на главную    список статей и  карт Брокгауза на заданную тюрко-аланскую тему  

загрузить архивированный RAR- материал  этого раздела 1,8mb

Ахмад Салпагаров 

О словарных статьях из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

Рейтинг@Mail.ru
В этом разделе сайта помещены статьи и карты, из знаменитого Энциклопедического Словаря Ф.А. Брокгауза (Лейпциг) и И.А. Эфрона (С-Петербург), изданного в 1890-1907гг в 86 томах в Санкт-Петербурге. Сделано это в связи с тем, что до сих пор в русском интернете нет свободного доступа к Энциклопедии Брокгауза. Мы исправляем это недостаток Рунета, предлагая разнообразную информацию из Энциклопедии, относящуюся к истории тюрок-алан (карачайбалкар) и Центрального Кавказа.
В каждой словарной статье читатель найдёт, что-то новое для себя. Например, для автора сайта было интересно проследить развитие русской исторической мысли в отношении тюрок. Русская историография в конце 19 века ещё старалась быть объективной, но с установлением советской власти стала в полностью политизированной, подтверждая мысль, что "история- это политика, обращённая в прошлое".
Уместно при этом заметить, что никогда официальная Россия, начиная со времён Петра, не была благожелательной к тюркам. Начиная с Петра ( а может и с более ранних времён) и по сей день власть в России и подчинённые ей структуры (и историки в том числе) пыталась ослабить, принизить, раздробить, растворить тюрок. Поэтому нам ценны и интересны статьи, написанные наиболее информированными людьми конца 19 начала 20 веков о древних и современных народах Юга России.

I. В статьях Аланы. Сарматы.  и Скифы. Саки.  не указана этническая принадлежность этих народов, наооборот подчёркнута их разнородность. Впоследствии эти народы советской историографией были назначены иранскими. 

II.Карачаевцы (ст. Карачаевцы) названы "карачеркесами" и 
балкары (ст. Балкария) "кабардинским племенем". В глазах современного читателя невероятный факт то , что- в конце Х1Х века цвет русской научной мысли путает этническую принадлежность карачайбалкар !! Кто-то может решит, что это просто ошибка издателей. Но в сочетании с другой статьёй (ст. Тюрко татары) , где уже кабардинцы отнесены к тюркам, выходит уже, что кабардинцы тюрки.  Цитата из указанной статьи "В) кавказская группа, составившаяся из самых различных элементов: древних аланов, аваров, хазаров, печенегов, перемешанных с кипчаками, ногайцами, лезгинами и особенно с иранцами. Их делят на следующие группы. 1) Татары-горцы, или горные кабардинцы, в отличие от просто кабардинцев, жителей долин, перемешанных с черкесами. Первых (по Вырубову, 1890 г.) - 16667 душ, вторых - 51955" 
(Любопытно также, что в последней статье аланы наряду с хазарами, аварами и тд. отнесены к древним тюркам.) Такая путаница в этнической идентификации карачайцев, балкар и кабардинцев во всех трёх статьях станет понятной, если знать один исторический факт. А факт состоит в том, что социальная верхушка кабардинцев и черкесов вплоть до Октябрьской революции была двуязычной т.е. знала карачайбалкарский и кабардинский языки т.е. сохраняла знание своего первоначального тюркского (карачайбалкарского/кумыкского) языка . Поэтому в трёх разных статьях, написанных разными авторами - балкары названы "кабардинским племенем", а кабардинцы отнесены к тюркам, а карачаевцы названы "карачеркесами". 
Ещё один интересный факт в ст. "Тюрко-татары" мы видим численность балкарцев 16667 душ, включённых в завышенное число кабардинцев 85000 душ в ст. "Кавказский край" . (Здесь нужно заметить, что ст. "Тюрко-татары" написана этнографом Императорской академии Л. Штернбергом т.е. профессионалом, а ст. "Кавказский край" князем В.И. Масальским.) 


III. Для гурманов любителей истории выставлены большие статьи 
1.Турецкие наречия и литература
2.Турецкие войны России
3.Турецкая (Османская) империя

Все 3 статьи не имеют прямого отношения к истории алан (карачайбалкар) и Центрального Кавказа. Однако Османская империя/Турция и османо-русские взаимоотношения, оставаясь как бы за пределами истории алан, в конечном счёте очень многое определили в аланской истории ( и в истории скифов,сармат). Заметим, что такая связь никогда и ни одним из исследователей не рассматривалась и не изучалась.
Посредством этих статей показана продолжительность и периодичность русско-турецких войн в 18-19 веках. С 1725 по 1877 года было семь русско-турецких войн общей продолжительностью 37 лет !!! Кроме этого Россия воевала с Турцией в 1914 и в 1920гг. Конечно же, такая длительная, периодически повторяющаяся война оказывала негативное влияние на общественную и научную мысль России, в том смысле , что она становилась анти-тюркской. В свете этих фактов не кажется странным стремление части русских историков переписать всех древних тюрок (скифов, сармат, алан) в иранцев.
Кроме того любителям истории будет интересно хоть немного изучить историю Османской империи. Автор этой статьи окончил школу в советское время. В то время мы изучали краткую историю почти всех малых стран Европы-Болгарии, Чехословакии, Югославии итд, не говоря о Франции, Германии, Англии. Но странным образом ничего не знали ни об Османской империи, ни о Турции - о большом и важном соседе Российской империи и затем и СССР. Факт отсутствия в школьных учебниках информации об Османской империи, о Турции подтверждает вышеприведённый мысль об антитюркской направленности истории. Более того мы ничего из учебников не знали о Хазарии, об Алании, о Золотой Орде, не говоря уже о более поздних тюркских ханствах Крыма, Казани, Сибири итд. 

На мой взгляд, официальная власть России должна была бы позаботиться об объективных книгах по истории. В целом Россия должна была бы иметь правдивую и полную историю. Это надо было бы сделать, если и не ради истины, то хотя бы ради самих русских, значительная часть которых имеет тюркское происхождение и является потомками жителей вышеназванных тюркских государств и ханств.

IV. Но самым интересным открытием для меня стало то, что из ст. "Тюркские наречия и литература" становиться известно, что в царской России у всех тюрок был единый литературный язык, так называемый "чагатайский/джагатайский язык". Джагатайский язык был исползуем всеми грамотными тюрками. Письменный чагатайский язык не относился ни к одному современному тюркскому языку, был несколько искусственен, но понимаем носителями тюркских наречий. 
Цитата из ст. "Тюрские наречия и литература"-"В одной Казани в 1890 г. было напечатано 71 сочинение на Т. (или смешанном арабско-турецком яз.) в количестве 690000 экз." Вряд ли сегодня в Казани выпускается тюркская литература большим тиражом, чем 115 лет назад.
Мы с сожалением констатируем, если бы большевики после прихода к власти не продолжили политику ещё более жёсткой и принудительной ассимиляции тюрок, чем царское самодержавие (через раздробление тюрок в автономные области, республики, союзные республики, через образование новых народов), а страна пошла бы по пути демократического развития, вполне возможно Российская империя стала бы дву-национальным государством по типу Канады или Бельгии. И в таком случае огромный бывший СССР не распался бы на лоскутные куски. 
Но власть российская всегда жила сиюминутными выгодами, которые в стратегической перспективе оказывались в большинстве своём - убытками. Так, усилия России в течении трёх веков проглотить и переварить тюркский суперэтнос закончились рвотой Беловежской пущи- развалом СССР. Если Россия захочет в современных условиях глобализации и интеграции оставаться самодостаточной страной, то России без быстро растущего тюркского мира никак не обойтись. 

Поэтому нужно учитывать следующие очевидные факторы:
1.за последние полтора десятилетия информационный мир стал более открытый и что фальсификаторы не могут, как в закрытое советское время по своему политическому желанию переписывать историю тюркских народов 
2.независимые тюркские государства числом семь, сами исследуют тюркскую историю, сами пишут собственную историю и эта информация открыта
3. в интересах россиян (тюркского происхождения и русских  граждан тюркского корня) российские историки должны отражать объективную и правдивую историю своей земли и своих народов.

заметки на полях или разъяснения к некоторым выставляемым статьям

"Карачаевцы"-

* Для нас интерес в этой статье представляет то, что карачаевцы названы тюркским народом и карачеркесами. Это  значит, что ещё в 1891 году тюркское происхождение черкесов не вызывает у русских учёных сомнения. 

** Здесь описаны только 3 древнейших аула Большого Карачая. В описываемый период любой из этих сёл был больше Нальчика или Кисловодска или Ессентуков. К  Большому Карачаю относились также  2 малонаселённых аулов - Джазлыкъ и Дуут. Кроме аулов Большого Карачая -карачаевцы (западные аланы) во второй половине XIX века жили  в Малом Карачае  т.е. Баксанском ущелье, в ауле Хасаут, в ущельях рек Учкекен и Подкумок. Карачаевцы  также  с первой трети по вторую треть19 века  вновь восстановили аулы Верхняя и Нижняя Теберда, Верхняя и Нижняя Мара, Джегута, Архыз.  Эти названные аулы образуя как бы Новый Карачай- не входили в Большой Карачай.  Фактическое проживание карачаевцев к середине  19 века повторяло современное территориальное  расселение карачаевцев, исключая Урупский, Прикубанский районы современной КЧР, которые были заселены карачаевцами после установления Советской власти.  Жители Эльбрусского района (Баксана) КБР до Октябрской революции считали себя карачаевцами. 

"Кавказская раса"

"В 30 годы расовые теоретики (антропологи) Германии, понятие "кавказская раса"
начали относить только к народам Центрального Северного Кавказа.
В настоящее время все антропологи мира признают "наиболее чистым и несмешанным типом этой (т.е.белой) расы" - аланов (карачайбалкар, осетин) и вайнахов (чеченцев, ингушей). У названных народов единый кавкасионский расовый тип, оформившийся  5-6 тысяч лет назад, в период перехода от эпохи бронзы к эпохе железа. "

интересное дополнение к теме "Кавказская раса" из КБ-форума (автор мне неизвестен)

Величайший немецкий ученый Иоганн Фридрих Блюменбах, получивший в свое время почетный титул "магистра Германии", занимался многими науками, но вошел в историю как человек, который впервые назвал белую (арийскую, европейскую) расу кавказской. С тех пор это обозначение сохранилось в антропологической науке, в частности, в США и Западной Европе. В России, после прихода к власти большевиков, его поспешили заменить на новый термин - "европеоидная раса". Почему Блюменбах назвал белую расу кавказской? Видимо, не просто так. В свое время он владел самой большой в мире коллекцией черепов, сравнивал их, производил расчеты и в конце концов решил, что название "кавказская" наиболее подходит для той расы, которую чаще всего было принято обозначать термином "арийская". В древности и в средневековье Кавказ считался осью земли, гористой линией, разделяющей не только мистические, но и реальные географические регионы севера и юга, Европы и Азии. Находясь как бы в самом центре Старого Света и являясь, по Библии, тем местом, откуда после потопа расселилось все человечество, Кавказ, как ни один регион, был достоин, по мнению Блюменбаха и его последователей, дать свое название арийской расе, живущей к северу, югу, западу и востоку от этой горной страны - от Индии до Британии и от Урала до Африки. Действительно, если соединить границы расселения белой (арийской) расы диагоналями, центр их пресечения будет на Кавказе. В этом легко убедиться с помощью линейки и географической карты мира. Термин "кавказская раса", изъятый в СССР из научного оборота в 20-е годы, был, как уже говорилось, заменен на "европеоидную". Но тбилисские антропологи в середине 50-х годов, после смерти Сталина, вновь воскресили этот термин, но уже в значительно более узком смысле и несколько ином звучании. Так в кавказоведческую литературу вошло определение "кавкасионский тип", охвативший горские народы Центрального Кавказа по обе стороны хребта. Есть ли какая-то внутренняя взаимосвязь (помимо внешнего звучания) между терминами "кавказская раса", введенным в антропологическую науку Блюменбахом, и "кавкасионский тип", чьим автором является тбилисский ученый М.Г.Абдушелишвили? На первый взгляд эта связь отсутствует, так как название, выдвинутое Блюменбахом, охватывает всю белую, арийскую расу планеты, а термин "кавкасионский тип" охватывает лишь несколько горских народов Кавказа.

Класификация по расовым типам народов Кавказа по "Энциклопедии Народы России".

1.Кавкасионский расовый тип: аланы (карачайбалкары) и вайнахи (чеченцы, ингуши), андийцы маленький дагестанский народ, сваны (этническая группа грузин).

2.Понтийский расовый тип: абхазы, адыгейцы, большая часть грузин
2.1 смешанный понтийско-кавкасионский  расовый тип : абазины, кабардинцы, черкесы

3.Прикаспийский  расовый тип: дагестанские народы, северные азербайджанцы, кумыки.
3.1 небольшая часть кумыков имеет кавкасионский тип или смешанный с ним  тип

4. Переднеазиатский (или арменоидный) расовый тип: южная часть азербайджанцев, армяне, курды, большая часть турок и иранцев, незначительная часть грузин.

Кавкасионский  антропологический тип более сходен с понтийским типом, менее с прикаспийским типом. От всех первых трёх типов более всего отличается четвёртый переднеазиатский (арменоидный).
дополнительно о ГЛОТТОХРОНОЛОГИИ  >>1  и >>2


"Черкесы"
Черкесы*- общее название "разноплеменных" народов Центрального и Западного Кавказа в 19 веке. С  начала 20годов 20 века  общее название "черкесы" закрепилось за адыгскими племенами Карачаево-Черкесии. В прошлом среди адыгских  народов и племён не было ни одной этнической группы с таким самоназванием. Даже в наши дни, многие старики не то, что кабардинцев, но и тех, кого принято называть по-русски "черкесами", не признают себя  черкесами. Собственное этническое самоназвание черкесов "адыгэ". Но в то же время есть субъэтнические группы с  самоназванием "черкес" среди татар и "шеркес" среди казахов. В средние века была  этническая группа "Черкас"  среди алан- предков карачайбалкар.  "Черкас" указывало на  местопребывание -"Черек Ас"- черекский ас, которое впоследствии стало указывать на географическое происхождение. Черек- название реки в Балкарии. В исторической литературе алан и ас идентичны. При этом нужно подчернуть, что "черкес" более поздняя форма, чем "черкас". "Черкес"- это тюркская сингармонизация по первому слогу древней формы "черкас". Сравни Черкас с "таркас"- "терский ас"- одно из названий  кумыков в средние века или с "сууас-suwas"-"водный ас"- древняя форма имени чуваш.

Клапрот выводит название Ч. из тюркских слов: чер (дорога) и кесмек (отрезывать), так что Ч. — синоним разбойника;**  - см. выше происхождение слова "черкес"

но название это (т.е.черкес), по-видимому, древнее появления тюркских племен в Средней Азии ***- современные лингвистические исследования показали (M.Swodesh, А.Старостин), что предки тюрок  имеют европеоидное происхождение и язык тюркский относится к евростатической (ностритической) макросемье. В то же время язык адыгов и др. кавказских народов имеет китайско-тибетское происхождение.  А по антропологическому типу карачайбалкары т.е. тюрки относятся к кавкасионскому расовому типу. Кавкасионский расовый тип считается наиболее древним и чистым типом белого человека.

Уже у греческих историков встречается название керкет,****- вот таким поверхностным суждением исследователи 19 века оказали адыгам медвежью услугу. Теперь этот тезис стал одним из  основных опор для обоснования теории древности адыгов. Такое утверждение разбивается простыми примерами подробно о керкетах  здесь

По окончании войны до 400 тыс. душ выселилось в Турцию****-общее число "мухаджиров"-переселенцев горцев-кавказцев в Османскую империю. Из этого общего числа  ок. 25-30% составляли народы Центрального и Восточного (Дагестан) Кавказа, чеченцы-ингуши, дагестанцы, карачайбалкары, кумыки и осетины. В это число не включены, жители степных районов  современных Ставропольского и Краснодарских краёв, ногайцы- как степной и некавказский народ. Однако по числу вынужденных переселенцев  в Османскую империю ногайцы превосходят  суммарное число всех переселенцев из  горских народов Кавказа. По Брокгаузу  только в описываемый период 1830-1860гг  переселилось 180 тыс. ногайцев см. ст. Нагаи.

из коих большая часть (84 тыс.) — кабардинцы.*****- в это число включены 16,7 тыс алан, проживавших в то время на территории современной Балкарии т.е. современные балкары.( такую расшифровку численности даёт ст.Тюрко-татары

Костюм Ч. состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяков, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие — шашка (название от Ч. перешедшее к нам), ружье, кинжал****** - из этого перечня одежды и оружия -" бешмет, архалук, черкеска, чевяк, бурка, папаха, галун, башлык, шапка, шашка, кинжал " т.е. практически все слова имеют прозрачно аланское (тюркское) происхождение. Тюркская этимология всех слов за исключением "шапка" и "шашка" описаны в лингвистической литературе. Так как тема нашего комментария другая, я представлю доказательства в кратком  тезисном варианте . "Шапка"  этимологизируется из джокающего литературного карачайбалкарского языка. "Шапка" -"джапха/джапга" т.е. "укрывающий, накрывающий" , корень слова "джаб/джап"- накрывать. Русское "шашка" - это тюркское "шешке" с тем же значением от корня "шиш/шаш"- зуб, копье, вертел. Сравни с "шишлик/шашлык", т.е. "то что нанизано на шиш/шаш" или "то что можно сьесть". Тюркские названия одежды  дополнительно  подтверждают предыдущий  тезис о тюркоязычности черкесов.

"Осетины"

1.Автором последних  статей является Всеволод Миллер - основоположник  теории иранского происхождения  скифов-сармат-алан. Большая часть его  современников  признавали за скифами-сарматами-аланами тюркский корень. Что и подтверждает ст. Тюрко-татары, (автор Лев Яковлевич Штернберг Этнограф Императоргской академии наук) где  о тюрках (карачайбалкарах) говорится "...В) кавказская группа, составившаяся из самых различных элементов: древних аланов, аваров, хазаров, печенегов, перемешанных с кипчаками, ногайцами, лезгинами и особенно с иранцами...", Точно так же у других авторов древние народы Юга России смотри статьи в  оглавлении раздела сайта  "Скифы", "Аланы","Сарматы", "Саки" не индентифицированы с иранцами.

2.**  "цвет кожи у них смугловатый"- здесь Вс. Миллер ошибается цвет кожи у осетин, карачайбалкар, вайнахов- у всех центральнокавказских народов, в абсолютном своём большинстве светлый. 

3*** "Высшее сословие возникло у них под влиянием кабардинцев. У тагаурцев уздени или алдары, в числе 11 фамилий, имели право владеть рабами; им же принадлежала земля в Тагаурии." -ошибочный вывод Вс. Миллера. "Уздень" -точнее  "özden"- бесспорно алан-тюркский термин, сословие наличествующие у всех тюрок Сев. Кавказа - карачайбалкар, кумыков, ногайцев ( см. статьи Карачай, Кумыки). öz- 1.свой, 2. настоящий,özden- из своих,настоящих ср.özbek- узбек."Алдар" тоже тюркского корня со значением "передний, первый, начальный"- . Высшее сословие  у адыг-кабардинцев  состояло из тюрок:  кумыков и  карачайбалкар и ногайцев. В то же время как у так называемых "демократических" адыгов- абадзехов, шапсугов итд не присутствовали "ёздены/уздены". Этот факт также подтверждает версию тюркского происхождения высшего сословия кабардинцев. Вероятнее всего осетинское сословие "узден" не приобретённое у кого-либо, а сохранившееся из аланской древности, когда аланы и асы предки осетин были тюркоязычны.
4**** "Дигорцы, тагаурцы и часть куртатинцев были данниками кабардинцев еще в начале XIX века" тоже ошибочное поверхностное суждение Вс. Миллера заимствованное им у других авторов- Клапрота , Броневского, не бывавших на территории Центрального Горного Кавказа- Карачая, Балкарии и Осетии. Адыги-кабардинцы только в начале 19 века осели  на постоянное местожительство  на Центральном Кавказе, в районе своего  нынешнего расселения. И только в 19 веке соприкоснулись с древними жителями Кавказа - осетинами и  никак не могли покорить горную Осетию и установить владыческие отношения с ней.( Точно такая же ситуация  по отношению к Карачаю и к Балкарии)  В подтверждение этой мысли приведём  такой факт, что в кабардинском языке осетин называют на русский манер "осетинхэр". Это значит, что кабардинцы познакомились с осетинами посредством русских  только после установления власти Российской империи на Кавказе. "Осетин" это русское название заимствованное ими у грузин. Сами осетины зовут себя "ирон" и "дигорон". По другому звучат названия иронцев и дигорцев в других языках, давних соседей  осетин. В кабардинском языке есть  слово "бий" означающее "враг", но в карачайбалкарскоми кумыкском языках "бий" это князь. Вся верхушка кабардинцев вплоть до установления Советской власти была тюркоязычной (с паралельным владением языка своих подданных- адыгов). Все князья Кабарды имеют прозрачно тюркский корень. Именно этот факт тюркоязычности кабардинской верхушки объясняет  факт отсутствия  в кабардинском языке собственного названия осетинам вообще, дигорцев и иронцев в частности.