на главную сайта   архивные материалы независимой газеты "Балкария" за 1999-2004гг 

некоторые из номеров  1, 2, 3 газеты "Балкария" за 2005г  с  материалами по теме правого беспредела в КБР.

фото и карты


Президенту Российской Федерации 
Путину В. В.
Председателю Совета Федерации 
Федерального Собрания РФ 
Миронову С. М.
Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания РФ 
Грызлову Б. В.



ОБРАЩЕНИЕ

Мы, старейшие представители балкарского народа - участники Великой Отечественной войны и ветераны труда, народа, пережившего депортацию, обращаемся к Вам, гаранту Конституции Российской Федерации и руководителям палат высшей законодательной власти страны, по поводу реализации в Кабардино-Балкарской Республике Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". 
Мы далеки от политики, но жизненный опыт подсказывает, что Закон КБР № 13-РЗ от 27 февраля 2005 года "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике" лишает нас и наших потомков всех прав на земли, которые принадлежали веками балкарскому народу. Этот закон по своей сути сродни Указу Президиума Верховного Совета СССР "О переселении балкарцев, проживающих в Кабардино-Балкарской АССР, и о переименовании Кабардино-Балкарской АССР в Кабардинскую АССР" от 8 апреля 1944 года. Два документа близки не только по духу, но и по форме принятия. Указ Президиума Верховного Совета имел гриф "без публикации", а Закон КБР № 13-РЗ от 27 февраля 2005 года, был опубликован ограниченным тиражом на одном языке, вместо положенных трех, и распространялся исключительно по списку Министра печати и информации КБР, в который простые жители республики не попали. 
Мы, многое перевидавшие и помнящие прошлое, к сожалению, с высоты прожитых лет с опаской смотрим в будущее. Чтобы прояснить суть нашей проблемы, придется вернуться назад. Наш народ 178 лет тому назад добровольно вошел в состав России. Через 32 года была установлена власть царской администрации и Балкария была включена в состав административного округа, который к началу ХХ века назывался Нальчикским и делился на четыре участка. В состав Второго участка входила Балкария вместе со слободой Нальчик, немецкая и еврейская колонии. К тому времени в Балкарии произошли события до боли напоминающие события, связанные с принятием Закона КБР № 13-РЗ от 27 февраля 2005 года "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике". К 1904 году старшины, их родственники и люди близкие к ним сумели завладеть общинными землями, а обманутому и безграмотному народу оставили только право отстаивать свои интересы в судах, что привело в итоге к насилию. 
Балкарский округ 20 января 1920 года вошел в состав Горской Автономной Советской Социалистической Республики. Через год его выделили из территории Горской Республики, так как Президиумом ВЦИК 16 января 1922 года в частности постановил: 
"2. В состав Кабардино-Балкарской Автономной области включается территория Кабарды, указанная в декрете ВЦИК от 1 сентября 1921 г., и территория Балкарии в составе районов (округов)…
3. Съезды Советов Кабарды и Балкарии избирают на общих основаниях, каждый в отдельности, свои собственные Исполкомы, которые составляют на паритетных началах из своих представителей общий объединенный Кабардино-Балкарский Областной Исполком, коему присваиваются права Губисполкома.
4. Местопребыванием Областного Исполкома, как и местных Кабардинского и Балкарского Исполкомов, устанавливается гор. Нальчик".
С этого момента начинается фактическое расчленение Балкарии как административной единицы.
В 1924 году из Балкарского округа был выведен аул Хабаз с прилегающими к нему Нагорными пастбищами и включен в состав вновь образованного Нагорного округа. Оставшаяся часть Балкарского округа в 1935 году была разделена на три района - Чегемский, Чеpeкский и Эльбрусский. В 1938 году при очередном разукрупнении из Черекского района был выведен ряд населенных пунктов, образовавших Хуламо-Безенгиевский район, а также были выделены Ташлы-Тала и поселок Лескенского фанерного завода, которые были включены в состав Лескенского района.
Балкарские руководители, которые в разное время пытались отстаивать интересы народа и его земли (Юсуф Настуев, Ако Гемуев, Магомет Энеев, Келлет Ульбашев, Азрет Мокаев) были уничтожены. 
Дальше - больше. 23 февраля 1944 года первый секретарь Кабардино-Балкарского обкома ВКП(б) Кумехов, нарком Внутренних дел КБАССР полковник госбезопасности Бзиава и нарком госбезопасности КБАССР полковник госбезопасности Филатов подписали и направили ее на имя члена Государственного комитета обороны СССР, народного комиссара СССР Берия Л. П. справку "О состоянии балкарских районов Кабардино-Балкарской АССР". Составители документа, отметив, что балкарцы все время боролись против советской власти, резюмировали: "Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым решить вопрос о возможном переселении балкарцев за пределы КБАССР". И это писали люди, которые прекрасно знали, что в рядах Красной Армии находятся около шести тысяч балкарцев. Через две недели балкарцы, проживавшие на территории Кабардино-Балкарской АССР, как изменники Родины, были переселены в восточные районы СССР. 
Справка стала основанием для выселения балкарцев. В этом документе, о существовании которого мы в течение 50 лет даже не догадывались, есть сведения, на которые в свете событий последних лет следует обратить особое внимание:
"Всего балкарцев - 40909 человек
В районах Балкарии:
Эльбрусском - 14122 чел.
Черекском - 7499 чел.
Чегемском - 6589 чел.
Хуламо-Безенгиевском - 9923 чел.
Всего: 38133 чел.
В районах Кабарды:
Лескенском - 600 чел. (с. Ташлы-Тала)
Нагорном - 1256 чел. (с. Хабас)
гор. Нальчик - 920 чел. 
Балкария расположена в ущельях Главного Кавказского хребта. В административном порядке распределяется на 4 района: Эльбрусский, Чегемский, Черекский и Хуламо-Безенгиевский. 
Площадь земли Балкарии составляет - 503064 га
Из них:
пахотоспособных - 4755 га
сенокосных угодий - 56442 га
выпасных земель - 162697 га
лесных массивов - 97669 га
огороды и сады - 479 га
горы, хребты и проч. - 181022 га
На одного жителя балкарских районов приходится земли:
Всего: 12,95 га
Из них:
пашни - 0,26 га
сенокосной - 1,36 га
выпасной - 4,42 га
леса - 2,45 га
других - 4,46 га
Примечание: При определении площади земли на одного человека учтена земля, прирезанная Балкарии на Курских, Нагорных и Зольских пастбищах. 
По районам площадь распределяется следующим образом: 
Эльбрусский район: Всего - 179272 га
В том числе:
пашня - 1382 га, сенокос - 24223 га
выпасы - 62869 га, леса - 22851 га
огороды, сады - 106 га, горы, хребты - 67841 га
Черекский район: Всего - 102150 га
В том числе:
пашня - 694 га, сенокос - 11018 га
выпасы - 32374 га, леса - 13986 га
огороды, сады - 168 га, горы, хребты - 43910 га
Хуламо-Безенгиевский район: Всего - 113273 га
В том числе:
пашня - 1473 га, сенокос - 10678 га
выпасы - 29994 га, леса - 39153 га
огороды, сады - 129 га, горы, хребты - 31846 га
Чегемский район: Всего - 108369 га
В том числе:
пашня - 1206 га сенокос - 10523 га
выпасы - 37460 га леса - 21679 га
огороды, сады - 76 га горы, хребты - 37425 га
В связи с недостатком пахотоспособной земли и пастбищ в самой Балкарии, балкарским районам дополнительно дана для использования земля в Курских, Нагорных и Зольских пастбищ. 
Дополнительные земли… всего - 26769 га, из них пашни - 6281 га".
В этом документе руководство республики рассматривало Балкарию как самостоятельную административную единицу в составе четырех районов без включения в нее трех балкарских сел (Кичималка, Ташлы-Тала, Хабаз). 
Президиум Верховного Совета СССР 9 января 1957 года постановил "восстановить автономию балкарского народа". После тринадцати лет, проведенных на спецпоселении, мы вернулись на родину, но здесь не спешили восстанавливать бывшие балкарские районы. Не помог решить эту проблему даже Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля 1991 года. Мало того, мы из народа постепенно превратились в 10% населения со всеми вытекающими последствиями. Налицо двойные стандарты. Так Кабардино-Балкарская Республика с населением всего 0,62% от численности населения России имеет все те же властные структуры, что и центр, и одно министерство (по курортам и туризму), которого даже нет в федеральном правительстве. Местный парламент по численности (110 депутатов) сопоставим с Советом Федерации. Депутаты балкарской национальности (их 22) не в состоянии блокировать законы, затрагивающие коренные интересы балкарского народа. Балкарцам выделяется "квота" на руководящие должности. Народ к их назначениям не имеет отношения. До сегодняшнего дня мы не имеем права избирать прямым тайным голосованием глав сельских администраций. 
После возвращения из депортации балкарцы поселились преимущественно в тех же селах, откуда были высланы: Бабугент, Бедык, Безенги, Белая Речка, Булунгу, Былым, Верхний Баксан, Верхняя Балкария, Верхняя Жемтала, Герпегеж, Кара-Суу, Кашхатау, Кёнделен, Кичималка, Лашкута, Нижний Чегем, Ташлы-Тала, Хабаз, Хасанья, Хушто-Сырт, Эльбрус, Яникой. Эти села находятся в составе пяти районов. 
К сегодняшнему дню восстановлен только Эльбрусский район, где руководство республики два года назад пыталось образовать еще один город Эльбрус, на месте одноименного селения. По замыслу правительства новый город на территории Национального парка численностью до 50 тысяч человек должен был иметь республиканский статус. Местные жители прекрасно понимая, что за этим проектом стоит только стремление отнять у них земли, прилегающие к Эльбрусу, всячески противились превращению села в город. 
Руководство республики под предлогом реализации в Кабардино-Балкарии Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решило навсегда закрыть балкарский вопрос, превратив большую часть республики в межселенные территории. И это несмотря на то, что в КБР по последней переписи населения, средняя плотность населения составляет 72,3 человека на один квадратный километр, что является одним из самых высоких показателей по стране. Средняя плотность населения в КБР в 8,5 раза больше, чем средняя плотность по стране. Однако, наших парламентариев это не смутило. Они, вопреки Распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 года № 707-р "Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям с низкой либо высокой плотностью населения", где все районы Кабардино-Балкарии отнесены к территориям с высокой плотностью населения, выделили межселенные территории. 
План отчуждения наших земель, если отбросить словесную шелуху, которым его прикрывают средства массовой информации, достаточно прост. Самые большие села (Хасанья и Белая Речка), без проведения в них референдума, вопреки воле жителей и Советов местного самоуправления, присоединяются к городу Нальчику. Остальным селам земля выделяется условно. Горы, леса, реки, пастбища, рекреационные земли и все остальное, что в настоящем и будущем представляет или может представить определенную ценность, передается неким структурам, у которых в последующем появятся хозяева. Межселенные территории уже разделены, а наделы получили следующие названия: ГУП "Аурсентх", ГУП "Хаймаша", ГУП "Черек", Земельный запас, Земли находящейся в распоряжении Кабардино-Балкарской Республики, Кабардино-Балкарский Высокогорный государственный заповедник, Лесной фонд, Министерство курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики, Национальный парк "Приэльбрусье", Республиканский фонд перераспределения земель, ФГУ Нальчикское государственное опытное лесоохотничье хозяйство. Уже сегодня некоторые межселенные территории передаются в ведение таких муниципальных образований, которые раньше в горах не имели никакой земли. В продолжение Закона КБР № 13-РЗ от 27 февраля 2005 года "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике" Парламент республики принимает подзаконные акты, регулирующие механизм перераспределения межселенных территорий. 
По сути, для балкарцев создаются резервации, в которых они не смогут выжить. На территории компактного проживания балкарского народа выделено четырнадцать участков, некоторые не имеют границ между собой, не говоря уже о границах с Карачаево-Черкесией, Северной Осетией или Грузией. Половина из них полностью находятся внутри межселенных территорий. И все это притом, что на этих территориях никто и никогда кроме балкарцев не проживал и не проживает, и в силу этого интересы других народов не затрагиваются. Территории балкарских селений урезаны до предела. Вот примеры описания границы: "От реки Джилысу граница 1,4 км идет также по изгородям приусадебных земель до северной окраины села Булунгу" или "По контуру села Терскол (северная граница по участкам индивидуального строительства)". И таких примеров немало. За чертой некоторых поселений оказались исторические памятники и даже кладбища. Для наглядности прилагаем карту распределения территорий муниципальных образований и межселенных территорий в Кабардино-Балкарской Республике по Закону КБР № 13-РЗ от 27 февраля 2005 года "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике". 
Общая площадь территории КБР составляет 1247 тыс. га, из них межселенные территории составляют 636 тыс. га или 51% площади республики. 85% из всех межселенных территорий образованы на территории компактного проживания балкарского народа в Зольском, Лескенском, Чегемском, Черекском и Эльбрусском районах. Приведем данные о распределении земель по всем районам и балкарским селам после принятия Закона КБР № 13-РЗ от 27 февраля 2005 года "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике".
Баксанский район. Общая площадь - 75,7 тыс. га, из них межселенные территории - 4,1 тыс. га (5,4%).
Зольский район. Общая площадь - 210 тыс. га, из них межселенные территории - 135,0 тыс. га (64,3%). Площадь территорий балкарских сел района: Кичималка - 5,25 тыс. га; Хабаз - 7,5 тыс. га.
Лескенский район. Общая площадь - 52,0 тыс. га, из них межселенные территории - 25,6 тыс. га (48,2%). Площадь территории балкарского села района: Ташлы-Тала - 0,45 тыс. га.
Майский район. Общая площадь - 40 тыс. га, из них межселенные территории - 1,6 тыс. га (4,0%).
Прохладненский район. Общая площадь - 135 тыс. га, из них межселенные территории - 21,0 тыс. га (15,6%).
Терский район. Общая площадь - 90 тыс. га, из них межселенные территории - 15,0 тыс. га (16,7%).
Урванский район. Общая площадь - 48,0 тыс. га, из них межселенные территории - 6,1 тыс. га (12,7%).
Чегемский район. Общая площадь - 160 тыс. га, из них межселенные территории - 122,4 тыс. га (76,5%). Площадь территорий балкарских сел района: Булунгу - 5,35 тыс. га; Нижний Чегем - 2,3 тыс. га; Хушто-Сырт - 1,7 тыс. га; Яникой - 1,9 тыс. га.
Черекский район. Общая площадь - 220 тыс. га, из них межселенные территории - 183,5 тыс. га (83,4%). Площадь территорий балкарских сел района: Бабугент - 0,7 тыс. га; Безенги - 12,8 тыс. га; Верхняя Балкария - 8,1 тыс. га; Верхняя Жемтала - 1,3 тыс. га; Герпегеж - 1,15 тыс. га; Кара-Суу - 0,7 тыс. га; Кашхатау - 1,5 тыс. га.
Эльбрусский район. Общая площадь - 182,2 тыс. га, из них межселенные территории- 121,7 тыс. га (66,8%). Площадь территорий балкарских сел и города района: Бедык - 7,4 тыс. га; Быллым - 11,3 тыс. га; Верхний Баксан - 0,45 тыс. га; Кёнделен - 6,0 тыс. га; Лашкута - 5,4 тыс. га; Тырныауз - 27,9 тыс. га; Эльбрус - 2,0 тыс. га.
Всего за балкарскими муниципальными образованиями закреплено 117,5 тыс. га земли (с учетом земель селений Кичималка, Хабаз и Ташлы-Тала, но без учета земель селений Хасанья и Белая Речка), что составляет 9,4% площади республики. В 1944 году территория только балкарских районов (без учета территорий селений Кичималка, Хабаз и Ташлы-Тала) была равна 503064 га, что составляло 40,25% от современной территории КБР. 
После возвращения из спецпоселения в 1957-1958 годах нам были выделены приусадебные участки в размере 0,2 га на одну семью. На этих участках мы возвели дома и хозяйственные постройки. Другой земли у нас не было и нет. Вся остальная земля принадлежала государству, которое наделяла землей колхозы и совхозы. Теперь фактически нет ни колхозов, ни совхозов. Люди в наших селах остались без работы. Источником существования для подавляющего большинства семей остается огород, корова, и как это не прискорбно признавать, наши пенсии. С принятием Закона КБР № 13-РЗ от 27 февраля 2005 года "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике" о коровах, скорее всего, придется забыть, так как в большинстве сел не только негде будет заготавливать им сено на зиму, но негде будет пасти их летом. Теперь на одного балкарца, проживающего в республике, приходится 1,12 га, вместо 12,95 га в 1944 году. То есть этот показатель за 60 лет уменьшился в 11,56 раза, в то время как численность балкарцев, проживающих в республике, увеличилось в 2,57 раза. 
Гектар земли на равнине и в горах - это ни одно и тоже. Это знает каждый, кто хоть один раз был в горах, к сожалению, наши законодатели или действительно этого не знают или делают вид, что не знают. Многие жители горных сел в настоящее время вынуждены покупать сено на равнине и везти его в ущелья, чтобы прокормить скотину. 
Нас пытаются успокоить тем, что, дескать, закон был принят в спешке, так как его вовремя не подали в Парламент, и что все утрясется. Председатель Парламента КБР И. Б. Бечелов заявил: "Данный документ был внесен в законодательный орган только 9 ноября 2004 года… но поскольку в соответствии с федеральным законом Закон КБР "О статусе и границах муниципальных образований" необходимо было принять до 1 марта 2005 года. Закон КБР был принят 27 февраля 2005 года".
Мы сомневаемся в искренности господина Бечелова. Речь можно вести не о чей-то халатности, а хорошо продуманной акции, если учесть и то, что Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля 1991 года так и остался на бумаге.
Местный парламент уже давно проводит сепаратистскую политику, осознано игнорируя федеральные законы, тем самым дестабилизируя обстановку в республике.
Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" был опубликован 8 октября 2003 года. У Правительства КБР было достаточно времени для подготовки проекта Закона КБР "О статусе и границах муниципальных образований", и оно даром времени не теряло и хорошо поработало - только одних карт с описаниями границ было составлено 132. Если проект закона оно внесло на рассмотрение в Парламент КБР под занавес, то только для того, что бы не оставалось времени для ознакомления с ним широкой общественности. Иначе, зачем идти на нарушение федерального и республиканского законодательства регулирующего порядок опубликования правовых актов. 
Видимо, с подготовкой законопроекта началась и обработка общественности, в которую активно включились подконтрольные властям средства массовой информации. В последние полтора года, как никогда стали обвинять балкарцев в связях с ваххабитами, экстремистами и прочими нехорошими людьми. Устраивались регулярные зачистки, рейды и прочие устрашающие силовые мероприятия. Люди с большими звездами на погонах при каждом удобном случае намекали на то, что население проживающие в горах вблизи государственной границы представляет террористическую опасность. Нас просто хотели запугать, чтобы мы безропотно приняли любой законодательный акт, и в частности переписанный для нас Федеральный закон 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". 
Нас постоянно чем-то пугают. О каком исламском экстремизме и фундаментализме можно говорить в республике, где алкоголизм, наряду с безработицей, практически вошел в каждый дом. За восемь десятилетий мы устали оправдываться, что мы не бандиты, не людоеды, не националисты, не ваххабиты, не этносепаратисты, не мононационалисты и прочие антигосударственные элементы, разрушающие устои государства, как при строительстве социализма, так при переходе к капитализму. Мы не хотим отделяться от России. Мы маленький народ, знаем свое место, хотим работать и спокойно жить на своей земле, не претендуя на чужие территории. Нас с 1922 года обвиняют в сепаратизме. Но у нас нет державных амбиций, мы не хотим создавать республику или государство. Для этого у нас слишком мало земли и людей. Если о подобном еще говорят, то только от безысходности, желая быть услышанными. Нам достаточно и одного округа или района, в который бы входили все наши села с землями, и где бы мы могли избирать главу администрации, который отчитывался бы перед нашим народом, а не перед теми, кто его назначит. Пусть нашу административную единицу включат в состав любого субъекта Российской Федерации, чтобы мы могли жить по первичным российским законам, а не законам, которые переписаны специально для нас в республике. Тогда от нас освободятся и те, кто постоянно говорит о том, что мы своими действиями дестабилизируем обстановку и раскалываем республику. 
Мы прекрасно понимаем, что народа без земли не бывает. Даже звери мечут и охраняют свою территорию, поскольку понимают, что, потеряв свою землю, они потеряют жизнь. Нам говорят, что мы не коренные, что мы поздно пришли в эти края и поселились на охотничьих угодьях каких-то князей. Нашу историю не писал только ленивый, а карты чертили, как маститые ученые, так и начинающие, поскольку с публикациями подобных материалов проблем не было никогда. От многократного повторения надуманных тезисов в них поверили и депутаты, которые решили "восстановить историческую справедливость" и передать земли их "законным" владельцам, а нас, недовольных, посылают в суды.
Вместо того чтобы обсудить Закон КБР № 13-РЗ от 27 февраля 2005 года "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике" и исправить допущенные ошибки, в республике фактически объявляется чрезвычайное положение. Собираться нам не разрешают, а СМИ для нас закрыты. Муссируются слухи, что балкарцы хотят захватить власть. Уже пролилась первая кровь.
Мы, люди, уже прожившие свою жизнь, верой и правдой, в меру сил, служили своей Родине, уверенны, что наши внуки и правнуки тоже будут верны своему Отечеству, но в то же время верим, что и государство не бросит нас, перепоручив решение наших проблем третьим лицам. Сила государства в защите малочисленных народов.
Мы надеемся, что Вы вмешаетесь и вернете нашему народу земли, которые ему принадлежали веками, и сделаете так, чтобы в будущем никто на них не покушался под любыми благовидными предлогами. На Кавказе земельный вопрос был во все времена главным. Ошибки при его решении могут дорого обойтись, как государству, так и жителям Кавказа.
Мы просим:
1. Отмены Закона КБР № 13-РЗ от 27 февраля 2005 года "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике" как не соответствующего Федеральному закону № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Реализации 3 и 6 статей Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля 1991 года.
Мы верим, что с присущей Вам государственной мудростью рассмотрите это обращение и доведете до нашего народа Вашу позицию по вышеобозначенным вопросам. 

Участники Великой Отечественной войны и ветераны труда 
(всего 70 подписей)Сентябрь 2005 года


Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz