициативе и решительности первых активистов - создателей нашего национального движения и бескорыстности людей, доставивших камень из Бызынги, обработавших его в цеху, о затем оказавших помощь в его установке, наконец-таки, через 45 лет со дня депортации балкарского народа, в Долинске был поставлен первый памятник жертвам геноцида...

...Наверное, когда-нибудь все же завершится строительство заложенного здесь мемориала, и хотя бы дети тех, в чью память он заложен, будут молиться в его мечети. Возможно, они построят и другие памятники.

Но именно этот черный, бызынгийский камень, установленный в едином душевном порыве истинными сынами балкарского народа и народом же нареченный Камнем Памяти, навсегда останется первым символом, увековечившим память десятков тысяч безвинных жертв сталинизма, символом опаленных сердец оставшихся в живых, т. е. первым памятником нашей национальной трагедии.

Наш корр.

ОТ РЕДАКЦИИ:

К сожалению, за 10 лет своего так и незавершенного строительства, как сообщают наши источники, этот памятник стал поистине золотой жилой для казнокрадов, которые списали на него сотни миллионов бюджетных рублей, за это время тут установлен даже некий строительный ритуал, каждый год (примерно за месяц до очередного траурного митинга балкарского народа) туда подгоняются строительная техника и бригада рабочих, которые также аккуратно исчезают оттуда уже к середине марта.

Вместе с тем, учитывая нынешний, законодательно закрепленный политический статус балкарского народа, этот памятник может превратиться в памятник его несостоявшейся реабилитации.

Эхо карачаево-балкарских проблем в далеком Берлине.

От редакции: В прошлом номере Балкарии, №1 (3) за январь 1999 года, нами была помещена заметка (анонс) - "Вести из Берлина", после которой к нам посыпались читательские просьбы, быстрее опубликовать весь материал. Мы обратились в пpecc-группу государственного Совета Балкарии, которая, находясь в постоянном контакте с учеными, подготовила и представила нам этот материал.

...20 ноября 1998 года в Берлине, в Институте тюркологии Берлинского Свободного Университета состоялся доклад ведущего научного сотрудника Института этнологии Российской Академии наук, доктора искусствоведения Червонной Светланы Михайловны (доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, почетный профессор-доктор Тбилисского Государственного Университета, автор более 400 публикаций по проблемам национальных культур и межэтнических отношений народов России. Москва.), которая специально была приглашена из Москвы в Германию для того, чтобы ознакомить научную общественность германской столицы с итогами и выводами комплексной научной экспедиции, проведенной в Балкарии и Карачае летом прошлого года. Тема доклада "Забытые тюрки Северного Кавказа - карачаевцы и балкарцы в поисках пути" ("Die vergessenen Turkvolker des Nordkaukasus: Karatschajer und Balkaren – jetzt wohin?") вызвала большой интерес в Берлине. Дело в том, что представители европейской тюркологии, исследуя крупные этнические массивы тюркских народов Евразии (язык, культуру, историю турок, азербайджанцев, татар, народов Средней Азии), порою совершенно упускают из виду сравнительно небольшие по численности, но обладающие древнейшей историей и культурой тюркские этносы Юга России и не имеют достаточно четкого представления ни о нашем прошлом, ни о современном положении. Для многих профессоров и студентов Берлинского Университета, представителей турецкой культурной диаспоры и иных слушателей, собравшихся в Институте тюркологии в берлинском Далеме, материалы доклада, богато иллюстрированные фотографиями, сделанными в ходе экспедиции (а это четыре крупных альбома), были настоящим открытием. Доклад вызвал несомненный интерес специалистов к судьбе балкарцев и карачаевцев. Аудитория искренне восхищалась достижениями нашей национальной культуры, включая современное творчество таких мастеров живописи, как Дадаш Блимготов, Халис Атаев, Умар Мижев, Ибрагим Джанкишиев.

Впервые прозвучали в переводе на немецкий язык стихи поэта Билала Лайпанова, а собрание его сочинений было передано в дар библиотеке берлинского Института тюркологии. Собравшимися было выражено глубокое сочувствие к нынешнему бесправному положению балкарцев, чья неугасающая воля к национальному самоопределению на своей исторической Родине до сих пор не реализована. Вместе с тем следует подчеркнуть, что доклад в Берлине - это лишь первая широкая общественная апробация тех важных результатов и выводов, которые сделаны участниками этой экспедиции. В 1999 году планируется издание первых томов обобщающего исследования о современной этнополитической ситуации в Балкарии и Карачае, о направлении этнических процессов в карачаево-балкарской среде, искусственно расчлененной административными границами двух республик. Специальные публикации С. М. Червонной, в частности, на страницах молодого карачаево-балкарского журнала "АС-АЛАН", будут посвящены изобразительному искусству, современной культовой архитектуре (мечетям) Карачая и Балкарии, наследию карачаево-балкарской мусульманской эпиграфики (художественной резьбе и текстам на камнях-надгробиях мусульманских кладбищ, фрагменты которых чудом уцелели от варварских разрушений периода депортации и изгнания и традиции которых развиваются в наше время). Главное, однако, - это тот политический и социальный аспект научных выводов экспедиции, который в аннотации предстоящих публикаций сформулирован руководителем этой экспедиции доктором С. Червонной следующим образом:

..."Комплексная научная экспедиция, проведенная в 1996 году Центром по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии Российской Академии наук при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в районах компактного проживания на Северном Кавказе двух родственных этнических групп, составляющих карачаево-балкарский народ, позволила выявить ряд серьезных нерешенных проблем, связанных с непоследовательной и незавершенной реабилитацией карачаевцев и балкарцев (депортированных по сталинскому произволу в 1943 - 1944 годах с их исторической родины), с нынешним административным членением региона, с национальной политикой в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, с определенным ущемлением прав коренных народов и национальных меньшинств. Комплекс этих проблем создает взрывоопасную ситуацию, острота и сложность которой недостаточно принимается во внимание как российской, так и международной политологией, а также государственными структурами и общественностью, мало информированной о том, что происходит в этом центральном регионе Северного Кавказа.

Комплексный характер экспедиции, в ходе которой производился сбор и анализ материалов одновременно по нескольким направлениям гуманитарных наук, помог составить многогранную панораму современного политического, экономического, социального, культурного, духовного развития карачаевцев и балкарцев; функционирования карачаево-балкарского языка; религии - суннитского ислама; конституций, законодательства и права; основных составляющих современного этнопсихологического комплекса, взаимоотношений карачаевцев и балкарцев с их непосредственными соседями по региону; основных идеологических ориентиров в гражданских движениях. Нам представляется важным рассмотреть все эти стороны современной этнополитической ситуации в контексте с идейными концепциями современного гуманного тюркизма, который становится сферой активной практики политических и интеллектуальных элит и все больше проникает в массовое сознание тюркских народов России. Предполагается компаративное сопоставление, сравнительный анализ положения дел в карачаево-балкарской, крымско-татарской среде и у других народов, входящих в широкий ареал тюркского мира юго-восточной Европы, проверка на практике, насколько жизнеспособны сегодня идеи обновленного тюркизма и исламизма, насколько глубоко ощущают тюрко-исламские народы черноморско-кавказского региона свою духовную общность, политическую солидарность, что общего и различного можно выявить в их судьбе, в моделях культурного развития, религиозного возрождения, социально-правового статуса и государственного устройства.

В публикации подробно излагаются драматические события последнего десятилетия, связанные с попытками карачаевского и балкарского национального движения восстановить существовавший до депортации статус и национально-территориальное устройство (Карачаевская автономия, балкарские национальные районы, наконец, Республика Балкария в составе Российской Федерации), выявляются причины, не позволившие реализовать эти намерения, и то состояние напряженности, которое является следствием определенного политического давления со стороны федеральной власти и местной администрации. Анализируются практически никогда не освещавшиеся в печати действия карачаевской демократической организации "Джамагат", программные установки, стратегия и нынешняя (перед выборами Президента Карачаево-Черкесии) тактика общественного объединения "Алан", эволюция балкарского национального движения, завершившаяся провозглашением 17 ноября 1996 года на последнем этапе работы Первого съезда балкарского народа отделенной от Кабарды Республики Балкария в составе Российской Федерации и "государственного суверенитета" балкарского народа, обстоятельства последующих двух лет, которые привели к приостановке деятельности Национального Совета балкарского народа к фактическому запрещению (отказав в перерегистрации общественно-политической организации) - "Тере" и вместе с тем к созданию некой новой общественной организации "Малкар ауазы" ("Голос Балкарии"), лояльной по отношению к республиканской власти и, мягко говоря, далеко не популярной в народных массах.

В публикации приводятся результаты социологического опроса, проведанного в ходе экспедиции и выявляющего настроения и позиции различных групп карачаевцев v балкарцев по актуальным вопросам политики, религии, культуры, приводятся записи бесед с лидерами национальных движений, даются их творческие портреты, публикуются документы, характеризующие требования, установки этих движений, законотворческие инициативы и нынешнюю законодательную базу, на которой развивается этнополитическая ситуация в данном регионе.

Частные аспекты этой ситуации рассматриваются в контексте той политической напряженности на Северном Кавказе, которая составляет не только общероссийскую, но европейскую по своей значимости проблему"...

Ну а нам, дорогие читатели, остается ждать, полагая, что эти публикации начнут появляться в свет, и не только в Германии (что уже решено) ибо, по логике вещей, она не должна быть более заинтересована в наших проблемах и более внимательна к ним, чем Россия. И, наконец, будем надеяться, что некоторые наши местные ученые, наши друзья и наставники, уже поспешившие выразить свою обеспокоенность направлением работы экспедиции и ее выводами (которых они даже еще не знают, но почему-то заранее опасаются), не помешают в условиях российской демократии и свободы слова осуществить эти издательские планы.

Материал подготовлен к печати
пресс-группой Государственного
Совета Балкарии

"Они были первыми…"
К десятилетию национально-демократического движения балкарского народа

В текущем году исполняется 10 лет со дня официальной регистрации первого балкарского народно-демократического объединения "Ныгъыш", в связи с чем мы искренне поздравляем всех, кто стоял у истоков зарождения нашего национального движения.

...Конечно же, самые первые серьезные ростки балкарского национального движения появились гораздо раньше, практически с первой волной демократии в СССР. История движения будет написана, мы же коснемся отдельных ее моментов.

...Уже в 1987 году, абсолютно независимо друг от друга, в Нальчике и в Тырныаузе образовались группы единомышленников, считающих необходимым восстановить политический и территориальный статус репрессированного балкарского народа и на основе демократических принципов обеспечить его реальное равноправие.

Их первые встречи и собрания обычно проходили на чьих-то квартирах, в спортзалах, кабинетах и даже в пустующих летом школьных классах...

8 марта 1988 года совершенно неожиданно, даже для многих из нас, в Нальчике, на площади перед музыкальным театром стихийно собралась большая группа балкарцев, что крайне напугало в первую очередь высшую балкарскую номенклатуру, которая тут же появилась у памятника Марии и усиленно пыталась завести собравшихся в здание.

Это было первое подобного рода официальное собрание в Нальчике. Интересно, что точно такое же собрание, почти столь же стихийно, в тот же день было проведено в Тырныаузе. Именно с этих событий начало набирать обороты развитие национального движения балкарского народа, что через год завершилось возникновением объединения "Ныгъыш" в Нальчике и аналогичной организации в Тырныаузе, куда были вовлечены представители всех балкарских сел от Кёнделена до Терскола...

...Своим путем шло и кабардинское национальное движение. Сегодня, к сожалению, как-то все незаслуженно забыли, что именно кабардинская интеллигенция первой обратилась к пленуму ЦК КПСС с просьбой (которую, как утверждают подписало около 600 человек) решить вопрос о возвращении формы государственного устройства республики к положению 1921 года, т. е. о воссоздании самостоятельного субъекта - Кабарды.

Безусловно, как для кабардинского, так и для балкарского народов этот вариант был и есть наилучший способ их дальнейшего добрососедского сосуществования.

Этому, однако, как всегда, от имени "трудового народа" воспротивились те, кто не захотел жить в меньшем, но собственном доме и требовали, конечно же, в первую очередь во имя собственного самосохранения, сохранить "единое и неделимое, братское" социалистическое общежитие.

Основной же на самом деле причиной их противостояния было только то, что как в обновленной Кабарде, так и в Балкарии, при демократических выборах и формировании новых властных структур, все эти люди, имевшие далеко не безоблачное прошлое, несомненно, оказались бы за бортом, т. к. независимо от национальной принадлежности к тому времени народ в массовом порядке поддерживал идеи демократии и особенно поверил в них после вывода советских войск из Афганистана. То есть критерии оценки личности были уже другими...

Основная часть национальных движений носила безусловно демократический характер и, при нормальных демократического толка руководителях, работала рука об руку с властью во благо народа. К сожалению, постепенно демократия превращалась в анархию, а оказавшиеся бесконтрольными власти со временем погрязли в коррупции, что совершенно не сочеталось с идейной чистотой подлинно демократической части национального движения, которое вполне справедливо стало обвинять власть в нечистоплотности, а в ответ получило для себя ярлык "рассадника национализма, экстремизма и бандитизма" со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями...

Чтобы расколоть и запустить в ход систему взаимоуничтожения, власти научились организовывать новые (альтернативные) национальные движения и организации.

Подобная организация (именующая себя интеллигентской) - "Бирлик" - была создана даже в немногочисленной балкарской среде, но не прижилась, хотя именно ее активисты впоследствии поголовно предали интересы нашего движения, куда в свое время предусмотрительно были влиты...

Естественно, что за 12 лет с момента своего зарождения, в т. ч. и за 10 лет своего официального бытия, национальное движение балкарского народа пережило все, что характерно, более того, неизбежно для любого национального движения.

Были у нас несомненные взлеты на гребень политической волны и явные спуски с него. Но ни разу не было всеобщего падения балкарского национального движения, в смысле моральном (даже ради достижения сиюминутных политических целей). Мы везде и всегда вправе утверждать, что за все это время не только не было пролито чьей-то капли крови по нашей вине, но, как раз-таки, именно национальное движение балкарского народа, благодаря своей конструктивной политике, неоднократно являлось стабилизатором и нейтрализатором всякого рода конфликтов, в т.ч. и межнациональных.

В качестве наиболее убедительных примеров можно привести провокации, учиненные с молчаливого согласия, а иногда при откровенной поддержке высшего руководства КБР в селениях Яникой (декабрь 1991 г.) и Новая Балкария (май 1992 г.).

В качестве подобного примера стоит назвать не только не убранный (несмотря на нашу предварительную заявку), но и оцепленный автоматчиками стадион Нальчика (8.03.94 г.), где шел 10-тысячный траурный митинг балкарского народа, когда эта громадная и разъяренная масса людей собралась двинуться к Дворцу профсоюзов, где шел очередной партхозактив, посвященный дню депортации балкарского народа, по сути превращенный в бенефис с преподнесением подарков и соответствующим славословием.

Митингующий народ тогда ведь собрался вытащить из теплого дворца не только "отцов республики", но и высоких московских гостей, чтобы спросить их, к кому и зачем они приехали, а затем заставить их на улице под снегом послушать мнение балкарского народа, а не административные байки о двухстах мифических объектах, якобы построенных в до сих пор неизвестных балкарских селах.

Только авторитет Национального Совета удержал толпу и предотвратил достаточно предсказуемые последствия подобного шага...

Наверное, все-таки пора откровенно сказать и о том, что только абсолютное неучастие балкарского народа в захвате телевидения и недельной осаде Дома Советов осенью 1992 года сохранило от отставки, а возможно, и от пьяной расправы толпы ныне действующий политический режим республики. Хотя, к сожалению, называя нас националистами, экстремистами и даже бандитами, руководители республики, похоже, совершенно забыли об этих страницах собственной истории.

В качестве аналогичных примеров можно было бы привести и Тырныаузские (1994 г.) события, и Нижнечегемский (1996 г.) обстрел войсками неэвакуированного села, и многое другое, вплоть до вооруженного разгрома общественно-политического центра балкарского народа в ноябре 1996 г.

Наконец, сегодня можно поднять официальную хронику, чтобы еще раз убедиться в том, что именно балкарское национальное движение, в первую очередь, Национальный Совет балкарского народа (обычно очень выдержанный в своей повседневной политической деятельности) делал наиболее жесткие заявления и требования по прекращению всех кавказских войн,

Для нас всегда и одинаково неприемлемо было убийство абхазских и грузинских, ингушских и осетинских, русских и чеченских детей во имя чьих бы то ни было преступных политических амбиций.

Ибо все эти народы были не только нашими многовековыми географическими соседями, но мы еще к тому же 70 лет жили с ними вместе, имея единое отечество и гражданство, более того, в самые тяжелые времена делились куском хлеба...

Не секрет, что любому движению (партийному, общественному, национальному и т.д.) придает первоначальный импульс и определяет его дальнейший курс идея.

Балкарское национальное движение возникло на идее возрождения демократии и восстановления исторической справедливости по отношению к своему репрессированному народу.

Т.е. идея изначально была гуманна, благородна, законна. И подняли эту идею, естественно, люди благородные. А потому у нас нет никакого сомнения, что, несмотря на любые противостояния, она восторжествует. Это только вопрос времени...

Конечно, как уже было отмечено, наше движение "переболело" всеми возможными "болезнями". Но время убедительно доказало, что при всех наших удачах, и особенно неудачах, всегда сохраняется и неизменно действует дальше тот основной костяк зачинателей этого движения. Более того, что больше всего радует, за это время рядом с ними выросло значительное число грамотной молодежи, столь же преданной этому делу.

Да, будем откровенны, временами в поисках славы, а чаше для последующего бартера собственной персоны взамен различных форм правительственных подачек, среди нас оказывались очень яркие и даже далеко не бездарные карьеристы и "тихие стукачи", которые после соответствующих торгов, пополняли ряды балкарской номенклатуры. Были у нас свои Иуды и Гапоны. Мы не будем называть их имен, т. к. они хорошо известны в народе, как и их реальная материальная стоимость. Это дело их совести и истории, которая расставит все по своим местам.

Но были и другие. Их всегда было, есть и будет абсолютное большинство. Мы сознательно не будем сегодня называть поименно ни одного человека в возрасте до 60 лет, т. к. именно эту часть активистов национального движения балкарского народа руководство республики и иже с ним постоянно пытаются обвинить во всех человеческих пороках, начиная от национализма и бандитизма, до банального покушения на чью-то президентскую шляпу и даже на второсортный номенклатурный "балкарский портфель". Назовем лишь несколько имен из среды нашего старшего поколения и зададимся вопросом: что заставило 70-летнего Магомеда Этчеева, вернувшегося из депортации, похоронившего там всю свою семью в 13 человек, одним из первых прийти в столь непопулярное, гонимое властями и даже опасное для жизни национальное движение?

Ведь этот необычайно трудолюбивый и мастеровитый человек даже безо всякой пенсии со своими золотыми руками мог бы прожить безбедно, нянча внуков. Кто его заставляет сегодня в любое время дни и ночи выполнять любую, казалось бы мелкую, но столь необходимую повседневную работу для обеспечения дальнейшей деятельности этого движения?!..

Что могло заставить одну из известных и уважаемых людей нашей республики, 80-летнюю Миналдан Шаваеву (которая при желании могла бы провести свою старость "под аплодисменты", т. е. во всех мыслимых и немыслимых "почетных президиумах") в ноябре 1996 года, кинуться навстречу нападавшим с оружием ОМОНовцам, защищая здание Национального Совета?!.

Кто, кроме Бога, мог бы принудить мудрейшего Салиха Непеева, самого первого руководителя "Тёре" и Совета старейшин Приэльбрусья, потратить12 лет своей жизни ради одной единственной идеи? Ведь этого почтенного человека невозможно обвинить как в "молодости", так и безрассудности…

И наконец. Какая сила заставила светлой памяти Солтана Аттасауова - первого председателя Совета старейшин Балкарии метаться по Грозному под жестокой бомбежкой на грузовике с гуманитарной помощью? Встречавший "гуманитарку" на месте чеченец потом рассказывал: "Помимо бомбежки, беспрерывно с двух сторон простреливали мост. Я уже не думал не только о себе, но и о водителе грузовика, молодом парне, много раз доставлявшем подобные грузы. Думал лишь о том, что, если, не дай Бог, случайно убьет старика, буду опозорен и перед чеченцами, и перед балкарцами. Поэтому, оценив обстановку, я предложил отъехать назад, спрятать машину в селе, а назавтра с рассветом доставить груз другим путем, Солтан понял меня сразу, обнял за плечо и сказал: "Если бы ты знал, сколько раз меня убивали... Я свое прожил, И по мне лучше умереть здесь, чем люди подумают, что я струсил на старости лет и позволил погибнуть беспомощным раненым, ждущим этих лекарств". После этих слов водитель молча развернулся по большому кругу, набрал бешеную скорость и понесся к мосту. Под пулеметным огнем мы проскочили мост, который буквально через несколько секунд взлетел в воздух, чуть не опрокинув нас взрывной волной. Груз мы доставили. А ведь тогда среди раненых большинство было только что мобилизованных русских солдат, которых мы кормили и лечили как могли, понимая, что этих детей загнали туда в качестве пушечного мяса. Потом, по приказу Джохара Дудаева, их всех вернули матерям"... Что же ими двигало? С точки зрения нормального человека ясно, что, в первую очередь, собственная, пережитая балкарским народом беда сделала всех этих пожилых людей сердобольными по отношению к своим соседям и заставила одних собирать по балкарским селам "гуманитарку" (мясо, муку, шерстяные изделия, шприцы, деньги и даже железные печки), а других под бомбежкой доставлять эти грузы по назначению. Да и вряд ли кто-либо, претендующий называть себя человеком, мог бы не содрогнуться от ужаса и сострадания, увидев в те дни Грозный или Самашки...

И все же, даже при всем этом крайне сомнительно, что кто-то из тех, кто обязательно "находит грязь" в любом не ими начатом деле (хотя бы тайком и для себя) может понять образ мышления этих пожилых и благородных людей, их душевную чистоту и их действия, которые без прикрас можно назвать подвигом.

Вместе с тем, мы полагаем, что ни один нормальный человек, не додумается обвинить их в кровожадности, то бишь в экстремизме, национализме, бандитизме и прочих уголовно-политических "измах", как и в желании непременно завладеть чьим-то дерматиновым "портфелем".

Так что же их погнало и свыше десятилетия заставляет жить столь беспокойной жизнью?

Ответ для здравого ума прост. Во-первых, независимо от значительной разницы в возрасте и уровне их образования, все они обладают высоким внутренним интеллектом, в связи с чем каждый из них ощущает себя Свободным Человеком. Во-вторых, каждый из них, пройдя жизненный ад, доставшийся им, предельно четко осознает то, что можно стать министром в Америке, генералом в Африке, профессором в Австралии, но народом (к тому же равноправным) можно быть только на собственной, по праву принадлежащей им, свободной Родине.

Именно этот фактор, одними из первых привел их в национальное движение и заставляет работать наравне с 20-летней молодежью, более того, именно он и объединяет их всех вместе крепче всякого железного обруча...

К тому же, наверное, такие люди, которые вправе называться совестью народа, просто не умеют и не могут быть непервыми, когда этого требуют интересы народа, а потому заслуживают вечную его благодарность и еще раз наши поздравления.

Мы сердечно поздравляем и тех, кто влился в ряды нашего народно-демократического движения гораздо позже, но столь же достойно, искренне служил делу реабилитации своего народа.

Наконец. Мы желаем им всем, в первую очередь, удачи в реализации их благородных помыслов в деле восстановления исторической справедливости, т. к. убеждены, что только в этом случае они будут по-настоящему счастливы и всегда здоровы!

М. Мисиров. Зам. председателя
Государственного Совета Балкарии

Светлой памяти Хаджи-Мурата Ибрагимбейли…

Четвертого марта 1999 года скончался один из выдающихся сыновей Кавказа - академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор, эксперт Гоcударственной Думы РФ, член Политического консультативного совета при Президенте РФ, сопредседатель Общероссийского мусульманского общественного движения "Hyp" - Хаджи-Мурат Ибрагимбейли.

Помимо всех перечисленных официальных регалий, Х.-М. Ибрагимбейли многие годы являлся одним из самых последовательных и верных защитников прав репрессированных народов, среди которых пользовался необычайно большим уважением н признательностью.

8-го марта 1999 года на очередном траурном митинге балкарского народа, проходившем у Камня Памяти в Долинске, сразу после свершения поминальной молитвы по жертвам сталинского геноцида сотни людей, только что услышавшие скорбную весть, совершили мусульманскую обрядовую молитву по светлой памяти Хаджи-Мурата Ибрагимбейли и выразили свои соболезнования.

Выполняя поручение участников траурного митинга, от имени всего балкарского народа мы выражаем наши искренние и глубокие соболезнования семье покойного, его родным и близким.

Светлая память о незабвенном Хаджи-Мурате Ибрагимбейли навсегда сохранится в памяти тех, кого он защищал.

Государственный Совет Балкарии
9 марта 1999 года

Письмо в номер.

Дорогая редакция!

Моё первое письмо вы не опубликовали, сославшись на закон и сказав, что оно слишком жесткое. Я бы не стал писать, но приближается очередное 28-е марта, подаренное нам в качестве национальною праздника руководством Кабардино-Балкарии вместо полной реабилитации балкарскою народа. Самое странное заключается даже не в том, что с нами поступили, как с ребенком, которому подсунули обертку вместо конфеты, а в том, что высокопоставленные люди, только вчера отобравшие в законодательном порядке наше конституционное право на самоопределение и самоуправление, сегодня на весь мир утверждают, что они восстановили нашу государственность.

Совсем анекдотично и очень жалко это выглядит, когда подобное утверждают с трибуны балкарские чиновники.

Я не буду говорить о том, что этому празднику во всей республике радуются только те, кто под это дело ежегодно получает многие миллионы бесконтрольных рублей, да алкоголики, которые в этот день могут бесплатно напиться, а потом безнаказанно набить морду друг другу. Не знаю, кому от этого становится хорошо, когда люди теряют человеческий облик. Я также хочу спросить у больших балкарских чиновников, т. к. поведение других мне понятно:

Кто из них и на какой карте может показать хотя бы один квадратный метр земли, восстановленной ими балкарской государственности, где хозяином является балкарский народ?

Кто из них может назвать, в том числе и себя, хотя бы одного балкарского государственного деятеля ими "восстановленной" балкарской государственности, к тому же избранного балкарским народом?

Я готов зарезать каждому из них по барану на этот их праздник, если кто-то может назвать хотя бы даже одного главу балкарской сельской администрации, избранного балкарским народом, на всей территории "восстановленной" ими балкарской государственности.

Хусей Непеев

От редакции: Уважаемый Хусей! По вашей просьбе мы перевели письмо на русский язык и публикуем его только по одной простой причине, т. к. абсолютно уверены, что все ваши бараны останутся при Вас, ибо ни один чиновник не в состоянии показать, а тем более доказать того, что Вы требуете.

Срочно в номер.

Президенту Республики
Северная Осетия-Алания
Дзасохову А. С.
г. Владикавказ
Дом Правительства

Безмерно возмущены варварским террористическим актом, погубившим и искалечившим десятки мирных людей.

От имени балкарского народа выражаем наши глубокие соболезнования родным и близким жертв этой трагедии.

Государственный Совет Балкарии.
20 марта 1999 года.

Многие лета здравствуй, "Ас-Алан"!

"Не совершайте насилия над другими и не допускайте насилия над собой"

Пророк Мухаммед

АС – АЛАН
№1

Ежеквартальный массовый журнал, освещающий историю
и сегодняшнюю жизнь карачаево-балкарского и других народов
Российской Федерации

Издается с 17 ноября 1998 года на карачаево-балкарском, русском,
английском, турецком, арабском, немецком,
французском языках.

УЧРЕДИТЕЛЬ:
Книжное издательство "Мир дому твоему"

Главный редактор:
Билал Лайпанов

Редакционная коллегия:
Владимир Чубатый, Светлана Алиева, Абдуллах Бегиев,
Расул Джаппуев

Редакционный совет:
Азрет Кечеруков, Хаджи-Мурат Хубий, Дахир Семенов,
Казбек Бостан, Алан Лайпан, Мустафа Доммайчы,
Энвер Токаев, Аднан Табакъчы, Мустафа Къарабаш,
Абдуллах Батча, Борис Лайпанов, Алий Тоторкулов,
Уфук Таукьул, Хусейин Биджиев, Солтан Хубиев

"МИР ДОМУ ТВОЕМУ"
Москва
1998

От редакции:

Приятно быть вестником радости. Поэтому редакция газеты "Балкария" с большим удовольствием сообщает своим читателям, что 17 ноября 1998 года в г. Москве впервые начал издаваться общественно-политический и культурно-исторический, независимый журнал карачаево-балкарского народа, название которого было предопределено его содержанием.

Первый номер журнала, в котором опубликованы: "История и духовная культура карачаево-балкарского народа" (И. Мизиев, М. Джуртубаев), "Карачай и Балкария в составе России" (С. Алиева), "Карачаево-балкарское искусство перед лицом национальных потрясений и трагедий далекого и близкого прошлого" (С. Червонная), вышел в свет на русском, турецком и английском языках и в течение ближайших двух недель будет доставлен нашим читателям.

Более того, значительная часть тиража будет направлена в Европу, Америку, Турцию и, конечно же, в первую очередь, в российские регионы, среднеазиатские республики, Казахстан, Азербайджан. Наша редакция не стала давать оценку журналу, т. к. трудно это сделать лучше, чем в предисловии, написанном генералом армии Владимиром Семеновым.

Поэтому мы решили опубликовать в нашей газете только копию титульной части журнала (где содержится вся необходимая информация) и обращение В. М. Семенова к читателям.

Нам же остается искренне поздравить главного редактора журнала Бипала Лайпанова и весь редакционный коллектив, пожелав многие пета и успешного творчества журналу "АС-АЛАН"!

Генерал армии Владимир Семенов
к читателям первого номера журнала "Ас-Алан".

Вы держите в руках первый номер ежеквартального журнала "АС-АЛАН" и тем самым причастны к большому событию. Действительно, событию, потому что впервые в истории у карачаево-балкарского народа появился свой независимый журнал.

В этом событии не дань моде и не слепое подражание. Во-первых, давно назрела необходимость напомнить самим себе, откуда мы родом, кто такие, чем богата наша история и культура, какими духовно-нравственными ценностями владеем и как этим наследством распоряжаемся, как жили, живем и собираемся жить. Но это не все. Чтобы знать, каким путем идти нашей стране дальше, чтобы уберечь ее от разрушения, а ее народы от окончательного разобщения, нужно постараться извлечь горькие уроки из нашего тяжелого прошлого. На примере судьбы одного народа можно увидеть явление, сделать обобщения в масштабах государства и, осознав все содеянное властями в разные годы и при разных режимах, попытаться поправить наше настоящее, чтобы не допустить возврата прошлого. А для этого важно, знать это прошлое. Без этого из настоящего не шагнуть в будущее, тем более – лучшее будущее.

Конечно же, журнал, первый номер которого выходит на русском, английском и турецком языках, адресован не только карачаевцам и балкарцам. Хочется надеяться, что у него будет широкая читательская аудитория на Северном Кавказе и в других регионах России, а также в ближнем и дальнем зарубежье. Для этого планируется следующие номера издавать также на немецком, французском и арабском языках.

Не секрет, что многие наши беды, недоверие и непонимание между народами кроются как раз в незнании друг друга. И чем меньше "белых пятен", на этом поистине безграничном поле межнационального общения останется, тем, я уверен, быстрее разные люли найдут верные пути к сближению, к общению. Эту задачу в числе многих других и поставил решить "АС-АЛАН".

Надеюсь, что журнал заинтересует и государственных мужей и простых читателей. Он многопланов по тематическим направлениям и жанрам. Его без всяких натяжек и оговорок можно назвать общественно-политическим, историко-философским и литературно-художественным изданием одновременно. И в этом, не ошибусь, еще одно достоинство журнала, творческий коллектив которого приложил весь талант и умение, чтобы с первого же номера весомо заявить об издании.

С благодарностью обращаюсь к разным людям, принявшим участие в подготовке и выпуске журнала, и желаю ему долгой и счастливой жизни. Надеюсь, что в своих пожеланиях я буду не одинок.

В добрый путь, "АС-АЛАН"!

Страничка из биографии. В.М.Семенов.

Гeнepaл армии Влaдимир Магомедович Семенов родился 8 июня 1940 года в селе Хурзук Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики.

В 1962 году с отличием окончил Бакинское высшее общевойсковое командное училище. Также с отличием окончил Вoeнную академию им. М. В. Фрунзе в 1970 году и Boeнную академию генерального штаба РФ в 1979 году.

Прошел все ступени офицерского становления от командира взвода до Глaвнокомандующего Сухопутными войсками Вооруженных Сил РФ. Служил командиром взвода, роты в Ленинградском военном округе, командовал ротой морских пехотинцев на Северном Флоте. В Центральной группе войск последовательно занимал должности командира батальона, начальника штаба мотострелковой дивизии. В дальневосточном военном округе командовал дивизией, а в Московском военном округе - армейским корпусом. Семь лет служил в Забайкальском военном округе, где командовал армией, был первым заместителем командующего и командующим войсками округа. С 1991 года по апрель 1997 года - главнокомандующий Сухопутными войсками.

На всех занимаемых должностях проявил выдающиеся организаторские способности и профессиональные качества военачальника, зарекомендовал себя честным, порядочным и неподкупным человеком, за что пользуется высочайшим авторитетом и уважением в войсках.

За многолетнюю безупречную службу награжден многими орденами и медалями. Удостоен также орденов иностранных государств.

Отец - Семенов Магомед Хаджимурзович, карачаевец, фронтовик-артиллерист. Умер в 1997 году.

Мать - Семенова Клавдия Федоровна, русская, пенсионерка, проживает в Смоленской области.

Женат, имеет двоих взрослых дочерей.

В настоящее время Владимир Магомедович Семенов баллотируется кандидатом в президенты Карачаево-Черкесской Республики. В связи с чем от имени всех наших читателей мы желаем ему удачи на выборах 25 апреля 1999 года.

Информация:

31-го марта с. г. в Москве состоялось заседание "Круглого стола" Международной правозащитной Ассамблеи INTERNATIONAL ASSEMBLY FOR HUMAN RIGHTS PROTECTION на тему; "Государство. Этносы. Сепаратизм".

Заседание было открыто первым заместителем Председателя Российского Общества Красного Креста Ионовым Б. В. и проходило под председательством Президента Ассамблеи М. Г. Арутюнова. Характерной особенностью данного форума стало то, что в его работе принимали участие представители всех ветвей федеральной власти и лидеры национальных движений, ученые и правозащитники, представители ряда посольств и журналисты.

В числе других с докладом на тему "Право народов на самоопределение и нерушимость границ. Международное право и реалии" выступил Председатель Государственного Совета Балкарии Р. Джаппуев.

Следует отметить, что одним из бесспорно положительных итогов этого заседания и явно позитивным шагом Ассамблеи в целом стало то, что под ее эгидой создан Центр по защите прав репрессированных народов.

Некомпетентность или беспредел?!

Многие наши читатели, наверное, помнят, что в газете "Тере" №3 (34) за август 1997 года было опубликовано Заявление Государственного Совета Балкарии (о проекте новой Конституции Кабардино-Балкарской Республики), в котором в частности говорилось, что основной и первоочередной задачей этого документа является попытка окончательного и уже конституционного уничтожения этнического и геополитического понятия - Балкария.

Далее в Заявлении перечислялся целый ряд грубых противоречий основным принципам и нормам международного права, положениям Конституции Российской Федерации и Указу Президента РФ Б. Н. Ельцина от 5 октября 1995 года, допущенных в предлагаемом для обсуждения проекте Конституции.

Более того, указывалось, что подготовленный Парламентом КБР проект Конституции республики противоречит даже собственной Декларации "О государственном суверенитете КБССР" от 30 января 1991 г., кстати, принятой почти тем же бессменным депутатским корпусом, и в которой было изложено, что именно она (Декларация) "...является основой для разработки Конституции КБССР...", т. к. в ней (ч. 1) четко излагались основополагающие принципы дальнейшего государственного устройства Кабардино-Балкарии, которые были сформулированы следующим образом: "Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика как суверенное государство развивается на основе осуществления кабардинской и балкарской нациями своего неотъемлемого права на самоопределение как равноправных субъектов республики.

Кабардинский и балкарский народы как суверенные субъекты, образующие единую республику, обладают неотъемлемым правом на самоопределение, вплоть до выхода из республики и образования самостоятельной государственности"...

Следует отметить, что Заявление Государственного Совета Балкарии нами было официально представлено Парламенту КБР, а также направлено в ряд редакций правительственных газет республики...

К их чести следует отметить, что попытались внести свои поправки в обсуждаемый проект Конституции сессии депутатов Эльбрусского районного и сельского Советов местного самоуправления...

Казалось бы, что после всего этого, в первую очередь, Парламент КБР и непосредственные разработчики нового проекта Конституции должны были бы кинуться либо исправлять допущенные ими ошибки, либо через СМИ попытаться доказать собственную правоту.

Однако, применяя излюбленный в подобных случаях прием, Парламент КБР упорно молчал, а СМИ республики раскрутили очередную пропагандистскую кампанию, в коей основными фигурантами, как всегда, выступали широко известные в республике дежурные представители всякого рода советов и комитетов, которые взахлеб восхищались предлагаемым проектом как неким шедевром современного права.

К сожалению и к их стыду, подобные "восторги" проявлялись также рядом не только не слишком компетентных, а потому "все одобряющих", депутатских форумов местного самоуправления, но и некоторыми юристами...

Восторги, как и следовало ожидать, завершились тем, что проект был безоговорочно принят 1.09.97 г., пожалуй, с единственной значительной поправкой, по сути, гарантирующей пожизненное президентство одного лица, дабы не ущемить его "права человека", как аргументировал необходимость подобной поправки спикер палаты Махмуд Жабоев.

Вместе с тем, именно в этот день и в связи с принятием подобной Конституции балкарский народ законодательно был лишен собственной правосубъектности (со всеми вытекающими из этого для него последствиями), а Балкария перестала быть нашей национальной (этнической) территорией...

То есть заказчики и разработчики новой Конституции КБР, достаточно хорошо зная, что все соответствующие международные правовые нормы подтверждают, что:

а) все народы имеют основное всеобщепризнанное право на самоопределение...

б) на основе права на самоопределение они имеют право неотъемлемого суверенитета над своими естественными богатствами и ресурсами...

целенаправленно, "конституционным" путем ликвидировали не только ранее гарантированную правосубъектность балкарского и кабардинского народов, но и упразднили их имена.

В результате этого негласным, но фактическим хозяином всей территории республики стало "единое и неделимое" руководство КБР.

Конкретными последствиями подобного законотворчества для балкарского народа стали полная потеря им сферы альпинизма и территории источника Жылы-Суу, насильственное акционирование ТВМК и ныне продолжающаяся борьба за сферу туризма в Приэльбрусье...

На основании всего изложенного, исходя из решений съезда балкарского народа и руководствуясь принципами демократии, гласности и законности, Государственный Совет Балкарии обратился в независимый правовой экспертный Совет, действующий при Московской Хельсинской группе (М.Х.Г.) с просьбой провести правовую экспертизу ныне действующей Конституции КБР и Закона "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике"...

Между тем, особо следует отметить тот факт, что к моменту завершения правовой экспертизы Конституции КБР, проведенной независимыми специалистами, мы узнали, что подобная работа в порядке надзора была проведена и Генеральной Прокуратурой Российской Федерации, причем по целому ряду ее субъектов.

Более того, нам удалось заполучить и тщательно сверить заключение специалистов Генеральной Прокуратуры РФ, выданное по Конституции КБР, с имеющимися у нас выводами независимых экспертов, которые постатейно и, по сути, полностью совпали, если не считать несколько различную лексику изложения материала специалистами...

Заключение экспертов таковы (материалы экспертизы специально публикуются не в форме двух официальных справок, а в наиболее доступном для читателей варианте, что никоим образом не искажает сути названного двустороннего экспертного заключения. Ред.):

"Ряд положений действующей Конституции Кабардино-Балкарской Республики противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству":

1. Частью 1 ст. 1 Конституции КБР установлено, что Кабардино-Балкарская Республика есть суверенное демократическое правовое государство в составе Российской Федерации".

Данное положение противоречит ч. 1 ст.3; ст.4; ч.3 ст.5; ст. 11; ч. 1 ст. 15; ст. 67 Конституции Российской Федерации.

(То есть первая же часть первой статьи Конституции КБР противоречит сразу шести статьям Конституции России. Если учесть, что в данном случае, речь идет об "Основах конституционного строя", что является фундаментом всякого Основного закона, то вполне понятной становится вся последующая законотворческая "самодеятельность" наших парламентариев и правоведов, попытавшихся построить "суверенное" здание, как говорят строители, на "ложном фундаменте". Ред.).

2. Частями 2, 5, 6 ст. 6 Конституции КБР установлено, что: "Гражданство Кабардино-Балкарской Республики приобретается и прекращается в соответствии с республиканским и федеральным законами".

"Соотечественникам, проживающим за пределами Кабардино-Балкарской Республики, предоставляется право приобретения гражданства Кабардино-Балкарской Республики, если это не противоречит законам страны проживания".

"Каждый гражданин Кабардино-Балкарской Республики одновременно является и гражданином Российской Федерации, обладает на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации".

Закрепленное положение противоречит ст. 6; п. "в" ст. 71; ч.1 ст. 76 Конституции Российской Федерации; ст.ст. 2, 12 Закона о гражданстве РФ.

3. Частью 3, ст. 58 Конституции КБР предусмотрено:

"Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом и законом Кабардино-Балкарской Республики только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны Российской Федерации и безопасности Кабардино-Балкарской Республики".

Данная норма противоречит ч.ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ.

4. Статьей 63 Конституции КБР установлено:

"Гражданин Кабардино-Балкарской Республики может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики".

Данная статья противоречит статье 60 Конституции РФ.

5. Частью 2 ст. 65 Конституции КБР установлено:

"Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Кабардино-Балкарской Республике правами и несут обязанности наравне с гражданами Кабардино-Балкарской Республики, кроме случаев, установленных федеральным или республиканским законами либо международным договором Российской Федерации".

Данное положение противоречит ч. 3, ст. 62 Конституции РФ.

6. Пункт "Е" ст. 69 Конституции КБР предусматривает, что в ведении Кабардино-Балкарской Республики находится: ... "установление порядка и условий приобретения в собственность, а также владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водами и другими природными ресурсами".

Закрепленное положение противоречит п. "в" ст. 4 Договора между РФ и КБР; п.п. "в, к" ч.1 ст. 72; ч.ч.2, 5 ст. 76 Конституции РФ.

7. Пункт "К" ст. 70 Конституции КБР предусматривает, что в совместном ведении Российской Федерации и Кабардино-Балкарии состоит:

..."осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий, гражданская оборона".

Данное положение противоречит п. "М" ст. 71; ч.1 ст. 76 Конституции РФ; п. "М" ст. 6 Договора между РФ и КБР.

8. Часть 2 ст. 79 и ч. Зет. 89 Конституции КБР устанавливают, что "Президентом Кабардино-Балкарской Республики может быть избран гражданин Кабардино-Балкарской Республики не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, свободно владеющий одним из государственных языков Кабардино-Балкарской Республики и постоянно проживающий в Кабардино-Балкарской Республике не менее 10 лет".

"Вице-президентом Кабардино-Балкарской Республики может быть избран гражданин Кабардино-Балкарской Республики не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, свободно владеющий одним из государственных языков Кабардино-Балкарской Республики и постоянно проживающий в Кабардино-Балкарской Республике не менее 10 лет".

Установленные положения противоречат ч. 2 ст. 19; ч.ч. 2 и 3 ст. 32 Конституции РФ; ч. ч. 5, 6 ст. 4 Федерального Закона об основных гарантиях избирательных прав.

9. Часть 1 ст. 78 Конституции КБР противоречит ряду положений Конституции РФ, перечисленных в пункте 1 данной справки. Ред.

10. Пунктом "Е" ст. 81 Конституции КБР установлено, что Президент Кабардино-Балкарской Республики:

... "назначает на должность и освобождает от должности глав местной администрации в предусмотренном законом порядке".

Данное положение противоречит п. "Н" ч. 1 ст. 72; ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ; ч. 3 ст. 17 Федерального Закона об общих принципах местного самоуправления.

(Подобный вывод о назначении глав местного самоуправления сделан экспертами и по п. 3 ст. 17 Закона о местном самоуправлении в КБР. Ред.).

11. Пункт "И" ст. 81 и п. "б" ч.1 ст. 102 Конституции КБР предусматривает, что:

"Президент КБР представляет Совету Представителей Парламента Кабардино-Балкарской Республики в установленном порядке кандидатуру председателя Национального банка Кабардино-Балкарской Республики для получения согласия на его назначение на должность и вносит предложение об освобождении его от должности".

"К ведению Совета Представителей Парламента КБР относятся:

...дача согласия Президенту Кабардино-Балкарской Республики на представление в установленном порядке на назначение на должность и освобождение от должности председателя Национального банка Кабардино-Балкарской Республики".

Данные положения противоречат п. "ж" ст. 71; ч.ч. 1, 5 ст. 76 Конституции РФ; ст.ст. 83, 84, 88 Федерального Закона о Центробанке.

12. Пункт "к" ст. 81 и п. "в" ст. 102 Конституции КБР устанавливают, что:

"Президент КБР представляет Совету Представителей Парламента Кабардино-Балкарской Республики кандидатуры начальника Управления федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, начальника Государственной налоговой инспекции по Кабардино-Балкарской Республике и начальника Таможни Кабардино-Балкарской Республики для получения согласия на их назначение на должность в установленном порядке".

"К ведению Совета Представителей Парламента КБР относятся:

...дача согласия Президенту Кабардино-Балкарской Республики на представление в установленном порядке на назначение на должность и освобождение от должности начальника Управления федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, начальника Государственной налоговой инспекции по Кабардино-Балкарской Республике и начальника Таможни Кабардино-Балкарской Республики".

Данные положения противоречат п.п. "г, т" ст. 71; ч.ч. 1, 5 ст. 76 Конституции РФ: п.п. "г, т" Договора между РФ и КБР (от 01.07.94 г.); ч. 4 ст. 6 Федерального Закона об органах налоговой полиции; ч. 1-3 ст. 18 Федерального Закона о таможне; п. 8 Положения о Госналоговой службе РФ.

13. Пункт "л" ст. 81 и ч. 3 ст. 127 Конституции КБР устанавливают, что:

"Президент Кабардино-Балкарской Республики дает согласие на назначение прокурора городов и районов Кабардино-Балкарской Республики в установленном законом порядке".

"Прокуроры городов и районов Кабардино-Балкарской Республики назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации, по представлению прокурора Кабардино-Балкарской Республики, согласованному с Президентом Кабардино-Балкарской Республики".

Данные положения противоречат ч. 4 ст. 129 Конституции РФ; ч. 2 ст. 13 Федерального Закона "О прокуратуре РФ".

14. Пункт "д" ч. 2 ст. 88 Конституции КБР предусматривает, что полномочия Президента Кабардино-Балкарской Республики досрочно прекращаются в случаях:

"...выражения ему недоверия на референдуме".

Данное положение противоречит п. "а" ч. 3 ст. 13 Федерального Закона об основных гарантиях избирательных прав.

15. Часть 6 ст. 89 и часть 1 ст. 96 Конституции КБР устанавливают, что:

"Вице-президент Кабардино-Балкарской Республики обладает неприкосновенностью".

"Депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей". Данные положения противоречат п. "о" ст. 71, ч.ч. 1, 5 ст. 76 Конституции РФ.

16. Пункт "н" ч. 1 ст. 100 Конституций КБР устанавливает, что к совместному ведению палат Парламента КБР относятся:

... "установление республиканских налогов и сборов, определение порядка установления местных налогов и сборов".

Установленная норма противоречит п. "и" ч. 1 ст. 72; ч. 3 ст. 75: ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ; ч. 2 ст. 18; ч.1 ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы".

17. Статья 118 Конституции КБР устанавливает, что:

"Судьи независимы и подчиняются Конституции Кабардино-Балкарской Республики, Конституции Российской Федерации и законам Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации".

Данное положение противоречит ч. 1 ст. 120 Конституции РФ; ч. 2 ст. 5 Федерального Закона о статусе судей...

И наконец. Генпрокуратура России отметила в своих выводах даже то, что прокуратура КБР попыталась указать Парламенту республики на несоответствие ст. 127 Конституции КБР статье 129 Конституции РФ, но "Парламент КБР не счел возможным устранить отмеченное нарушение". То есть единственно весомое замечание республиканской прокуратуры, сделанное, скорее всего, для защиты собственной, высокой федеральной "крыши", было проигнорировано Парламентом КБР как и все иные серьезные замечания, предложения и дополнения к проекту Конституции. Странно другое. Демонстративно проигнорировав в свое время все предложенные, кстати, правомерные, поправки к проекту новой Конституции КБР, Парламент республики упорно молчит сегодня, имея на руках представление Генеральной Прокуратуры России.

Что это? Нежелание депутатов в очередной раз афишировать уровень правовой компетенции своих предшественников или правовой "беспредел"?

Ведь сегодня, не только для законодателей, но и рядовых обывателей совершенно очевидно, что единое российское государство может существовать только при единстве (совместимости и соответствии) законов его образующих субъектов с федеральными законами и, более того, только при условии, когда это государство неукоснительно будет соблюдать и четко исполнять все свои законы, не превращая их в предмет политических торгов.

Пресс-группа Государственного
Совета Балкарии. 

Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz