на главную

Назад :на статьи из Брокгауза

Комментарий к статьям или заметки на полях



Черкесы*

— Этим именем обозначается группа разноплеменных, но родственных по языку и культуре западно-горских народностей Кавказа, занимавших (до выселения своего из России) большую половину Кабардинской плоскости, значительную часть обоих склонов Кавказского хребта и восточный берег Черного моря, т. е. всю южную часть нынешней Кубанской области и западную часть Терской. Ч. делят на три большие группы: собственно Ч. или адиге, как они сами себя называют, кабардинцев и абхазцев (родственность языка последних с языком Ч. научно, впрочем, еще не установлена). В состав 1-й группы (адиге) входили следующие народности: абадзехи, самое воинственное из черкесских племен, обитавшее в долинах рек Белой, Лабы, Пшиша, Псекупса, по северному склону Кавказского хребта; шепсуги, населявшие долины реки Убин и ее притоков; натухайцы (по берегу Черного моря от Анапы до реки Туапсе и по реке Кубани до Адагума); бесленеевцы — "жители большого леса"; к западу от последних — егарукаи и мехешевцы; еще дальше на запад, между реками Схагуаше и Пшиш — гатюкаевцы; севернее, по правому берегу Белой и по водоразделу с Лабой — темиргои (кемгуй); бжедухи (между реками Афипсом и Белой, к востоку от шепсугов); наконец, жанеевцы, некогда могущественное племя, остатки которого удержались на Каракубанском острове, и весьма смешанное племя убыхов. Ч. жили на Кавказе почти на тех же самых местах с древнейших времен: первые исторические сведения о них восходят к началу VI в. до Р. Х. Название Ч. дано им окружающими их народами, сами же себя они всегда называли адиге. Клапрот выводит название Ч. из тюркских слов: чер (дорога) и кесмек (отрезывать), так что Ч. — синоним разбойника;** но название это, по-видимому, древнее появления тюркских племен в Средней Азии.*** Уже у греческих историков встречается название керкет,**** которое относят именно к Ч. Греки их называли также зюхой (у Appiana). В древности территория Ч., кроме западного Кавказа, простиралась и на Крымский полуостров. Еще в 1502 г. они занимали весь восточный берег Азовского моря до Босфора Киммерийского, откуда были вытеснены русскими и татарами. О древнейшей истории Ч. сохранилось очень мало данных. Достоверно только то, что они постепенно пережили целый ряд культурных влияний, начиная с греков, персов, византийцев, тюрков и кончая османами и русскими. По словам Масуди (X в.), они одевались в греческие шелковые материи и придерживались религии магизма. Византия дала им христианство, а общие условия исторической жизни Кавказа, этой открытой дороги народов, создали тот социальный строй воинствующего феодализма, который сохранился неприкосновенным до эпохи борьбы с Россией. От XVI в. дошло до нас первое детальное описание быта Ч., сделанное генуэзцем Интериано. Он рисует конгломерат независимых племен, организованных на феодальных началах, общества, состоявшие из благородных, вассалов, крепостных и рабов. Последние служили предметом торговли даже с Каиром. Свободные знали только охоту и войну, предпринимали отдаленные походы, даже на Херсонес, беспрерывно воевали с соседними тюркскими племенами, а в промежутках резали друг друга или делали набеги на крестьян, укрывавшихся от них в горах и образовавших союзы для защиты. Их храбрость, лихое наездничество, рыцарство, великодушие, гостеприимство так же славились, как красота и грация их мужчин и женщин. Но быт их был полон грубости и жестокости. Они считались христианами, но приносили жертвы языческим богам; их похоронные обряды часто были языческие; они придерживались многоженства; жизнь их была до такой степени полна кровопролития, что до 60-летнего возраста благородные не смели входить в церковь. Письменности они не знали. Единственной их монетой служили куски материи, хотя драгоценные металлы они ценили, употребляя во время пиршеств огромные чаши из золота и серебра. В образе жизни (жилища, пища) они были просты; роскошь проявлялась только в оружии и отчасти в одежде. В XVII в. другой путешественник, Жан де Лука, находит в них уже огромную перемену, происшедшую менее чем за одно столетие. Половина Ч. уже исповедует магометанство; не только религия, но и язык и культура турок глубоко проникли в жизнь Ч., постепенно подпавших и политическому влиянию турок. По заключении Адрианопольского мира в 1829 г., когда все турецкие владения на Кавказе перешли к России, Ч. (с территорией которых Россия граничила по реке Кубани), как бывшие до того в зависимости от Турции, должны были перейти в русское подданство. Отказ от подчинения вызвал долголетнюю войну (см. Кавказские войны), кончившуюся эмиграцией большинства Ч. в Турцию и принудительным выселением оставшихся с гор на плоскости. В 1858 г. их насчитывалось на правом склоне Кавказского хребта до 350 тыс. мужчин, из коих 100 тыс. одних благородных. По окончании войны до 400 тыс. душ выселилось в Турцию*****. К концу 1880-х годов всех Ч. насчитывалось 130 тыс., из коих большая часть (84 тыс.) — кабардинцы.****** Из собственно Ч. (адиге) в 80-х годах считалось абадзехов около 16 тысяч, бжедухов 12 тысяч, бесленеевцев 6 тысяч, шапсугов 21/2 тысячи — все в Кубанской области, да еще в Черноморской губернии до 1200 душ. Абхазцы и кабардинцы описаны особо (см. эти слова). Собственно Ч.-адиге стройны и широкоплечи. Их волосы, чаще всего темно-русые, обрамляют лицо с прекрасным овалом, с блестящими глазами, почти всегда темными. Их внешность дышит достоинством и внушает симпатию. Они с гордостью говорят: "sse adighe — я адиге" (Шантр). Костюм Ч. состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяков, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие — шашка (название от Ч. перешедшее к нам), ружье, кинжал******* и пистолеты; на черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе — жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия. Женщины поверх шаровар надевают длинную рубашку из бязи или кисеи, с широкими рукавами, поверх рубахи шелковый бешмет, чевяки, обшитые галуном, а на голове круглую шапочку, повитую белой кисейной, чалмой. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь. Усадьба Ч. обыкновенно расположена совершению уединенно. Она состоит из сакли, построенной из турлука и крытой соломой, амбара на столбах и хлева, обнесенных плотным тыном, за которым тянутся огороды, засеянные преимущественно кукурузой и просом. К забору с наружной стороны примыкает кунакская, состоящая из дома и конюшни, огороженных частоколом. Сакля состоит из нескольких комнат, с окнами без стекол. Вместо печи в земляном полу углубление для огня, с плетеной, обмазанной глиной трубой. Обстановка самая незатейливая: полки по стенам, несколько столиков, кровать, застланная войлоком. Каменные постройки редки и только на вершинах гор: воинственный Ч. считал постыдным искать защиты за каменными оградами. В пище Ч. очень нетребователен. Обыкновенная его еда: пшеничная похлебка, баранина, молоко, сыр, кукуруза, просяная каша (паста), буза или брага. Свинины и вина не употребляют. Кроме земледелия, скотоводства и охоты, Ч. культивируют пчеловодство. Еще в 50-х гг. XIX в. социальный строй Ч. напоминал собой даже до деталей феодальный быт средневековой Европы. Князья, благородные, вассалы, крепостные, рабы, вольноотпущенные, крестьяне, крепко сплоченные для взаимной защиты — такова была сложная организация Ч. В одном они отличались от средневековых европейцев: наличностью родового быта, со всеми его особенностями, с его адатом (см.), кровной местью, институтом гостеприимства. Эти черты, особенно последние две, сохранились и до настоящего времени. У благородных существует обычай отдавать в раннем возрасте своих детей на полное воспитание в другую семью, опытному учителю (аталык). В семье учителя, вдали от ласк и изнеживающего влияния родителей, мальчик проходит суровую школу закаливания и приобретает все привычки наездника и воина, а девушка — все познания хозяйки дома и работницы. Между воспитанниками и их воспитателями и семьями последних устанавливаются на всю жизнь прочные и нежные узы дружбы. Молодые люди встречаются во время празднеств, танцуют свой национальный танец кафенир (род лезгинки), во время которого происходят объяснения в любви, в единственно допускаемой символической форме произведения выстрелов перед возлюбленной. До брака молодые не имеют никакого общения, но через посредство своих друзей жених просит согласия невесты и условливается насчет дня бегства ее из дому родителей (брак посредством умыкания практикуется у благородного сословия). Только после этого устанавливается соглашение насчет калыма (см.). Положение женщин тяжелое; на них лежат самые тяжелые работы по хозяйству в поле и дома. Со 2-й половины XVIII в. Ч. все стали магометанами-суннитами. Приверженность к магометанству поддерживается ненавистью к иноверным победителям; но они далеко не магометане по существу. Их религиозные обряды и воззрения — смесь язычества, христианства и магометанства. Они доныне поклоняются Шибле, богу грома, войны и правосудия, а также духам вод, моря, деревьев, стихий. Они приносят своим богам кровавые жертвы, особенно уважаются их священные рощи, которых не смели профанировать, в свое время, даже их священники, ограничивавшиеся лишь установлением среди них крестов, возведением храмов и т. д. Язык Ч. совершенно отличен от прочих кавказских языков. Самое чистое наречие — кабардинское; оно отличается обилием губных и палатальных звуков, делающих усвоение произношения почти немыслимым для европейца. Имеется опыт грамматики и словаря, но научное исследование языка стоит еще на очень примитивной ступени.

Литературу см. Кавказский край, Кабардинцы, Абхазцы, а также у Семенова ("Географо-статистический словарь Российской Империи"), Якушкина ("Инородцы России") и Межова. Ср. также "Живописная Россия" (т. IX, ст. Берже); Ernest Chantres, "Recherches anthropol. dans le Caucase" (т. IV); Erckert, "Der Kaukasus"; "Материалы для описания местностей и племен Кавказа"; издания кавказского отдела географического общества; "Кавказский Календарь".

Л. Ш. (инициалы автора статьи не идентифицированы Ахм. Сылпа'ар)



 Комментарий  к ст. Черкесы от А. Салпагарова

Черкесы*- общее название "разноплеменных" народов Центрального и Западного Кавказа в 19 веке. С  начала 20годов 20 века  общее название "черкесы" закрепилось за адыгскими племенами Карачаево-Черкесии. В прошлом среди адыгских  народов и племён не было ни одной этнической группы с таким самоназванием. Даже в наши дни, многие старики не то, что кабардинцев, но и тех, кого принято называть по-русски "черкесами", не признают себя  черкесами. Собственное этническое самоназвание черкесов "адыгэ". Но в то же время есть субъэтнические группы с  самоназванием "черкес" среди татар и "шеркес" среди казахов. В средние века была  этническая группа "Черкас"  среди алан- предков карачайбалкар.  "Черкас" указывало на  местопребывание -"Черек Ас"- черекский ас, которое впоследствии стало указывать на географическое происхождение. Черек- название реки в Балкарии. В исторической литературе алан и ас идентичны. При этом нужно подчернуть, что "черкес" более поздняя форма, чем "черкас". "Черкес"- это тюркская сингармонизация по первому слогу древней формы "черкас". Сравни Черкас с "таркас"- "терский ас"- одно из названий  кумыков в средние века или с "сууас-suwas"-"водный ас"- древняя форма имени чуваш.

Клапрот выводит название Ч. из тюркских слов: чер (дорога) и кесмек (отрезывать), так что Ч. — синоним разбойника;**  - см. выше происхождение слова "черкес"

но название это (т.е.черкес), по-видимому, древнее появления тюркских племен в Средней Азии ***- современные лингвистические исследования показали (M.Swodesh, А.Старостин), что предки тюрок  имеют европеоидное происхождение и язык тюркский относится к евростатической (ностритической) макросемье. В то же время язык адыгов и др. кавказских народов имеет китайско-тибетское происхождение.  А по антропологическому типу карачайбалкары т.е. тюрки относятся к кавкасионскому расовому типу. Кавкасионский расовый тип считается наиболее древним и чистым типом белого человека.

Уже у греческих историков встречается название керкет,****- вот таким поверхностным суждением исследователи 19 века оказали адыгам медвежью услугу. Теперь этот тезис стал одним из  основных опор для обоснования теории древности адыгов. Такое утверждение разбивается простыми примерами подробно о керкетах  здесь

По окончании войны до 400 тыс. душ выселилось в Турцию****-общее число "мухаджиров"-переселенцев горцев-кавказцев в Османскую империю. Из этого общего числа  ок. 25-30% составляли народы Центрального и Восточного (Дагестан) Кавказа, чеченцы-ингуши, дагестанцы, карачайбалкары, кумыки и осетины. В это число не включены, жители степных районов  современных Ставропольского и Краснодарских краёв, ногайцы- как степной и некавказский народ. Однако по числу вынужденных переселенцев  в Османскую империю ногайцы превосходят  суммарное число всех переселенцев из  горских народов Кавказа. По Брокгаузу  только в описываемый период 1830-1860гг  переселилось 180 тыс. ногайцев см. ст. Нагаи.

из коих большая часть (84 тыс.) — кабардинцы.*****- в это число включены 16,7 тыс алан, проживавших в то время на территории современной Балкарии т.е. современные балкары.( такую расшифровку численности даёт ст.Тюрко-татары

Костюм Ч. состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяков, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие — шашка (название от Ч. перешедшее к нам), ружье, кинжал****** - из этого перечня одежды и оружия -" бешмет, архалук, черкеска, чевяк, бурка, папаха, галун, башлык, шапка, шашка, кинжал " т.е. практически все слова имеют прозрачно аланское (тюркское) происхождение. Тюркская этимология всех слов за исключением "шапка" и "шашка" описаны в лингвистической литературе. Так как тема нашего комментария другая, я представлю доказательства в кратком  тезисном варианте . "Шапка"  этимологизируется из джокающего литературного карачайбалкарского языка. "Шапка" -"джапха/джапга" т.е. "укрывающий, накрывающий" , корень слова "джаб/джап"- накрывать. Русское "шашка" - это тюркское "шешке" с тем же значением от корня "шиш/шаш"- зуб, копье, вертел. Сравни с "шишлик/шашлык", т.е. "то что нанизано на шиш/шаш" или "то что можно сьесть". Тюркские названия одежды  дополнительно  подтверждают предыдущий  тезис о тюркоязычности черкесов.



Кабарда

(Большая и Малая) — в западной части Терской области; занимает 8616 кв. вер. Большая К. входит в состав Нальчикского округа, а Малая — в состав Сунженского отдела. Большая К. начинается от верховьев Малки и доходит по Джинальскому хребту до соединения р. Малки с Тереком; с Ю она граничит с Черными и Кабардинскими горами, а с В, переходя через линию Ростово-Владикавказской ж. д., достигает пределов Малой К. Малая К. находится в угле, образуемом течением р. Терека; прежде она достигала до устьев р. Сунжи. Жителей в 1890 г. считалось 70183 чел.; 323907 дес. принадлежит аулам, 91501 дес. составляют частную собственность лиц высших сословий К., 206256 дес. запасных удобных пастбищ, 25525 дес. под вечными снегами, 63592 дес. лесных участков и т. д. Надел на душу различный — обыкновенный 6 дес., высший 18 дес. удобной земли. Из запасных пастбищ и лесов приходится на кабардинцев 197450 дес., что составляет по 18,1 дес. на каждого домохозяина. У непривилегированных кабардинцев было в 1889 г. крупного рогатого скота 116697 голов, лошадей 20039, овец, коз и др. мелкого скота 246015 голов; на 100 жителей приходилось крупного рогатого скота 166,2 головы, лошадей 46,5, мелкого скота 350,1 головы. По развитию коневодства К. занимает первое место в России. Из хлебов возделывается всего больше просо, которого в среднем за 4 года (1887—91) собирали слишком по 77 тыс. чет.; затем кукуруза — до 38 1/2 тыс. чет., озимая пшеница — 20 тыс. чет., яровой ячмень — около 10 тыс. чет. Урожай кукурузы был сам 14, проса 7, пшеницы 5. Пчеловодством жители занимаются усердно, кабардинский мед славится. В 1891 г. у кабардинцев было до 20700 ульев, а в 1890 г. всего 13800. Лесным промыслом занималось до 1500 кабардинских семейств. Они обделывали бревна, выделывали трости и друг. деревянные изделия. Производством бурок занимаются около 1200 семейств. Промысел этот развит в Большой К., в сел. по р. Баксану и Чегему. Славятся атажукинские бурки. Седельное производство развито; в каждом ауле и селении есть мастера, делающие ногайки. Столицей К. можно считать Нальчик, здесь есть горская школа. По приговору уполномоченных от всех обществ (8 ноября 1889 г.) кабардинцы платят по 10 к. с десятины запасной Земли. Из этого сбора 11450 р. идут на школы и стипендии, 4 тыс. руб. на кабардинское лесничество, 6 тыс. руб. на содержание земских почтовых станций и т. д. В К. много памятников и остатков старины.

См. Нальчикский округ. Ср. Е. Д. Максимов и И. А. Вертепов, "Туземцы сев. Кавказа": "Сборник материалов для описания мест и племен Кавказа" (т. XII); остальное см. Терская область.
А. Ф. С.

автор статьи Селиванов Александр Фёдорович - без должности и званий


Кабардинцы

(Кабардей) — воинственная отрасль черкесского племени (адыге), самая многочисленная и единственная, не задетая, по окончании Кавказ. войн, выселением черкесов в Турцию. К. населяют Большую и Малую Кабарду (см.), куда они, по преданиям, в незапамятные времена переселились с вост. берегов Черного моря. под предводительством некоего Кабарды Тамбиева. Предания К. упоминают и об императоре Юстиниане распространившем среди них христианскую веру, которая господствовала в Кабарде до начала XVIII в. Русские очень рано столкнулись с этим наиболее могущественным племенем Предкавказья. Народные предания К. говорят о походе на Тмутаракань, где княжил в то время сын св. Владимира — Мстислав, о единоборстве его с кабардинским богатырем Редедею. Иоанн Грозный, приняв К. в свое подданство, оказывал им милости, строил для них церкви и женился, вторым браком, на черкесской княжне Марии Темрюковне. Дальнейшая история К. представляет собой борьбу между влияниями отдаленной Москвы и более близкого Крыма, закончившуюся водворением среди К. мусульманства, под влиянием которого сложилась легенда об арабском происхождении родоначальника К. — Инала. Тем не менее Россия всегда имела среди кабардинской знати своих приверженцев. Во время персид. похода Петра I (1722) К., несмотря на угрозы крымского хана, стояли на стороне России; последняя усердно заботилась о сохранении дружественных отношений к К., которые держали в зависимости все соседние горские племена — ингушей, осетин, абазинцев, горских татар — и владели всеми дорогами, ведущими с плоскости к наиболее удобному перевалу через Главный Кавказский хребет. По белградскому миру (1739) Россия отказалась от своих исторически сложившихся отношений к Кабарде, которая объявлена была свободной и должна была служить буфером между Россией и Турцией; за каждым из этих государств признано было право, в случае надобности, укрощать и наказывать К. силой оружия. По Кучук-Кайнарджийскому мирному трактату (1774) К. сделались русскими подданными. Во время Турецкой войны 1787—91 гг. часть их поднята была против власти России проповедью Шейха-Мансура (см. Кавказские войны). После чумы 1811 г. и восстаний 1804 и 1822 гг. число К. убавилось. К 1890 г. всех К. в Терской области считалось 10787 семейств, с 70183 д., из которых в Малой Кабарде проживало 2092 сем. с 14179 д. [В эти цифры не включены селения так наз. беглых кабардинцев, образованные несколькими кабард. семействами, которые, оставив свое отечество, переселились в разное время в долины обоих Зеленчуков, в верховья Уруна и т. д.].

Кабарда была и поныне еще остается для горцев школой хорошего тона и манер. Все горцы сев. Кавказа, а за ними и казаки, заимствовали у К. форму одежды, вооружение, посадку на коне и т. п. В экономическом отношении К. отстали от своих соседей. При богатстве страны, народ ленив, невежествен и не предприимчив. Первоначальное общественное устройство К. носило аристократический характер и в современном этикете отражается еще почтительность всех низших сословий ко всем высшим, которая прежде была развита до чрезвычайности. Среди К. насчитывалось 11 сословий. Во главе народа стояли пши — князья. За ними следовали вуорки, или уздени, трех степеней и уздени-пшехао (княжьи отроки, конвойные князя). Уздени первой степени хотя и подчинялись князьям, но считались владетельными наравне с ними. Уздени 2-й и 3-й степени могли иметь свои деревни и своих крестьян, но вместе с ними причислялись к владению одного из узденей 1-й степени; обыкновенно они редко имели крестьян, были отличные наездники, и хищничество служило для них единственным средством к пропитанию. Зависимых сословий было четыре: азатами (вольноотпущенники), оги (крестьяне, отбывавшие барщину), логунапыты (дворовые) и унауты, или унаутки (бесправные, жившие безотлучно при владельце и не имевшие даже права обзаводиться постоянной семьей). Большая Кабарда состояла под властью четырех, М. Кабарда — двух княжеских фамилий. После смерти князя, подвластный ему народ разделялся на части, и каждая часть со своими аулами избирала себе князя из детей умершего. С раздроблением княжеских родов и под влиянием мусульманства, власть князей подверглась ограничениям. Первоначально в делах правления принял участие народ, в лице выборных представителей, а затем и духовенство. В последнее время независимости К. общественные дела ведались валием и мехкеме. Звание валия принадлежало старшему по летам князю, который, с помощью наиболее именитого лица из благородных сословий (тлакотлешь), управлял внешними и внутренними делами Кабарды. Мехкеме (собрание), составленное из дворянства и почетных вуорков, с участием валия, чинило суд и расправу, а также согласьем своим узаконивало постановления валия относительно введения новых и отмены старых обычаев. Прежнему общественному устройству К. (поколебленному после погромов 1804 и 1822 гг.) положен был конец освобождением зависимых сословий в 1866 г. При этом лицам высших сословий отведено было в частную собственность от 100 до 1810 дес. каждому (а всего 91501 дес.), с сохранением за ними права общинного пользования землей в аульных дачах. В надел аульных обществ отведено 323907 дес., пользование которыми установилось по типу казачьей земельной общины. Наконец, в общем пользовании кабардинцев и пяти соседних обществ горских татар находятся обширные запасные земли, состоящие из нагорных пастбищ и лесов бывшего казенного Мало-Эшкаконского участка и пастбищных земель, расположенных по pp. Золке и Этоке. Владение этими землями было возвращено горскому населению Кабарды в 1864 г. и закреплено за ним законом 21 мая 1889 г., "до тех пор, пока означенное население будет вести себя, как приличествует верноподданным". Доходы с этих запасных земель, которые могут обеспечить широкое развитие скотоводства в Кабарде, поступают в общественный капитал кабардинского народа. Все эти земли распределены для пользования между 10 группами селений, а за каждую десятину уплачивается особый сбор в 10 коп. (Собр. узакон. 1891 г., ст. 741). Остальное об экономическом быте К. см. Кабарда. В 1887 г. К. привлечены к отбыванию воинской повинности, но поставка новобранцев временно заменена для них взиманием особого денежного сбора, размер которого немногим превышает 1 р. 5 к. на дым в Большой Кабарде и 63 коп. в Малой. Государственная подымная подать составляет 5 руб. с дыма в Большой Кабарде и 3 руб. в Малой.

Кабардинский язык

 — наречие адыгского или черкесского языка — не имеет почти никакой письменности. Первую попытку печатания на этом языке сделал Кази Атажукин, выпустивший в 1864 г. — отрывки из поэмы Сосыруко и несколько рассказов из Гюлистана, в 1865 г. — кабардинскую азбуку, в 1867 г. — популярную книгу о воздухе и воде. По его стопам пошел Шарданов, напеч. в 1864 г. правила мусульманск. веры. Затем Л. Г. Лопатинский составил краткую кабард. грамматику и русско-кабардин. словарь, напечат. в "Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа" (вып. 12-й, Тифлис, 1891), где помещены и народные сказания.

К.

(автора последних 2-х статьей невозможно идентифицировать)

 Бесленеевцы

род черкесского племени в Кубанской области, по реке Урупу и Лабе. В 1768 г. бесленеевцы были покорены русскими; в 1774 г. была возвращена им независимость, а в 1775 г. над всеми покоренными народами Кубанской обл. был назначен ханом наместник ханского престола Шагин-Гирей. В конце XVIII века началось переселение кавказских горцев в Турцию. По статистическим сведениям, собранным в 1883 году, за последние 12 лет переселилось бесленеевцев более 600 душ. Осталось в Кубанской об. 6063 д. об. п. Самые многолюдные аулы находятся в Баталпашинском уезде по р. Кубани: Канокоай и Кургокоай

Абаза, абхазское племя

— Абазинское племя, принадлежащее к абхазскому племени, занимает северную покатость кавказских гор и верховья рек Урупа и Лабы, в противоположную сторону от Абхазии, а часть их живет по р. Кубани и Куме. Это племя, вообще немногочисленное (до 5 тысяч), сходствуя по религии, нравам и малой культуре с абхазами, покорилось России в начале 30-х годов этого столетия.

прим. авто сайта: "В состав 1-й группы (адиге) входили следующие народности: абадзехи, самое воинственное из черкесских племен, обитавшее в долинах рек Белой, Лабы, Пшиша, Псекупса, по северному склону Кавказского хребта;"- Включённые в состав черкесов племя абадзехов более близки к абазинам, чем к адыгам.



Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz